РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на занятиях в колледже (из опыта работы)

Данная технология заинтересовала меня своей планомерностью, логичностью, результативностью и притягательностью для ребят.

Мастерство выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, моделировать, делать выводы, принимать продуманные решения свидетельствует о формировании человека высоких интеллектуальных способностей, т.е. желающего сделать жизнь своими руками. В процессе подготовки будущих специалистов эти способности являются приоритетными. Эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе на занятиях иностранного языка, через технологию "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП).

Использование различных подходов к информации, умение поставить вопросы и ответить на них в нестандартной ситуации, найти решение с использованием критического осмысления прочитанного ведут к более глубокому усвоению иноязычного материала, дают возможность выразить свое мнение на английском языке по данной теме.

В процессе работы ребята заметили, что изменился характер взаимоотношений на уроке иностранного языка. Они стали больше общаться по учебному материалу, дословный перевод текста стал занимать меньше времени. Их общение на английском стало более демократичным, открытым. Ребята могли вести диалог по прочитанному иноязычному тексту, подводить итоги проводить рефлексию. Все это благодаря проблемному подходу к материалу и поисковому способу деятельности как в индивидуальном порядке, так и в составе малой группы. Ребята понимают необходимость мышления по поводу прочитанного. Они высказывают свои идеи, готовы исправлять ошибки, аргументированно вести спор, что говорит о гибкости мышления.

Технология РКМЧП включает три этапа или стадии. Это "Вызов - Осмысление - Рефлексия".

Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Так, например, при изучении темы «Англоговорящие страны. Австралия» на первой стадии ребятам предлагается кратко ответить на английском языке на вопросы типа «Знаете ли вы, где находится и чем отличается от других континентов Австралия?» или «Знаете ли вы знаменитых людей/спортсменов/ актеров, родившихся в Австралии?» Ребята составляют кластер, который дополняют на втором и третьем этапах работы, создавая целостную картину для устной речи об Австралии. Ребятам дается задание на листе бумаги изложить известные главные факты. В кружках записываются самые значимые факты об Австралии, соединяются паутинками, по мере чтения теста кружков становится больше, паутинки соединяются в причудливый рисунок. Это позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данному континенту, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить студента к активной работе на уроке и дома. При изучении темы «Экология» на I курсе хорошо сработал прием «Корзина идей». Ребятам предложено было написать на английском языке идеи оздоровления экологии в городе, затем идеи помещаются в «корзину». Каждый вытягивает записочку из корзины, зачитывает и высказывает свое мнение о написанном. Тем самым закладывается основа для осмысления текста и пересказа темы.

Вторая стадия - осмысление. Здесь другие задачи. На этой стадии ребята получают новую информацию во время чтения текста об Австралии, осмысливают ее и стараются соотнести с ранее полученными знаниями. Самое простое задание на этом этапе - Прочитав полностью текст, ребята работают над заполнением таблицы «Инсерт». В первый столбик они записывают факты, ранее известные им. Во втором – то, что противоречит/соответствует их представлениям. В третьем – то, что вызвало наибольший интерес у студентов и на чем они хотели бы остановиться. Данная таблица дает возможность обобщить материал, пересказать текст с личной оценкой прочитанного. При работе над текстом о стране, о спорте или экологии, как и по другим темам, хорошо подходит прием «Фишбон». Решение проблемы и рассказ о данной проблеме совершенно планомерно прослеживается в этом приеме. Рассказ строить очень легко и просто. Сформулировать проблему ребята могут легко, итог представить также не сложно, а какие шаги нужно делать в процессе решения проблемы – это довольно большой мыслительный процесс. С удовольствием ребята выполняют упражнения на «Толстые и тонкие вопросы». «Тонкие» вопросы не требуют больших усилий в построении ответа. Нужно лишь сказать Да/Нет или дать ответь одним словом. Например: Австралия большая страна? Кто является главой государства? На данном этапе оттачиваются способности воспринимать устную речь, так как вопросы задаются в устной форме. Вопросы, именуемые «толстыми», требуют от студентов умения аргументированно использовать прочитанный материал при ответе на вопросы. В данной работе используются вопросы типа «Почему в Австралии так мала плотность населения?», «В чем разница в образовательной системе Великобритании и США?», «В чем смысл здорового образа жизни?». Мыслительная деятельность находится на этом этапе на пике.

Третья стадия - рефлексия. Ребята работают над целостным осмыслением, обобщением полученной информации; у них формируется собственное отношение к изучаемому материалу. Получив задание написать эссе на учебном занятии, ребята задаются вопросом «Что я думаю об Австралии?». Хорошо показал себя прием «Синквейн». По определенному алгоритму строится высказывание в очень сжатой и конкретной форме, а это совсем нелегко. Не получится данный этап, если критически не осмыслить предложенный текст. И в итоге работы над темой ребята должны составить устную тему, например, об Австралии. При этом ценится индивидуальность и оценочное суждение материала.

В чем же состоит для меня важность представленной технологии? Во-первых, технология критического мышления представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. С другой стороны, использование данной технологии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.

Цели технологии развития критического мышления, отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают студента и преподавателя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены