РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование мотивации учения на начальном этапе в условиях безотеточного обучения

Василий Александрович Сухомлинский писал: "Все наши замыслы, все наши цели превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться".

Все знают, как блестят глаза у шести - семилетних ребятишек, которые впервые приходят в школу. Они в большинстве своем любознательны, ждут от учебы чего-то нового, необыкновенного, интересного. Дети доверчиво смотрят на учителя и полны желания делать вместе с ним новые открытия. К сожалению, уже к концу начальной школы часть детей теряет интерес к учебе.  В формировании положительной мотивации учения значение начального периода школьной жизни ребёнка трудно переоценить. Первый класс является моментом встречи ребёнка со школой, причём природа щедро одаривает абсолютное большинство детей нормальными способностями к активному восприятию окружающего мира и, следовательно, к нормальной учебе. Именно этот возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться. Поэтому первый класс имеет большие ресурсы формирования школьной мотивации, это тот период, в который происходит становление и развитие системы мотивов, от которой зависит уровень познавательных способностей человека в будущем.   Большую роль в развитии мотивации первоклассника играет и то, что первый класс является зоной безотметочного обучения, поэтому первокласснику не нужно работать на отметку, отпадает «отметочная» мотивация, и главным содержанием мотивации в этом возрасте становится — «научиться учиться».

Педагогические условия формирования положительной мотивации к учению в первом классе имеют свои особенности и обусловлены, в первую очередь, особенностями возраста детей, а именно:

  • изменениями в социальном статусе детей и необходимостью налаживать отношения со сверстниками, учителем, привыкать к новому статусу;
  • острой потребностью в похвале, поддержке, оценке своей деятельности, в поддержке самооценки;
  • преобладанием наглядно – образного мышления;
  • склонностью к игровой форме деятельности;
  • стремление детей к самостоятельности;

Формирование внутренней мотивации учения – это не «закладывание» учителем в голову первоклассников готовых, из­вне задаваемых мотивов и целей учения.

На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и даль­нейшее развитие мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов и стимулов.

Остановлюсь на некоторых из них подробнее.

1. Работу по формированию внутренних мотивов в 1 классе начинаю с исследования мотивации учащихся путем наблюдения, проводя анкетирование, беседы с детьми и их родителями. Между учителем и учеником должен быть установлен психологический контакт, отношения должны быть доброжелательными. Если педагог не знает, что нужно детям, какие у них   нужды, потребности, желания, интересы, то ему не удастся стимулировать их деятельность. После выявления общей картины нужно позаботиться о создании общей положительной атмосферы в классе, обеспечении гуманных отношений между учителем и учеником: преобладании побуждения, поощрения, понимания и поддержки. В первом классе как можно чаще учитель использует приём «психологическое поглаживание учеников»: приветствие, проявления внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком. Предупреждать опасные для учебной деятельности чувства скуки, серости, монотонности; возбуждать интеллектуальные эмоции удивления, новизны, сомнения, достижения.  Так же нужно стараться снижать тревожность детей, исключая все оттенки отрицательного подкрепления (упреки, выговор, иронию, угрозы и др.), тем самым снижать или полностью исключать страх первоклассника перед риском ошибиться, что – то забыть, неверно ответить; формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.

2. Формирование внутренних познавательных мотивов веду через организацию учебной деятельности, которая существует в различных формах, приемах и методах:

  • Очень стимулируют познавательную активность первоклассников всевозможные средства наглядности, опорные схемы, таблицы, а в современных условиях использование ИКТ -  позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся;
  • Особую роль на уроке в 1 классе я отвожу дидактической игре, которая является одним из действенных приемов формирования учебной мотивации, повышает интерес к учебной деятельности, работоспособность, развивает творчество, самостоятельность. Элементы занимательности, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает с интересом усвоить любой учебный материал. Как заметил французский писатель Анатоль Франс: «Учиться можно только весело... Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».  В этом помогает подача учебного материала в игровой форме через сказочного персонажа или сюжетные уроки, использование игровых ситуаций на различных этапах урока, необычное начало урока, использование музыкальных и видео фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки, уроки-путешествия, самостоятельные работы с элементами творчества, выставки, виртуальные экскурсии.  Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например, «Что из чего сделано?», «Какой   звук слышим?», «Найди лишнее число» и др. Первоклассники обожают играть, раскрывать тайны, соревноваться, участвовать в приключениях. Варианты дидактических игр.
  • Создание ситуации успеха для каждого ребёнка. Ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности первоклассника. Она удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении. Очень важно, чтобы ребенок не только активно, с интересом работал на уроке, но и видел плоды своего труда и мог их оценить, что тоже оказывает значительную роль в формировании положительной мотивации в процессе учебы. Нужно продуманное стимулирование деятельности, через словесную оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ и др.  Так вместо цифровой отметки использую оценивание письменных работ с помощью печатей, весёлых наклеек с ободряющими словами; на уроках использую флажки с надписями: «Лучший чтец», «Лучший математик» для поощрения и стимулирования детей; отмечаю успехи детей на выставке «Наши лучшие прописи и тетради», рубрика «Наши успехи» в уголке школьника.
  • На уроке не обойтись без репродуктивных методов обучения, служащих для формирования знаний, умений и навыков, но все же всегда, насколько это уместно в 1 классе, я стараюсь применять проблемно-поисковые методы, которые, с моей точки зрения, как раз и служат развитию самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческих способностей учащихся. Также важна новизна учебного материала и характера познавательной деятельности. Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому желательно находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия и привлекать школьников к их обсуждению и решению. Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждают первоклассников внимательнее присмотреться к ранее неизвестному и разобраться в нем;
  • Подбор интересного по содержанию дидактического материала с обязательной опорой на опыт детей, практическая значимость и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников. Практика часто ставит ребёнка в тупик, а познание помогает выйти из тупика. Задача учителя показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками.

Как вывод  - следующее: первоклассники охотно идут на урок, если все сорок минут они активно и с интересом трудятся, стремясь приобрести новые знания, а уходят с чувством удовлетворения. Поэтому ученик должен получить право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены