РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Мастер-класс «Одарённость в духовно-ценностной деятельности обучающихся на уроках математики»

Цель: обмен педагогическим опытом по проблеме одаренных детей в духовно-ценностной деятельности на уроках математики.

Задачи:

  • Углубить знания об одаренности, характерных особенностях одаренных детей.
  • Расширить понятие о приемах работы с одаренными в духовно-ценностной деятельности детьми.
  • Поделиться опытом работы с данной категорией учащихся в моих классах на уроках математики.

- Добрый день, уважаемые коллеги. Тема нашего заседания: некоторые особенности работы с одаренными детьми.

Нашу встречу я хочу начать словами: “Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко и мы поменялись – у каждого из нас осталось по яблоку. Если у тебя есть интересная идея и у меня есть идея и мы обменялись – у каждого из нас будет уже по две идеи. Представьте себе ситуацию, когда каждый поделится своим опытом, какими при этом мы станем богатыми”.

Цель нашей встречи: обмен педагогическим опытом по проблеме работы с одаренными детьми.

В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.

- Прежде чем перейти к обсуждению вопроса, предлагаю выполнить упражнение "Разрушители легенд".

Подтвердите или опровергните следующие стереотипы.

  1. Некоторые считают, что талантам помогать не надо - если талант есть, то он и сам пробьется.
  2. Если учащийся показывает свои способности, то это останется для него свойственным на всю оставшуюся жизнь.
  3. Если ученик неуспевающий, может ли идти речь о наличии у него какой-то одаренности?
  4. Если ученик явно способен, то ему нужно давать больше учебного материала и потруднее, и проблема его обучения будет решена.

Сейчас мы выслушали ваше мнение по поводу стереотипов об одаренных детях. Мы с вами обсудили 4 стереотипа, хотя их гораздо больше. Исходя из этого мы можем сказать, что при работе с одаренными детьми возникают определенные стереотипы, которые зачастую не позволяют учителю более тесно работать с учеником, помогая ему развиваться.

(Наверное, мы должны отходить от этих стереотипов.)

- Но что же такое одаренность вообще?

Поднимите руки те, кто считает себя одаренным?

Поднимите руки те, кто любит и умеет петь; танцевать; умеет играть на музыкальных инструментах, любит и умеет готовить, умеет рисовать, вязать, вышивать, плести макраме?

Теперь еще раз поднимите руки те, кто считает себя одаренным.

Я хочу сказать, что вы - одаренные люди, потому что работать с одаренными детьми, по моему мнению, может только увлеченный, творческий педагог и Человек! Сама профессия учитель предполагает одаренность человека в чем-то.

Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать
Сумеет всякий... кто понятлив:
Таланты может воспитать
Учитель, если сам талантлив.
- Что же такое одаренность?

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

- Но есть такие качества у учеников, которые нам, учителям, не всегда нравятся.

Даны личностные и деловые качества учеников. Предлагаю вам отметить знаком (+) те качества, которые Вам нравятся в учениках, а знаком (-) те, что не нравятся:

  1. Дисциплинированный.
  2. Неровно успевающий.
  3. Организованный.
  4. Выбивающийся из общего темпа.
  5. Эрудированный.
  6. Странный в поведении, непонятный.
  7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
  8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
  10. Занятый своими делами (индивидуалист).
  11. Быстро, на лету схватывающий.
  12. Не умеющий общаться, конфликтный.
  13. Общающийся легко, приятный в общении.
  14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.
  15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли и цели.
  16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей:

  • Неровно успевающий.
  • Выбивающийся из общего темпа.
  • Странный в поведении, непонятный.
  • Занятый своими делами (индивидуалист).
  • Не умеющий общаться, конфликтный.
  • Иногда тугодум, не может понять очевидного.
  • Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  • Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Вывод. Выделенные отрицательные качества, вопреки общепринятому мнению, могут свидетельствовать и об одаренности ребенка.

Около 30 % отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одарённые дети (Гильбух Ю.3., 1991).

Около 30% отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одарённые и сверходарённые дети (Матюшкин А.М., Сиск Д.А., 1988).

В школах Великобритании при идентификации одарённых детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одарённых оказывается наиболее высоким (Сергеева Н.И., 1990).

Выделяют разные виды одаренности.

  • Одарённость в практической деятельности: одаренность в ремеслах, спортивная, организационная.
  • Одарённость в познавательной деятельности: интеллектуальная
  • Одарённость в художественно-эстетической деятельности; хореографическая, сценическая,литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная.
  • Одарённость в коммуникативной деятельности: лидерская, аттрактивная (установка на другого человека в совместной деятельности).
  • Одарённость в духовно-ценностной деятельности: одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, одаренность в служении людям.

Мы сегодня более подробно поговорим об одаренности в духовно-ценностной деятельности.

Без памяти – нет традиций,
без традиций – нет культуры,
без культуры – нет воспитания,
без воспитания – нет духовности,
без духовности – нет личности,
без личности – нет народа как исторической личности.

В своей работе я уделяю большое внимание духовно- нравственному развитию и воспитанию учащихся, как неотъемлемого элемента базовых национальных ценностей. Считаю, что в настоящее время духовно- нравственное воспитание особенно актуально, так как в современной жизни низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства, среди подростков процветает курение, наркомания. Поэтому духовно-нравственному воспитанию надо уделять большое внимание не только в воспитательной работе, но и на каждом уроке, в том числе и математике.

Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Я на своих уроках реализую данное направление через решение практических задач. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого, сообщить интересную информацию.

Опыт моей работы показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае, стране, ее законах. Какими вырастут наши дети, сегодняшние школьники? Кем станут они в жизни? Эти вопросы не могут не волновать учителей, родителей и всю нашу общественность. Следует помнить, что нравственность передается от сердца к сердцу, при живом общении учителя и ученика. Личность наставника играет здесь первостепенную роль. Во все века учителя были носителями лучших качеств нации, выразителями высокой нравственности, духовности, культуры, именно поэтому в руках учителя — будущее. За одиннадцать лет обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений, но одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель может и должен помочь формированию душ учащихся.

Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков. Формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию.

Современное поколение детей не могут и представить себе все, что пережила наша Родина за годы войны, но мы не вправе забывать об этом, и должны не только в дни юбилейных торжеств, вспоминать о подвиге нашего народа.

Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает. Вы изучаете много произведений, где говорится, как голодали люди во время засухи, во время войны.
Здесь уместно рассказать учащимся, что хлеб – главное богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. Хлеб – мерило всех ценностей, источник жизни, труда, благополучия и радости. Хлебом-солью встречают гостей. Мы должны ценить хлеб, бережно относиться к нему.

Экологические проблемы возникли не сегодня. Математика создаёт условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.

Для примера можно рассмотреть такую задачу:

«Один гектар зеленых насаждений способен отфильтровать за год из воздуха 70 т пыли. Сколько тонн пыли отфильтруется за год на площади в 10 га? 100 га? n га? Узнайте:

а) площадь зелёных насаждений школьной территории?
б) сколько тонн пыли они могут очистить из воздуха вокруг вас?»

Задачи экологического содержания позволяют формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.

На своих уроках я использую такие задачи:

1. В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц, сколько останется их после зимы? Какова основная причина их гибели?

2. На Земле обнаружено и описано 19056 видов рыб, 9040 птиц и 4010 видов зверей. Запиши числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Для изучения нумерации многозначных чисел в устный счет можно включить задания для записи чисел с помощью цифр под диктовку учителя:
Вторые вопросы в данных задачах формулируются с воспитательной целью.

Успешность в решении задач формирования у учащихся культуры здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья зависит от насыщения уроков математики информацией в виде знаний о сохранении и укреплении здоровья человека.

Следует отметить, что будущее за молодым поколением. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом и высокой работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать жизненные трудности.

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, необходимо на уроках математики решать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах» , «вредные привычки»:

  1. Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В условиях города под влиянием загазованности выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом наш класс, в 23 человека? Как вы думаете, отражается ли это на здоровье человека?
  2. Вечерний приём пищи должен состояться не позднее 2 часов 30 минут до сна. Во сколько нужно поужинать школьнику, если он, соблюдая режим дня, должен утром встать в 7 часов в школу и при этом ночной сон должен длиться 10 часов?
  3. Детям рекомендуется находиться за компьютером не больше 1 часа в день. Ваня утром играл в компьютерную игру в течение 45 минут, вечером еще 1 ч 30 минут. На сколько больше Ваня находился за компьютером, чем рекомендуется.

Актуальность экономической тематики в современных условиях очевидна. Дети буквально на каждом шагу встречаются с такой терминологией, как бартер, кредит, бизнес, аренда и т.д. Знание этих слов послужит базой для дальнейшего экономического образования и воспитания. Учебные задания с экономической информацией будут интересными в том случае, если давать их в игровой форме: решение занимательных задач, ребусов и т.д.
Введению таких задач с экономическим содержанием предшествует подготовительная работа, цель которой – развивать у детей такие качества мышления, как гибкость ума, критичность, систематичность, глубина, последовательность, аргументированность.

Прежде чем вводить такие задачи, детям даётся краткий экономический словарь, где доступно объясняется смысл терминов, например:

  1. В городе работали 4 совместных предприятия (СП). Через полгода их стало на 13 больше. Сколько СП стало в городе? СП – это предприятие, которое образовано путём соединение национальной собственности и собственности иностранных фирм и граждан.
  2. Акционер купил сначала 12 акций завода, потом ещё 7. Сколько всего акций купил акционер? Акция – ценная бумага , дающая право на получение дохода из прибыли. Акционер – владелец акций.
  3. Два брокера на бирже продавали акции. Первый продал 40 акций, а второй на 15 больше. Сколько акций продали оба брокера?

Брокер – торговый посредник между продавцом и покупателем на бирже.

Делая вывод по сегодняшней встрече, хочется сказать, что одаренный человек словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то очень умный сказал: “Судьба ребенка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций школы, жизненных амбиций родителей”. На самом деле работа с одаренными или талантливыми детьми диктует определенные требования, которым мы должны соответствовать и стремиться идти в ногу со временем, не боясь меняться, не страшась новых вершин.

Притча “О переменах”.

Пришел Ученик к Учителю и начал жаловаться на свою тяжелую жизнь. Он попросил у Учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье не пошло, и вообще — просто руки опускаются! Учитель поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он бросил деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул всё это из воды.

– Что изменилось? — спросил Учитель.

– Ничего..., — ответил Ученик.

Тогда Учитель поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова бросил в один — деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый

— раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, естественно, снова ничего не понял.

– Что изменилось? — опять спросил Учитель.

– То, что должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зерна кофе растворились в кипятке, — ответил Ученик.

– Это лишь поверхностный взгляд на вещи, — сказал Учитель.

— Посмотри внимательнее. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой, легко разрушающейся. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым, и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило воду, придало ей новый вкус и аромат.

“Вода — это наша жизнь. Огонь — это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе — это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному.

ЧЕЛОВЕК-МОРКОВЬ — таких большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими и скользкими. Опускают руки, винят во всем либо других, либо “непреодолимые внешние обстоятельства”.
ЧЕЛОВЕК-ДЕРЕВО — таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны и цельны. Именно “деревья” показывают всем, что тяжелые жизненные обстоятельства — всего лишь жизнь, и за черной полосой всегда наступает белая.
ЧЕЛОВЕК-ЯЙЦО — это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Их очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни незаметны, а в тяжелые времена они вдруг “твердеют” и упорно преодолевают “внешние обстоятельства”.

- А как же кофе? — воскликнул Ученик.

“О, это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств растворяются в окружающей среде, превращая безвкусную воду во вкусный, ароматный и бодрящий напиток!” — ответил Учитель, с удовольствием прихлебывая ароматный кофе из чашки.

Есть особые люди. Их — единицы. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько трансформируют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя в лучшую сторону жизнь окружающих”.

– Все мы разные, и у всех разное отношение к переменам. Мы хотим сказать только одно: перемены - это всегда к лучшему.

Подводя итог нашей встречи, можно с уверенностью утверждать, что реализация требований новых стандартов образования позволит выявить одаренных детей и работать с ними. Главное! Каким бы одаренным не был ребенок, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Любите ребенка сегодня таким, какой он есть, помогайте ему, берегите его!

На каждом уроке необходимо стремиться развивать в детях чуткое отношение к жизни. Пусть этим моментам будет выделено совсем немного времени, но оно не пройдет для ребенка бесследно. А нравственные моменты есть практически везде.

И в заключении хочу сказать, что ребенок школьного возраста, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, поэтому так важно не упустить реализацию возможностей математики в развитии личности ребенка.

Тест. Узнай характер по геометрической фигуре

Говорят геометрические фигуры могут символизировать определенные качества человека. Глядя на фигуры, человек выбирает квадрат за его устойчивость, либо круг за круглые формы, либо зигзаг за причудливость. А что выберите вы?

Посмотрите внимательно на изображения фигур. Выберите из них ту, которая больше всего вам по душе и прочтите описание своего характера.

Люди, выбравшие квадрат, обычно сдержанные, стойкие и невероятно выносливые личности. Все начатое они доводят до конца. Благодаря этим качествам, квадраты достигают больших высот в своей профессии и становятся высококлассными специалистами, особенно в области техники.

Присущая им неутолимая жажда знаний, а также особенность полученные знания систематизировать и применять, возводит их в абсолютно заслуженный ранг — ранг эрудитов.

Квадраты — ярые приверженцы планирования и порядка, поэтому все, что происходит вне плана и не по инструкции, способно выбить их из колеи и вывести из себя.

К сожалению, их чрезмерное пристрастие к деталям и постоянная потребность в уточняющей информации мешают оперативному принятию решений, поэтому топ-менеджерами они бывают редко. Из-за своего консерватизма, педантичности, рационализма и эмоциональной сухости тяжело устанавливают контакты с окружающими.

Треугольник — символ лидерства. Характерной особенностью людей, выбравших треугольник, является способность сосредоточится на главной цели и быстро проводить анализ ситуации.

Треугольники — энергичные, уверенные в себе сильные личности, с большим трудом признающие свои ошибки и в высшей степени прагматичные. Зачастую бывают очень решительны и не терпят возражений. Они тщеславны и стремятся достичь высокого положения и статуса своих подчиненных.

Стремление быть первым и правым во всем, управлять положением дел заставляет их постоянно соперничать и конкурировать с другими. Они умеют сделать так, чтобы все и все крутились вокруг них, но на пути к своим целям не очень щепетильны в вопросах морали. Как правило, из треугольников получаются блестящие менеджеры, руководители и управленцы.

Круг — это самая доброжелательная из пяти геометрических фигур, которая в мифологии символизирует гармонию. Выбравшие круг — люди высокочувствительные, с чрезвычайно развитой способностью сопереживать, сочувствовать и ощущать чужие боль и радость.

Для Круга нет большого счастья, чем видеть лад окружающих людей друг с другом, поэтому при возникновении конфликта, в стремлении сохранить мир он, скорее всего уступит первым. Способен скрепить как семью, так и коллектив на работе. Круг — прирожденный психолог.

Он ценит людей и способен «читать» их, как открытую книгу. Ему достаточно взгляда, чтобы уловить малейшие признаки лицемерия, обмана и фальши. Стремление Круга избегать конфликтов иногда бывает в ущерб делу. Направленность на людей, а не на дело, недостаток решительности и неумение подать себя часто мешают Кругу стать сильным менеджером и руководителем в бизнесе.

Зигзаг — символ творчества. Выбравшие эту фигуру люди — большие оригиналы. Именно поэтому штампы и стереотипы не для них. Кроме развитого эстетического чувства, они зачастую обладают природным остроумием и даже язвительностью. По сравнению с другими, Зигзаг — самая восторженная и возбудимая натура.

Если в голову Зигзага приходит новая идея, то он сделает все, чтобы о ней узнал весь мир. Зигзаги вспыльчивы и экспрессивны. Их настроение меняется чаще, чем время суток, но при этом большинство Зигзагов — харизматичные и обаятельные люди.

Независимость — главное условие для процветания их творчества. В работе не выносят жестких рамок, фиксированных обязанностей и монотонного постоянства и, к сожалению, не всегда доводят начатые дела до конца.

Прямоугольник символизирует состояние изменения, поэтому является временной формой личности. Чаще всего ее выбирают люди в период крайней неудовлетворенности жизнью и собой.

Прямоугольники всем сердцем стремятся изменить все к лучшему и, чтобы осуществить свои желания, подключают свои лучшие качества: пытливый ум, любознательность, смелость.

Они открыты для нового и готовы впитывать знания для крутых перемен, но их открытость находится на грани доверчивости и внушаемости, поэтому в этот период Прямоугольники могут стать объектом чьих-либо манипуляций. К счастью, «прямоугольность» — стадия временная и после успешного осуществления задуманного она пройдет!

Интернет-ресурсы

  1. https://urok.1sept.ru/articles/655693
  2. https://urok.1sept.ru/articles/63940
  3. https://lovely-ledy.ru/spisok-testov/test-uznaj-xarakter-po-geometricheskoj-figure.html

Азнагулова Елена Геннадиевна 12.04.2021 131 0 Фото: Nikolay Frolochkin / pixabay.com
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.