РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Межвозрастное взаимодействие обучающихся в исследовательском сообществе МОУ: необходимость и проблемы

И.А.Носкова,
учитель физики
МОУ СОШ № 64 г. Воллгограда.

В многообразии человеческих отношений мы постоянно сталкиваемся с фактами взаимоотношений между людьми разного возраста: семья, производственный, научный и учебный коллектив, неофициальная сфера общения и т.д. Многие исследователи детского коллектива указывают на большую роль межвозрастных связей, как в организации коллектива, так и в развитии личности ребёнка [1].

Реализация обучающимися своих социальных функций в будущем, вхождение детей в социум зависят от того, насколько успешно ими осваиваются социальные роли в процессе взаимодействия с людьми разного возраста. В свою очередь, диапазон освоения социальных ролей связан с включением ребёнка в деятельность разновозрастных групп. В процессе взаимодействия со сверстниками, с младшими, со взрослыми учащийся имеет дело с носителями различного социального опыта, этот опыт оказывает определённое влияние на формирование отношений старшеклассников с людьми, а отношения в ранней юности во многом определяют отношения и в будущей их жизни.

Важность вовлечения учащихся во межвозрастное взаимодействие в детском объединении определяется сегодняшней социальной ситуацией эмоциональной изолированности и незащищенности личности ребёнка, недостаточной удовлетворённостью естественной потребности детей в эмоционально-комфортном общении, со старшими и младшими.

Важность постоянного общения детей разного возраста, воспитательное влияние разновозрастных групп на развитие личности подтверждают труды А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.Т. Шацкого. А также современных педагогов И.С.Кон, Л.И. Новиковой и др. в связи с тем, что взаимодействие в разновозрастных группах формирует опыт многообразных отношений, способствует развитию нравственных качеств, освоению культурных ценностей. Видный советский психолог Ананьев Б.Г. придавал большое значение межвозрастным связям, видя в них способ взаимодействия поколений. Он указывал на большие возможности межвозрастного взаимодействия с точки зрения развития личности человека, считая, что в структуре любого коллектива должно быть определённое соответствие молодых и старых работников « для соединения высоких потенций развития и жизненного опыта» [1].

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что организация отношений между учениками разного возраста должна охватывать основные направления идейно-воспитательной работы в школе. Наиболее длительными и прочными он считал интеллектуальные взаимоотношения, которые складываются в результате руководства предметными кружками старшими учащимся и благодаря которым формируется познавательная активность учащихся [4].

Целью данной статьи является раскрытие возможностей исследовательского общества обучающихся для духовно-нравственного обогащения учащихся всех возрастов.

Она может быть реализована через решение следующих задач:

  • определить вероятностные сложности и связанные с ними риски при работе с разновозрастным коллективом обучающихся;
  • показать возможности секционного исследовательского общества учащихся (рассматривается система работы малого исследовательского общества учебных дисциплин естественнонаучного цикла) для формирования общественных, духовно-нравственных ценностей у ребят.

При разработке модели малого исследовательского общества обучающихся (далее – МИО) учитывались вначале «осторожности» и «риски» формирования разновозрастного коллектива обучающихся. Одной из основных причин опасений являлась, выделяемая психологами опасность возникновения «негативного» стиля отношений между детьми разного возраста, которая может выражаться с «позиции силы» со стороны старших; страхе и покорности со стороны младших. Для предупреждения и преодоления таких отношений необходимо грамотное педагогическое руководство и соответствующая организация совместной деятельности старших и младших.

Поэтому, созданию МИО предшествовала серьёзная подготовительная работа с педагогами методического объединения. Каждый учитель в отдельности понимал, что вести исследовательскую деятельность в рамках инновационного образовательного учреждения просто жизненно необходимо. Но вести исследования с учеником в интеграции с другими детьми более эффективно и более социально значимо по причинам вышеописанным. Таким образом, были обозначены направления локального (в рамках одного методического объединения) педагогического эксперимента с целью выявить условия эффективного формирования межвозрастного исследовательского общества обучающихся, тяготеющих к дисциплинам естественнонаучного плана.

Далее выстраивалось наблюдение за обучающимися – «кандидатами» в общество: их способности к взаимообщению; проявлению толерантности в диалоге со сверстниками; способности адекватно реагировать на критику; способности помочь и принимать решение. При этом учителя строго руководствовались принципом «добровольности и необязательности участия». Важно было помнить, что учитель может только предложить принять участие в том или ином мероприятии. А ученик решает сам, насколько это ему интересно. Условие «необязательности» превращает самые обыденные школьные дела в праздник и радостное событие. Это помогло сформировать творческую группу старшеклассников, объединённой одной целью – нести знание, самореализовываться и самосовершенствоваться.

На следующем этапе формирования МИО творческая группа начала активное распространение своего воздействия сначала в рамках предметного декадника: выпуск стенгазет, проведение экологических викторин и конкурсов, физических КВНов и другое. При этом использовался принцип «сотворчества». Он является ключевым для создания межвозрастного общения и объединения учащихся. Создание любой творческой работы от рисунка до собственного научного исследования требует внимания и поддержки взрослых для ребёнка любого возраста. Работа над творческим проектом ценна именно тем, что в итоге формируется команда соавторов и единомышленников. Опыт работы в команде с опытным наставником самоценен для развития ребёнка сам по себе, независимо от получаемого в работе результата.

В большинстве образовательных учреждений первая ступень образования несколько «удалена» от второй и третьей: отдельные праздники, сферы деятельности и зоны общения. Это не позволяет осуществлять полномасштабное разновозрастное взаимодействие обучающихся. Учитывая эту закономерность на втором этапе формирования МИО ребята (консультанты и активисты) привлекли к оформлению декадников и учеников начальной школы, чем вызвали позитивную волну не только среди ребят, но и учителей. Эта форма деятельности творческой группы учащихся решала основную педагогическую задачу – формирование ценностно-рефлексивной компетенции у всех участников взаимодействия.

Если для первоклассника непосильны задачи собственного научного исследования, то есть другие формы развития его творческой активности и реализации его успешности, формирования компетенции его личностного самосовершенствования.

На заключительном этапе формирования МИО организовалась группа ребят, связанных и дружескими и целевыми установками. Отрадно было констатировать тот факт, что в это объединение влились и обучающиеся третьеклассники, вначале один, а затем их стало двое. Ещё более позитивный момент деятельности был тот, что появилась поддержка и желание родителей «малышей» в такого рода межвозрастном сотрудничестве.

Теперь уже на различного рода «взрослых» конференциях, чтениях выступают, правда пока робко, и наши «малыши». Но создавать для них отдельное научное общество – не имеет смысла. Ценно приобретённое единое, хотя и локальное, исследовательское пространство, в котором на межвозрастном взаимодействии выстроена модель гармонично сочетающая традиционные и альтернативные формы исследовательской деятельности.

Педагоги не останавливаются на достигнутом положительном эффекте своего педагогического эксперимента. Продолжается отработка диагностического инструментария, позволяющего судить о получении качественно новых результатов, способствующих индивидуальному развитию ребёнка в рамках разновозрастной исследовательской группы; позволяющего исследовать влияние форм взаимодействия обучающихся на научном поприще на мотивы образовательной деятельности в целом, на их познавательную активность, представление об успешности.

Таким образом, в отличие от одновозрастного коллектива, который «...всегда имеет тенденцию замыкаться в интересах данного возраста», разновозрастный первичный коллектив, напоминающий семью», «... будет самым выгодным в воспитательном отношении». «Воспитание заключается в том, — подчеркивал А.С. Макаренко, — что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению». Весьма существенным является его замечание о том, что создание первичных разновозрастных коллективов целесообразно лишь в тех учреждениях, где есть хорошо организованный коллектив и создан правильный дисциплинированный тон (2).

Следовательно, управление индивидуальным развитием ребенка в условиях взаимодействиия его в разновозрастной группе, объединённой единой исследовательской целью проходит через создание многообразных условий для реализации творческих и научных потребностей в школьной жизни ребенка и педагога.

Поле выбора формы творческой деятельности в образовательном пространстве гимназии должно быть построено избыточно, чтобы ребенок и его учитель могли реализовать выбор с учетом личностной проблематики участников образовательного процесса, сориентированных на достижение успешности.

Акценты в воспитательном и образовательном процессе должны быть сделаны на социальную, научную значимость деятельности ребенка, с тем, чтобы стимулировать формирование ценностно-рефлексивной компетенции учащихся.

Таким образом, гимназия должна стать единым домом для нескольких сотен детей от самых маленьких до, практически уже взрослых людей. В котором, ориентиром для подражания младшим школьникам служили бы старшеклассники. Поддержка, внимание и забота старшего школьного товарища нередко оказываются более значимыми, чем любая педагогическая работа взрослых. Это – факт. И необходимо его использовать для духовного обогащения наших ребят. Для этого в нашем исследовательском сообществе создаются условия и всячески поддерживаются любые начинания, в которых старшеклассники могли бы почувствовать себя наставниками, а «малыши» приобрести положительный опыт взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - ЛГУ, 1968.
  2. Макаренко А.С. Сочинения в 7 томах. Изд. 2-е. Изд. АПН РС, 1957-58. - Т.5.
  3. Дымов Е.И.Психолого - педагогические аспекты межвозрастного взаимодействия.
  4. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. - М.: “Молодая гвардия”, 1975.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены