РАЗРАБОТКИ
|
Формирование мотивации учения на начальном этапе в условиях безотеточного обученияВасилий Александрович Сухомлинский писал: "Все наши замыслы, все наши цели превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться". Все знают, как блестят глаза у шести - семилетних ребятишек, которые впервые приходят в школу. Они в большинстве своем любознательны, ждут от учебы чего-то нового, необыкновенного, интересного. Дети доверчиво смотрят на учителя и полны желания делать вместе с ним новые открытия. К сожалению, уже к концу начальной школы часть детей теряет интерес к учебе. В формировании положительной мотивации учения значение начального периода школьной жизни ребёнка трудно переоценить. Первый класс является моментом встречи ребёнка со школой, причём природа щедро одаривает абсолютное большинство детей нормальными способностями к активному восприятию окружающего мира и, следовательно, к нормальной учебе. Именно этот возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться. Поэтому первый класс имеет большие ресурсы формирования школьной мотивации, это тот период, в который происходит становление и развитие системы мотивов, от которой зависит уровень познавательных способностей человека в будущем. Большую роль в развитии мотивации первоклассника играет и то, что первый класс является зоной безотметочного обучения, поэтому первокласснику не нужно работать на отметку, отпадает «отметочная» мотивация, и главным содержанием мотивации в этом возрасте становится — «научиться учиться». Педагогические условия формирования положительной мотивации к учению в первом классе имеют свои особенности и обусловлены, в первую очередь, особенностями возраста детей, а именно:
Формирование внутренней мотивации учения – это не «закладывание» учителем в голову первоклассников готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшее развитие мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов и стимулов. Остановлюсь на некоторых из них подробнее. 1. Работу по формированию внутренних мотивов в 1 классе начинаю с исследования мотивации учащихся путем наблюдения, проводя анкетирование, беседы с детьми и их родителями. Между учителем и учеником должен быть установлен психологический контакт, отношения должны быть доброжелательными. Если педагог не знает, что нужно детям, какие у них нужды, потребности, желания, интересы, то ему не удастся стимулировать их деятельность. После выявления общей картины нужно позаботиться о создании общей положительной атмосферы в классе, обеспечении гуманных отношений между учителем и учеником: преобладании побуждения, поощрения, понимания и поддержки. В первом классе как можно чаще учитель использует приём «психологическое поглаживание учеников»: приветствие, проявления внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком. Предупреждать опасные для учебной деятельности чувства скуки, серости, монотонности; возбуждать интеллектуальные эмоции удивления, новизны, сомнения, достижения. Так же нужно стараться снижать тревожность детей, исключая все оттенки отрицательного подкрепления (упреки, выговор, иронию, угрозы и др.), тем самым снижать или полностью исключать страх первоклассника перед риском ошибиться, что – то забыть, неверно ответить; формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей. 2. Формирование внутренних познавательных мотивов веду через организацию учебной деятельности, которая существует в различных формах, приемах и методах:
Как вывод - следующее: первоклассники охотно идут на урок, если все сорок минут они активно и с интересом трудятся, стремясь приобрести новые знания, а уходят с чувством удовлетворения. Поэтому ученик должен получить право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями Опубликованы проекты демонстрационных вариантов ОГЭ на 2025 год Глава Рособрнадзора предложил реформу школьных экзаменов после 9 класса В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Статей за текущий месяц нет.
|
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены