РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Психологическая адаптация и сопровождение самостоятельной жизни детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей

Длительное пребывание в учреждениях интернатного типа, приводит к формированию такого типа личности, для которого характерны следующие черты: низкий уровень трудовой мотивации, отсутствие представлений о своих правах, проблемы с ориентацией в социуме, высокий уровень виктимости. Выпускники детских домов зачастую не способны решать элементарные бытовые задачи (купить продукты, приготовить еду, оплатить коммунальные услуги), не умеют распоряжаться с денежными средствами, у них нет позитивного примера семейной жизни.

Поэтому адаптация выпускников к жизни вне учреждения, является актуальным вопросом.

Во время пребывания в учреждении, социальные контакты ребенка чаще всего ограничены сотрудниками и проживающими там детьми. При выпуске из интернатного учреждения воспитанник встречается с абсолютно новой социальной средой, которая представлена учебным или производственным коллективом, новыми друзьями, общественными отношениями.

Для помощи выпускникам приспособиться к самостоятельной жизни, создана система постинтернатного сопровождения. Но данная служба только формируется в нашей стране, не во всех субъектах РФ имеются специалисты, занимающиеся постинтернатной адаптацией.

Под постинтернатной адаптацией следует понимать процессы, которые происходят во время приспособления к нормам социальной жизни. Эти процессы должны закончиться формированием системы ценностей, которая включает в себя, такие компоненты как умение жить в социуме, пользоваться своими правами, знать свои обязанности, иметь потребность в трудовой деятельности, ответственно относиться к себе и своей жизни.

Деятельность службы постинтернатного сопровождения включает в себя следующие принципы:

  • реализация гарантий государства в области соблюдения прав детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей;
  • содействие государственных органов и структур в социальной адаптации выпускников интернатных учреждений;
  • взаимодействие социальных служб в сфере помощи успешной постинтернатной адаптации подростков;
  • формирование системы постинтернатного воспитания выпускников, с единой структурой функционирования, финансирования, управления, отчетности и ответственности;
  • индивидуальный и личностно – ориентированный подход к каждому выпускнику, с учетом его дальнейших перспектив в трудоустройстве и социальном функционировании.

Работа по постинтернатному сопровождению должна содержать следующие компоненты:

  • диагностика. Изучение уровня подготовленности выпускника к самостоятельной жизни, уровень его интеллекта, состояние здоровья, умение общаться с окружающими, умение ориентироваться в бытовых и финансовых вопросах;
  • анализ результатов диагностики, выделение факторов риска, которые могут помешать адаптации подростка;
  • коррекционная работа. Коррекция факторов риска, разработка индивидуальной программы постинтернатного сопровождения, проведение развивающих занятий и тренингов с выпускником.
  • консультативная работа. Индивидуальное консультирование по вопросам обучения, отношений со сверстниками, с противоположным полом, бытовых проблем, решение правовых вопросов, решение жилищных вопросов.
  • организационно-методическая работа. Разработка программ сопровождения, оформление документации, обеспечение выпускников методическими материалами, выпуск рекомендаций для специалистов, занимающихся постинтернатным сопровождением.

Одним из самых эффективных способов взаимодействия с выпускником, является закрепление за каждым из них постинтернатного воспитателя, до достижения выпускником возраста 23 лет.

Постинтернатный воспитатель по сути заменяет опекуна, осуществляет помощь в адаптации, без ограничения в правах и свободах совершеннолетнего выпускника.

Вид сопровождения определяется по результатам диагностики уровня социализации выпускника.

Можно выделить следующие виды сопровождения:

  • Оперативное сопровождение. Необходимо для решения неотложных вопросов, внезапно возникших проблем;
  • Активное сопровождение. Помощь в повседневной жизни, решение плановых вопросов.
  • Активное наблюдение. Осуществляется при стабильной жизненной ситуации у выпускника (успешная учеба, постоянное трудоустройство).

По виду сопровождения составляется индивидуальная маршрутная карта выпускника, в которой фиксируется проводимая работа, анализ результатов.

Таким образом, в настоящее время формирование системы постинтернатной поддержки можно охарактеризовать как поиск подходящих форм, способствующих наиболее полному раскрытию потенциала и успешной социальной интеграции и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.