РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование читательской грамотности на уроке литературы

Опыт освоения информационных технологий оказал существенное воздействие на читательскую деятельность. Понятия чтения как «вида речевой деятельности», грамотности как «умения читать и писать» трансформировались. Н.Н. Сметанникова, представитель России в Европейском комитете Международной ассоциации чтения, даёт современную трактовку этим понятиям: «Чтение и грамотность все чаще рассматриваются в качестве основы, определяющей многие виды деятельности человека, основы непрерывного образования, без них невозможно сохранить свою культуру, нельзя помочь молодому человеку научиться знать, научиться делать, научиться жить вместе и существовать»

Функциональное чтение – нахождение информации из письменных источников для решения конкретной задачи; предполагает владение следующими навыками: поиск информации; понимание прочитанного; работу с полученной информацией (интерпретация, оценка); применение информации для решения своей задачи (психологическая сторона чтения: раскрытие содержания, интерпретация текста, создание собственного смысла. Области применения рационального, поискового, аналитического чтения; активная работа с текстом).

Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач в повседневной жизни.

Приоритетной целью образования в школе является развитие личности, готовой взаимодействовать с окружающим миром, самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности создает особые требования к ступени основного образования. В соответствии с требованиями к содержанию и планированию результатов освоения учащимися основной образовательной программы в качестве результата рассматривается формирование универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных УУД занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в основной школе невозможно без сформированных компетенций читательской грамотности у обучающихся.

В процессе обучения учащийся сталкивается с разными видами текстов:

  • Связные (линейные) тексты
  • Памятки-инструкции
  • Словарные статьи
  • Оглавление учебника
  • Цитаты (афоризмы)
  • Эпиграфы к главам и параграфам учебников
  • Схемы
  • Таблицы
  • Формулировки заданий к упражнениям
  • Планы текста, устного высказывания, языкового разбора.

На уроках литературы читательская грамотность формируется через информационные тексты (биографии писателей, статьи по теории литературы, публицистические тексты (литературные статьи, критические статьи, художественные тексты (тексты художественной литературы, тексты мемуарных произведений).

Но литературный текст – это не схема и не таблица, не параграф, в котором нужно выбрать главное и пересказать. Как же правильно работать с таким текстом на уроках литературы для развития читательских компетенций?

Литературное произведение – это мир эмоций, жизненные ситуации, это текст, который в большей степени связан с образами, средствами выразительности и эмоциональной сферой. Поэтому на уроке литературы важно донести до учащихся, что работа с художественным текстом будет проводиться в двух направлениях:

  • погружение в мир героев (чувства, эмоции и образы);
  • рассматривание произведения как текста, благодаря которому учащиеся должны решить определенные учебные познавательные задачи.

Такой подход формирует у учащихся с одной стороны, понятие о назначении художественной литературы в жизни человека (художественно-эстетическое направление) и с другой, отрабатываются учебные навыки для развития читательских компетенций.

Читательские умения:

  • поиск и извлечение информации;
  • поиск информации;
  • толкование в контексте;
  • интерпретация информации;
  • осмысление и оценка информации

Работая с художественным произведением как с текстом для отработки читательских умений, педагог применяет различные методы и приемы, при реализации которых учащиеся составляют памятки, схемы, таблицы, работают с цитатами, составляют словари устаревших слов итд. А это и есть формирование навыков читательской грамотности.

Приемы формирования читательской грамотности на уроке литературы.

«Чтение с остановками»

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии учащиеся по его названию предполагают о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям, После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащегося внимательного отношения к точку зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Синквейн – творческая работа по выявлению уровня осмысления текста. Этот прием не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

«Работа с вопросником»

Применяют при введении нового материала на этапе с самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы в тексте. Причем ответы и вопросы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности найденных ответов, отсеивание лишнего.

«Знаю, узнал, хочу узнать»

Применяется на стадии объяснения нового материал, так и закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, что о его жизни и творчестве хотели бы узнать. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

«Мозговой штурм»

Позволяет активизировать школьников, помочь решить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

«Уголки» можно использовать на уроках литературы при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героев, используя текст и свой жизненный опыт, другая – отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. В конце урока делается совместный вывод.

На этапе закрепления эффективен прием работы «Написание творческих работ». Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется в зависимости от их уровня развития.

Прием – «Словарики»

При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем попросить встать тех ребят-словариков, кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает.
Этот прием помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом.

«Создание викторины»

После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие».

«Логическая цепочка»

После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот прием можно использовать при подготовке к пересказу большого по объему произведения.

«Тонкие и толстые вопросы»

Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ(тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно не возможно, проблемные (толстые) вопросы.

Такая работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать «умные» вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

При использовании на уроках литературы различных технологий, приемов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

Читайте также:
Всего комментариев: 1
avatar
1 english2022 • 12:08, 06.02.2022

Спасибо за материал.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены