РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Современные технологии урочной и внеурочной деятельности (из опыта работы)

По современным данным, объём научных знаний в мире удваивается примерно через каждые 8–10 лет. Это означает, что как бы школа не старалась успевать за развитием науки, содержание образования, которым овладевают учащиеся, быстро стареет по многим параметрам и нуждается в коррекции. Поэтому на современном этапе для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать главное в море информации, следовательно, результаты обучения должны быть не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться.

Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

В Национальной доктрине образования РФ отмечается: «Система образования призвана обеспечить… подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информационного общества и развития новых наукоемких технологий…». Перед школой стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях.

Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе современных технологий. Организация учебного процесса на основе новейших технологий и с учётом психофизиологических особенностей и личных интересов обучающихся позволяет добиваться высоких результатов учебной деятельности. Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе - это на сегодняшний день требование времени.

Построение учебного процесса на уроке и во внеурочной деятельности влечет за собой активное применение современных технологий, учитывая современные требования к качеству образования, к уровню сформированности учебных действий.

Одними из ведущих технологий в организации образовательного процесса на уроке и во внеурочное время считаю информационно-коммуникационные технологии.

Применение ИКТ на всех этапах урока позволяет мне оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. Современные школьники в большинстве своем владеют компьютерной грамотностью.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить мотивацию к изучению предмета, создает дополнительные условия для формирования и развития коммуникативных умений и навыков учащихся. Использование данной технологии помогает осуществить переход от репродуктивных форм к самостоятельным, творческим видам работы.

Большинство современных подростков пассивны, уровень их активности в ходе учебного процесса низкий, у многих формируется убеждение, что знания, даваемые школой, в жизни не пригодятся. Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных людях, способных творчески реформировать общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Поэтому выпускники должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя. Выполнить такие задачи в условиях традиционных технологий весьма проблематично.

В новых технологиях ставка делается на появление у детей потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся на уроках.

Как будут дети относиться к учёбе в старших классах - зависит от каждого учителя, который ведёт уроки у них в 5 классе. Работу я веду в двух направлениях: модернизация традиционного обучения, использование современных образовательных приёмов и технологий.

Необходимость внедрения новых информационных технологий в учебный процесс не вызывает сомнений. Современное общество характеризует процесс активного использования информационного ресурса в качестве общественного продукта в условиях функционирования всемирной информационной сети, которая позволяет обеспечить доступ к информации без каких-либо существенных ограничений по объему и скорости транслируемой информации. Появление и широкое распространение ИКТ позволяет использовать их в качестве средства общения, воспитания. Информационно коммуникационные технологии открывают принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащихся. При использовании ИКТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Впервые возникает такая ситуация, когда ИКТ обучения становятся и основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека.

При использовании ИКТ необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности: познавательного, морально нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области информационных технологий. Для совершенствования коммуникативного компонента своей деятельности педагог может применять различные компьютерные программы.

С компьютерными технологиями работаю давно. И с каждым годом открываю для себя всё новые и новые возможности этих технологий.

Технология веб-квеста как интерактивная образовательная среда.

Веб-квест является одним из популярных и современных видов образовательных Интернет-технологий. В воспитательном и общеобразовательном процессе эта технология появилась относительно недавно. Это английское слово quest можно трактовать как «поиск» или даже «приключение». Собственно, на поиске решения для какой-то конкретно поставленной задачи и основаны квест-технологии в образовании. Как известно, дети образовательный процесс достаточно часто воспринимают, что называется, «в штыки».

Особенно это касается случаев, когда подается сухой материал, насыщенный фактами. Чтобы заинтересовать детей образовательными дисциплинами, и было предложено использовать игру, как один из методов обучения, ведь именно в процессе игры у детей появляется восприятие того или иного материала, а также формируется собственное мнение по поводу происходящего, не говоря уже о разделении на положительных и отрицательных героев, что, в свою очередь, может достаточно сильно повлиять на психику ребенка и сформировать правильное мировосприятие.

Образовательный веб-квест сегодня - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Цель работы в данной образовательной среде: организовать грамотную работу учащихся в Интернете, при этом сформировать ключевые компетентности.
То есть это сайт, презентация, или задание, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов.

Веб-квест направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления, поэтому учитель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции.

Правильно разработанный, веб-квест способствует достижению следующих задач:

  • повышение мотивации к самообучению, поощрение учеников учиться независимо от учителя;
  • формирование новых компетенций на основе использования ИТ для решения учебных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.), умений находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
  • реализация творческого потенциала;
  • повышение личностной самооценки;
  • развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, организационные, лидерские способности).
  • развитие самостоятельности;
  • развитие коммуникативных умений и умений работы в группе; (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
  • развитие мышления;
  • повышение словарного запаса;
  • навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).

Технология по созданию ментальных карт.

Альтернативой линейного метода (например, текста) являются ментальные карты — запись информации, основанной на визуальном мышлении и совместной работе правого и левого полушарий мозга.

Преимущества ментальных карт перед обычными методами представления информации:

  1. Информацию записывать легче, быстрее и меньше по объёму.
  2. При чтении карты видно взаимосвязи в информационном блоке, структуру и логику.
  3. При использовании ментальных карт человек развивает мышление (творческое и логическое), память и воображение.
  4. При использовании ментальных карт мы задействуем творческие процессы и используем весь потенциал, так как используем оба полушария мозга.
  5. Мы запоминаем информацию сразу, более качественно и в больших объемах.
  6. Методу ментальных карт легко научиться.

Как известно, основными функциями мозга являются восприятие, хранение, анализ, воспроизведение и управление информацией.

Человек легче запоминает информацию, поданную в виде ментальной карты, так как она соответствует некоторым свойствам нашего восприятия:

  1. Целостность, законченность образа.
  2. Эмоциональная выразительность образа.
  3. Ассоциативность.

Интересным свойством карт является тот факт, что ее в равной степени легко использовать людям с разным подходом к работе.

Применение ментальных карт

Креатив. Ментальные карты широко используются для развития творческого мышления и проведения мозговых штурмов. Метод позволяет генерировать идеи и организовывать их в понятную четкую структуру, удобную при обработке сгенерированных идей. Кроме того, подобная организация помогает принять взвешенное и обдуманное решение при сложных ситуациях, когда присутствует много различных факторов.

Человек легче запоминает информацию, поданную в виде ментальной карты, так как она соответствует некоторым свойствам нашего восприятия.

Планирование. Благодаря методу улучшается работа с проектами, так как видна связь между ресурсами, задачами, сроками, объемами и способами реализации отдельных задач проекта.

Презентация. Цельность карты дает возможность также четко доносить какую-либо идею людям, избегая ненужных отступлений, укладываясь в сроки презентации. Кроме того, последовательность и логичность презентации с помощью ментальной карты позволит понять слушателям именно то, что вы хотели сказать.

Визуализация. С помощью карт вы сможете наглядно представить исчерпывающую информацию о связях, соотношении, иерархии какого-либо понятия или проекта.

Обучение. При обучении на человека обрушивается огромное количество информации, требующее четкой организации, так как эту информацию необходимо будет зафиксировать (записать), отфильтровать важное и неважное, запомнить, связать с практическим выполнением и предыдущим опытом. Ментальные карты позволяют решить эти задачи благодаря тому, что наглядно выделяется главное и второстепенное, видна взаимосвязь между понятиями и, благодаря структуре и использованию ассоциаций, информацию намного легче запомнить.

Как использовать онлайн – доску Padlet

Padlet - это онлайн – сервис, предоставляющий вам интерактивную экранную доску, на который вы можете писать текст или вставлять изображения. Вы можете создавать, удалять, редактировать и перемещать каждый из созданных пунктов на доске, как будто вы имеете дело с липучками. Каждое место для общения называется «стена». Это делает данный инструмент отличным способом для организации планов, мыслей, списка покупок, структурирования заметок и всего того, что только может прийти вам на ум.

Пользоваться доской очень легко, а возможности для применения её в обучении огромны.

Как использовать доску Padlet в классе?

  1. Для повторения изученного на прошлом уроке. Поместите все необходимые материалы на доску, попросите учащихся быстро просмотреть их, и задать вопросы, если у них возникнет необходимость что-то уточнить.
  2. Если Вы рассказываете какую-либо историю, попросите учащихся предсказать, что случится дальше. Пусть они поместят все свои идеи на доску. Обсудите, насколько точны были их предсказания.
  3. Для совместного конспектирования. Когда учащиеся слушают лекцию или доклад, попросите их совместно добавлять на доску основные идеи или вопросы, возникшие по ходу урока.
  4. Для проведения собраний с учащимися или преподавателями. Попросите их добавлять на одну доску все идеи и вопросы, обсудите их в конце встречи.
  5. Для планирование мероприятий. Например, если Вы планируете экскурсию, то можете поместить на доску всю необходимую информацию: место, маршрут, время выезда, стоимость, список необходимых с собой вещей, и так далее.
  6. Для проведения опроса после изучения той или иной темы. Попросите учащихся, например, ответить на такие вопросы: «Что нового Вы узнали?», «Что осталось неясным?», «Что бы Вы хотели у меня спросить?». Вы можете не только увидеть ответы учащихся в Padlet, но и прокомментировать их, добавив текст, ссылку или мультимедийный файл. Такую доску удобно использовать в дальнейшем для повторения материала.
  7. Padlet удобно использовать как систему хранения документов, загрузив на доску материалы, которые будут доступны для скачивания в любое время.
  8. Для подготовки отчета об экскурсии или выездном мероприятии. Вы можете разместить на доску фотографии Ваших учащихся и их отзывы.
  9. Создание доски Padlet может быть самостоятельным заданием. Вы можете предложить учащимся на выбор — сделать доклад, презентацию, интерактивный плакат, карту памяти или доску Padlet. Получившуюся доску можно встроить в сайт или блог класса.
  10. Можно использовать доску для совместного сбора материалов по той или иной теме. Учащиеся при этом могут работать как всем классом, так и в группах. Все ресурсы будут собраны в одном месте, и никогда не потеряются.
  11. В качестве доски сообщений для класса или группы, где Вы можете размещать объявления и важную информацию.
  12. Как список дополнительных материалов по теме. Создайте доску со ссылками на статьи, фотографиями и учебными видео, и поделитесь ссылкой. Такая доска будет интересна и тем, кто хочет глубже изучить тему, и тем, кто пропустил занятие.
  13. Для знакомства в начале года. Вы можете создать доску, рассказывающую о Вас, а также попросить учащихся составить собственные доски, на которые они могут добавить любую информацию о себе.
  14. Для получения обратной связи от учащихся. Попросите их использовать доску, чтобы поделиться своими впечатлениями и идеями.

На федеральных образовательных порталах Единая коллекция ЭОР (school-collection.edu.ru) и ФЦИОР (fcior.edu.ru) находятся электронные образовательные ресурсы по разным предметам и классам, которые можно использовать для изучения нового материала, актуализации знаний, практической работы учащихся. Не всегда готовые ЭОР по предметам удовлетворяют всем требованиям педагогов, а изменение данных ресурсов требует больших временных и интеллектуальных затрат, требующих специальных навыков в области информационно-коммуникационных технологий.

Для решения этой проблемы используются сервисы веб 2.0, в которых педагог может без специальных навыков создать интерактивные задания на классификацию, заполнения таблицы, заполнения кроссворда и другие. Одним из таких является сервис learningapps.org.

На сайте представлена целая коллекция интерактивных заданий и упражнений по разным предметам, которые можно использовать в различных формах организации учебной деятельности и на разных этапах урока. Но, как известно, творческому человеку гораздо интереснее создавать собственные материалы, и LearningApps.org предоставляет такую возможность. На сайте представлено 34 макета для создания интерактивных дидактических материалов. Макеты распределены по блокам в зависимости вида деятельности: выбор, распределение, последовательность, заполнение, онлайн - игры, инструменты. В блоке «Выбор» можно создать собственную игру «Кто хочет стать миллионером», интерактивные викторины с выбором одного или нескольких ответов, упражнения «Выделить слова», «Слова из букв». Можно для примера посмотреть уже существующее упражнение, а затем приступить к созданию своего, нажав на вкладку «Новое упражнение». В открывшемся макете необходимо заполнить поля с названием будущего упражнения, текстом задания, далее заполнить слова, которые ученик должен будет найти, заполнить поле «Обратная связь» текстом, который будет появляться при правильном решении, сохранить приложение.

Упражнение готово, можно приступать к его выполнению. Найденные слова, выделяются зелёным цветом и появляются в списке справа. Когда ученик правильно найдёт все заданные слова, на экране появляется текст обратной связи.

Ресурс позволяет учителю создавать аккаунты для всего класса и отслеживать правильность выполнения учениками предложенных заданий в разделе «Статистика». Для этого учащимся достаточно войти под своим логином и паролем, а затем выполнить предложенные задания.

Для меня данный ресурс незаменимый помощник в работе, как в урочной, так и внеурочной: дружелюбный русскоязычный интерфейс (надо только выбрать соответствующий флажок в правом верхнем углу); моментальная проверка правильности выполнения задания; возможность обмена интерактивными заданиями.

В заключении можно сказать, что использование современных образовательных технологий даёт хорошие результаты, помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным. Работа в инновационном режиме меняет мировоззрение самого педагога. Я дополняю и сочетаю традиционные методы преподавания с новыми методами, использую информационные технологии, применяю индивидуальный подход к каждому обучающемуся, а также объективно оцениваю качество знаний каждого ребенка. Таким образом, использование новых информационных технологий в преподавании технологии является неотъемленной частью в методике преподавания в настоящее время в условиях модернизации образования, так как при условии применения современных технологий процесс обучения становится более эффективным и личностно – ориентированным.

Хочу заметить, что учитель по своему культурно-образовательному уровню и психологическому настрою должен быть готов к принятию любой из образовательных технологий. Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором – Учителем.

Закончить хотелось бы словами о том, что для учителя является главным.

Главное – это искры радости познания в глазах детей.
Главное гореть самой, чувствовать, что ты можешь зажечь других, быть счастливой, когда твои ученики дарят тебе свой свет.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.