РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Исследовательская деятельность – как фактор повышения учебной и творческой мотивации одаренных детей

Проработав 27 лет в школе, я пришла к выводу, что любой средне статический ученик имеет задатки к творческой и исследовательской деятельности. На основании каких данных я сделала такой вывод? Итак, поподробнее.

Самарская научно-образовательная программа «Взлет» - конкурс исследовательских проектов школьников, берет своё начало с 2015 года. И с самого первого конкурса мы постоянные участники этой программы. Так как я учитель истории и обществознания, понятно, что проекты, подготовленные для участия в конкурсе, будут гуманитарной или краеведческой направленности. Но парадокс в том, что дети, готовившие эти проекты, совсем не гуманитарии, имеют математический склад ума и по моим предметам у них годовые оценки «4». Итоги конкурса таковы: 2016 год – победитель дистанционного этапа конкурса «Взлет» в секции «Экономика и менеджмент», в 2020 г.- Лауреат конкурса в секции «География и краеведение», в 2021 г. – победитель конкурса в секции «История». Как же так получилось, что дети, не увлеченные гуманитарными предметами, добились высоких результатов в сфере деятельности не совсем им интересной? Очевидно, дело в мотивации.

Мотив является источником исследовательской работы, на него возложена функция побуждения. Когда называется мотив, то дается ответ на вопрос, для чего совершается то или иное действие. Только благодаря мотиву деятельность не замыкается, а занимает более обширное пространство, находящееся за ее пределами. Именно эта ориентация действует как импульс для исследовательской работы, придавая ей смысл и мотивацию. Это послание, это нечто, находящееся вне деятельности, должно быть очень весомым, важным для индивида. «Весомость мотива определяется степенью его важности. В свою очередь, интенсивность деятельности зависит от силы мотива: мотив стимулирует ее. Действия без мотива или с недостаточно сильным мотивом либо вообще не происходят, либо в конечном итоге приводят к слабому результату» [1].

Вовлечение школьников в разнообразную деятельность в силу специфики научных исследований открывает большие возможности для многостороннего развития способностей учащихся. По мнению многих ученых, «по-настоящему одаренным может быть только человек, внутренне мотивированный к деятельности, соответствующей его способностям» [4]. Приступая к исследовательской деятельности, необходимо ориентировать ученика на то, что это будет сложная работа, которая должна способствовать развитию потенциальных возможностей ребенка, воспитанию творческих навыков и самостоятельности, инициативы, настойчивости.

Мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний, являются вполне осознанными для старшеклассника, планирующего получение дальнейшего образования в ВУЗе. Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у школьника так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе как-бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.

В итоге, обучающийся овладевает приемами самостоятельной работы, методами интеллектуальной и научной деятельности, которые необходимы для выработки критического подхода к решению проблемы. На основе полученных знаний и накопленного опыта ученик самостоятельно принимает решения, учится брать на себя ответственность за них, закрепляет и углубляет полученные знания, овладевает навыками самообразования, развивает способности к саморазвитию и потребности в нем.

Ребенок старшего школьного возраста попадает под категорию одаренных, как учащийся, не достигающий по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающий яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами и может быть легко замотивирован на исследовательскую деятельность и результат по ней, как фактор успешного дополнительного балла для поступления в ВУЗ и необходимости в дальнейшем, при обучении в ВУЗе, умения выполнять курсовые работы. «Очень важны и мотивы, выводящие ребенка на более высокий уровень взаимоотношений с окружающей средой. Они связаны с желанием ребенка узнать оценку, замечания или одобрение одноклассников, педагогов, родителей, с потребностью ученика занять заслуженное место в системе общественных отношений» [3].

Начиная исследовательскую работу, мы с учеником обсуждаем возможные варианты результатов. То есть, ребенок формирует в своем сознании картину итогов исследования, понимая, что получится и для чего именно так нужно сделать. Таким образом, ситуация успешности закладывается изначально, как мотив деятельности. Это очень важно для самооценки ученика, которая ни в коем случае не оформляется, как не успешная. Наоборот, ребенку дается положительный заряд деятельности. «У нас всё получится, и исследование будет успешным». Ребенок должен быть уверен в своих силах, и задача педагога создать атмосферу положительных эмоций и успешного климата. Эмоции, связанные с осознанием учеником своих больших возможностей в достижении успехов в исследовательской работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач, важный фактор мотивации деятельности школьника.

Создание деловой дружеской атмосферы в работе тандема учитель-ученик не менее важный фактор успешной деятельности ребенка. Доверительные отношения способствуют сотрудничеству и стремлению добиться результата. Положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми взаимоотношениями школьника с учителем необходимые для создания и поддержания мотивации ученика.

Еще одним стимулом ученика старших классов является, конечно же, как это ни банально, высокий средний балл аттестата. И те мои ученики, которые совсем не гуманитарии, и не имеют итоговые «5» по истории и обществознанию, поработав в сфере гуманитарных наук, начинают интересоваться историей своего края, своей страны. И в итоге, проявляя больше старательности, получают по истории и обществознанию итоговые «5» в аттестат. Это ли не успешность ученика?

Не менее важным побудителем деятельности является желание ученика изучить факты биографии своей семьи, история которой связана с исследуемой темой. В нашем конкретном случае ребенку в работе оказывала помощь и поддержку бабушка, которая была непосредственным свидетелем событий, освещаемых в исследовании. И ученику было важно «не упасть в грязь лицом» перед бабушкой и показать ей, что семейные ценности для него значимы, что он сопричастен с семейной биографией, и что она ему не безразлична. Он с удовольствием занимался анализом периодики газетных выпусков районных изданий исследуемого периода, находя сведения об истории совхоза и фактах, связанных с трудовой деятельностью членов своей семьи.

В целом мотивационная сфера исследовательской деятельности определяется, по крайней мере, следующими моментами:

  • характером самой деятельности школьников, развернутостью и зрелостью ее структуры, сформированностью ее компонентов (задач, действий, самоконтроля и самооценки), взаимодействием в ходе деятельности с другим человеком;
  • смыслом деятельности для каждого школьника (определяемым идеалами, ценностными ориентациями ученика);
  • характером мотивов деятельности;
  • зрелостью целей;
  • особенностями эмоций, сопровождающих процесс деятельности.

Можно сделать вывод, что правильно организованная, удачно замотивированная исследовательская деятельность может стать фактором повышения успеваемости ученика и его успешности.

Список использованной литературы

  1. Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в двух томах./ Под общей ред. А.С. Обухова. Т.1: Теория и методика. - М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов "Исследователь", 2007
  2. Леонтович А.В. Разговор об исследовательской деятельности: Публицистические статьи и заметки./ Под ред. А.С. Обухова. М.: журнал "Исследовательская работа школьников", 2006
  3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983
  4. Маслоу Абрахам Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 2001
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены