РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация групповой деятельности на уроке

- Здравствуйте уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас!

"Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи".
И. Г. Песталоцци

«Расскажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
вовлеки меня – и я научусь».

(Китайская пословица)

Лев Семёнович Выготский говорил: «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».

Этими тремя высказываниями я хочу начать своё сообщение.

Сегодня мы - учителя констатируем такие факты, как отсутствие у современных школьников мотивации к учебной деятельности, самостоятельности в принятии решений, неумение общаться друг с другом.

Всем нам хорошо известно, что в школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в начальной школе мы должны сформировать у младшего школьника основные компоненты этой ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

И перед каждым из нас стоит вопрос: «Что же надо изменить в учебном процессе, чтобы он вызвал интерес у ученика, приучал его к самостоятельному подходу в освоении нового, помогал в решении проблем, способствовал появлению навыка результативного общения?»

В соответствии с ФГОС второго поколения основным результатом образования в начальной школе является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться, способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.

Как сформировать универсальные учебные действия? Нельзя научить ребенка общаться, учиться организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию. «Если хочешь научиться читать – надо читать, прыгать – надо прыгать». Также и с УУД. Необходимо применять формы работы, способствующие формированию этих умений.

Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе, реализующих задачу формирования общеучебных умений, является групповая.

Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Задачи групповой работы:

  • Активизация познавательной деятельности.
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
  • Развитие умений успешного общения.
  • Совершенствование межличностных отношений в классе.

Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как информационная, коммуникативная, рефлексивная.

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке групповая работа, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, является равноправным участником обучения.

При групповой форме работы на уроках используется технология системно – деятельностного подхода. Почему за основу взята именно технология деятельностного подхода?

Чтобы знания становились инструментом, ученик должен с ними работать, т. е. применять, искать условия и границы их применимости, преобразовывать, расширять и дополнять.

Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:

  • дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;
  • дать каждому ребёнку утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;
  • дать каждому ребёнку опыт выполнения функций контроля и оценки;
  • дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

Особое внимание следует обратить на постепенность освоения любой формы работы, а особенно групповой. В настоящее время ведущая цель процесса обучения состоит в том, чтобы научить ребенка учиться, самостоятельно добывая новые знания в процессе исследовательской, поисковой деятельности.

Реализации данной цели и способствует групповая работа.

У меня на уроках существует 3 основные формы групповой работы - такие как:

  • работа в парах
  • работа в малых группах
  • работа в больших группах

Одной из самых распространенных форм групповой работы является работа в парах - это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение какого-то итога.

Её я использую уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это пара, образованная из детей, сидящих за одной партой.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т. е. на любом этапе урока.

Первое, чему учу первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.
Следующий этап: научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).

Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее.

Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные учащиеся. Так, например, если тема урока уже хорошо усвоена сильными учениками, только начинает осознаваться средними и пока непонятна слабым, то целесообразно дать задание парам, сформированным по принципу “сильный - средний”, а со слабыми работать самому. В другом случае сильные могут обучать слабых, а средние - работать индивидуально. Вариантов здесь может быть множество.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.

Получив положительные результаты, организуя работу в парах, можно смело переходить к групповой работе.

В 3-4 классах делю детей на группы по четыре человека. Желательно поместить в одну группу разнополых детей с разной успеваемостью. Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания.

Сильных и слабых учащихся в группе должно быть одинаковое количество. Обязательным является условие: сначала каждый думает и действует сам, затем происходит обмен мнениями и общее обдумывание решения проблем.

Ребёнок может делать в групповой работе то, что в другое время не разрешается - свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится.

Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. Остановлюсь на некоторых:

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

  • Разделитесь на группы по ... человек.
  • Разделитесь на ... равные группы.

2. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами».

3. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству.

4. По выбору учителя.

В этом случае учитель создаются группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды.
Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставятся в данный момент.

Групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы, в ходе которой преподаватель ставит проблему. Далее осуществляется деление обучающихся на группы и распределение заданий. Целесообразно использовать групповую работу двух видов: единую и дифференцированную. При единой групповой работе все группы выполняют одинаковые задания в рамках общей темы, дифференцированная же групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий.

Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, морфологическом разборе слов, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном, на математике при решении задач в несколько действий, круговых примеров).

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы. Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Группа должна ответить на вопросы, используя собственные знания или учебник.

Собери пословицу:

Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам и могут затрагивать различные темы: труд – лень, правда – ложь и т.д. В начале обучения учитель подбирает пословицы сам, а в дальнейшем привлекает к этому детей.

Безусловно, работа в группах не может существовать без определённых правил.

Прежде чем приступить к групповой работе, мы вместе с детьми установили подходящие для работы групп правила. У нас их минимальное количество, и они должны дополняют правила поведения на уроке

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • говорить спокойно и ясно;
  • говорить только по делу;
  • не говорить всем сразу;
  • возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего;
  • обращаться друг к другу по имени.

Я оформляю данные правила (мы называем их заповеди) на отдельном слайде и мы обязательно озвучиваем их перед тем, как они начнут работать в группах.
Затем каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное): вначале каждый ученик решает задачу самостоятельно, затем обсуждают в группе каждое индивидуальное решение и в конце вырабатывают одно решение от группы. Потом 1 человек или несколько отчитываются о проделанной работе.

Какова же роль учителя: учитель должен распределять время на каждый этап работы и внимательно наблюдать за работой групп:

  • Как дети сидят?
  • Внимательны ли они или отвлекаются?
  • Как ведут себя: живо или апатично?
  • Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения?
  • Слушают ли друг друга?
  • Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?

При использовании на уроках групповой работы:

  • возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность школьников;
  • меняется характер взаимоотношений между детьми - исчезает безразличие, приобретаются теплота, человечность;
  • укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
  • сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя;
  • растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
  • дети учатся общаться между собой, с учителями, тем самым, овладевают коммуникативными навыками и умениями;
  • приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Работа в группах очень нравится детям, вызывает интерес к изучаемому материалу, вселяет в ребенка веру в собственные силы.

Можно подвести итог, что организация групповой деятельности на уроках дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие. А это всё заложено в требованиях ФГОС к портрету выпускника начальной школы.

Преимущества групповой формы учебной работы

  1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им неясно. В случае необходимости не боятся обратиться за помощью к учителю.
  2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
  3. У учеников формируется своя точка зрения, дети учатся отстаивать свое мнение.
  4. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания, умения и применять их в конкретных заданиях.
  5. Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными навыками и умениями.
  6. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Но есть и трудности в организации групповой работы на уроке: Часто школьники объединяются в группы по принципу “сильный - слабый”. При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации - надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех. Например, это произойдёт, если результат оценивается по тому, насколько активны все ученики. Либо задание для группы даётся таким образом, что каждый получает свой “участок работы” и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены