РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Методика организации сюжетно-ролевой игры «Пограничники» для старшей группы

Программные задачи по развитию и воспитанию детей в игре:

  1. Расширять у дошкольников представления о воинах-пограничниках, о их подвиге во время войны во имя своей Родины. Развивать: знания о гуманном значении воинов пограничников; выдержку, наблюдательность; выполнение физических нагрузок; умение принимать совместные решения.
  2. Развивать быстроту, ловкость, выносливость, меткость, равновесие, силу. Воспитывать у детей смелость, выдержку, дружеские взаимоотношения. Воспитание нравственно-патриотических качеств личности через формирование представлений о Российской Армии.
  3. Знакомить и учить детей игровым действиям (наблюдать, охранять, защищать, преодолевать препятствия, оказывать помощь). Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет, ролевое взаимодействие в игре, умение вести диалог. Формировать умение распределять роли, обосновывать свой выбор. Воспитывать умение действовать в соответствии с ролью.
  4. Расширять словарный запас: защитники, снаряжение, дозор, засада, лазутчик, медицинская помощь, местность, укрепления. штаб, плац, застава, шпион, пакет, командир заставы, разведчики, пограничники, санитарки, собаковод и др.

Ознакомление с окружающим миром в активной деятельности детей

1. Чтение произведений: А. Барто «На заставе», Ю. Коваль «Путешествие на границу», А. Митяева «Почему армия всем родная? » Л. Кассиль «Сестра», З.Александрова «Дозор», С. Жаров «Пограничник»

Цель: Развивать способность к целостному восприятию текста, в котором сочетаются умения выявлять основное содержание, понимать главные характеристики героев несложные мотивы их поступков. Приобщение к словесному искусству через слушание стихотворения

Знакомство с пословицами и загадками о армии: Умелый боец - везде молодец. Один в поле не воин. Дети проговаривают пословицы, объясняют их смысл

Загадки:

Он на страже рубежей
День и ночь в дозоре.
Охраняет он страну
От беды и горя.

Друг – собака у него,
Он в стрельбе отличник.
С автоматом на плече
Это - … (пограничник)

В небесах стальная птица –
Она быстрее звука мчится.
В кабине штурман и наводчик
Ведёт её военный … (лётчик)

Кто плывет на корабле?
Он не тоскует о земле.
Он с ветром дружит и волной
Ведь море-дом его родной.
Так кто ж, ребята, он такой? (Моряк)

Цель: Сформировать условие для развития интереса к военной тематике.

2. Беседы: «Как пограничники охраняют Родину», «Особенности военной службы в мирное время»

Цель: продолжать знакомить детей с обязанностями военной службы солдат, моряков, пограничников, летчиков, закрепить знания об особенностях военного обмундирования

3. Рассматривание картины Б. Окорокова «Пограничники».

Цель: Формирование умения самостоятельно делать самооценку, вызвать желание быть похожим на воинов. Воспитывать чувство любви и гордости за свою страну. Воспитывать дух патриотизма, чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигам наших соотечественников по защите Родины.

4. Рассматривание армейского фотоальбома пограничных войск.

Цель: Дать детям знания о Российской армии, о государственном празднике «Защитников Отечества», уточнить их представления о родах войск, дать знания о почетной обязанности защищать Родину

Примерные вопросы:

  • Кто изображен на фотографиях?
  • Во что одеты солдаты?
  • Какое оружие держат в руках?
  • В каких родах войск служит солдат?
  • Кто помогает пограничнику?
  • Какое настроение у солдат на снимках?
  • Какими качествами должен обладать солдат?

Деятельность воспитанников: Дети рассматривают фотографии, отвечают на вопросы, делают выводы.

5. Экскурсии к памятникам, к местам боевой славы.

Цель:

  • Пробуждать у детей:
  • чувства любви к Родине, уважения к героям войны и труженикам тыла,
  • чувства гордости за своих земляков,
  • чувства сострадания, сопереживания, неравнодушия, которое в будущем перерастёт в содействие
  • Обогатить знания детей о Чердаклах ,о людях, прославивших их в период Великой Отечественной войны.
  • Посетить с детьми исторические места, связанные с участниками Великой Отечественной войны.

6. Лепка на тему «Пограничник с собакой»;

Цель: Учить детей в лепке создавать композицию из двух предметов, объединенных одним содержанием, изображать эти предметы в определенном состоянии; передавать характерные особенности формы; устанавливать фигуры на подставке..

Дети лепят по образцу, оценивают свои работы и работы товарищей.

Обучающие игры

1. Словесная д/и «Кто служит в армии?»

Цель: формировать умение образовывать имена существительные с помощью суффиксов: -чик, -ист.
Деятельность воспитанников Дети называют военные профессии, изображенные на картинках: на самолете - летчик. На танке - танкист и т.д.

2. Дидактические игры «Чья военная форма?», «Рода войск» «Будем в армии служить»,

Цель: Закрепление знаний и родах войск и отличительных особенностях формы.

3. Игра-соревнование двух «погранзастав» по выполнению заданий: «Обнаружить и задержать нарушителя границы», «Доставить срочный пакет», «Расшифровать срочное донесение» (в виде ребуса) и т. д.

Игра-эстафета «Полоса препятствий: пройди через болото, попади в цель, перепрыгни канаву»

Цель: Развитие физических данных детей. Закрепить умение метать в цель, быть метким и ловким. Эмоциональное-раскрепощение ребенка, развитие меткости, ловкости и равновесия.

Дети делятся на две команды, выполняют задания.

4. Наблюдение за следами.

Цель: Закрепить представление детей о свойствах снега, умение сравнивать следы. Сформировать условия для развития наблюдательности.
Дети определяют следы детские, взрослые, следы животных. Сравнивают следы взрослого со следом ребенка.

Предметно-игровая среда

Воспитатель: альбом репродукций картин о подвигах солдат, военное обмундирование, картинки о родах войск, репродукция картины «Богатыри» Васнецова, энциклопедия «Военная техника». Магнитофон

Игрушки: пистолеты, автоматы; погоны, знаки различия, палатка (для оборудования санчасти), санитарные сумки, бинт, вата, фляжка, телефон, бинокли, котел, кружки, мягкая игрушка-пограничная собака..

Разработка воспитателем карты - схемы вместе с детьми.

Родители с детьми:

Декорации: пограничные столбики. Галерея пород служебных собак, армейский альбом.

Атрибуты для самостоятельной игровой деятельности - оружие, солдатики.

Активизирующее общение с детьми в процессе игры

Игровые роли. Командующий армией, командир заставы и наряда, шпионы, разведчики, связные, снайперы, врач, санитарки, рядовые пограничники, кинолог, повар и др.

Игровые действия:

  1. Строительство из модулей укреплений.
  2. Построение в шеренгу.
  3. Деление команды на несколько частей.
  4. Ориентировка на местности.
  5. Использование игрового оборудования.
  6. Преодоление препятствий.

За день до игры распределяются роли, чтобы дети вместе с воспитателем могли подумать об игровом реквизите, подготовить все необходимое для разыгрывания ролей.

Затем участники игры находят подходящее место на площадке детского сада для заставы, оборудуют штаб, санчасть, договариваются о том, где проходит граница.

После того как намечен основной сюжет (с участием педагога), начинается игра. Воспитатель делит ребят на подгруппы: пограничный патруль, разведчики, снайперы, шпионы, санитарки.

Пограничников командир выводит на открытое место рядом с границей (проведенная красным мелом линия на асфальте) и говорит: «Нам доверено охранять границу. Стало известно, что в нашу сторону идут несколько нарушителей. Наша задача – задержать их. Знайте: враг хитер, будет умело маскироваться». Затем вдоль границы зашагали патрули, они оглядываются по сторонам, прислушиваются к шорохам.

У разведчиков свое боевое задание. Командир ведет их по дорожке и говорит: «Идите и все по пути запоминайте. Пройдете десять шагов и возвращайтесь обратно, чтобы доложить мне, что увидели и услышали. Потом снова идите той же дорогой и смотрите в оба: все ли на ней так, как было. Разведчику нужен зоркий глаз!».

Снайперы в другой стороне площадки соревнуются в меткости. Педагог ставит щит-мишень. Каждый снайпер получает по полмешка боеприпасов — еловых шишек. Командир дает задание стрелять по-разному: с места, с разбега, лежа, с колена.

Шпионы идут на свою территорию и выбирают место для вылазки.

При последующем проведении игры можно расширять сюжет: ребята могут изображать жизнь на пограничной заставе, дежурить в штабе, осваивать способы маскировки.

Педагог, например, отмечает, что дети действовали дружно, слаженно, приходили на помощь друг другу в трудную минуту, поэтому смогли одолеть врага и защитить себя.


Полякова Наталья Николаевна 23.03.2021 249 0 Фото: Alexandra_Koch / pixabay.com
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.