РАЗРАБОТКИ
|
Формирование текстовой компетенции на уроках русского языка (клоуз-тест)учитель русского языка и литературы 1. Клоуз-тест позволяет формировать очень важные компетенции: коммуникативное и контекстное мышление. В лингвистике и методике преподавания русского языка клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами, но не только). Задача выполняющего клоуз-тест - вставить эти компоненты. Главная цель работы с клоуз-тестом связана с тем, чтобы научить ребёнка понимать смысл текста, устройство его смысловой организации, и только на этой основе работать с языковыми явлениями, законами, правилами. Поэтому обязательным условием формата клоуз-теста явились пропуски ключевых слов, восстановление которых возможно исходя из смысловой организации текста. Клоуз-тест, построенный на основе пропусков ключевых слов обеспечивает развитие контекстного мышления, способности понимания текста и коммуникативной способности (диалог «автор – читатель», «ученик – ученик»). Контекстное мышление – способность «видеть» (воспринимать, анализировать, понимать и создавать) слово в контексте смысла ситуации или текста: в отношениях и связях с другими словами текста и компонентами коммуникативной ситуации – кто, что, кому, зачем и почему говорит; способность выбирать знак на основе его обусловленности смыслом данного конкретного контекста / ситуации. Клоуз-тест - это не только способ обучения текстовой деятельности , но и способ формирования таких ключевых компетенций и универсальных учебных действий, как способность чтения и понимания текста, умение обрабатывать информацию (сжатие текста до ключевых слов, развёртывание по ключевым словам), информационная компетенция, коммуникативные способности и умения: выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, встраивание в смысловую позицию автора (диалог «автор - читатель»), восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней, сопоставление разных версий (диалог «ученик - ученик»), основанное на критериях понимания смысла текста (коммуникативная компетенция). ТЕСТ Жила белка в лесу, ни о чем не тужила. Никто ее не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. Никогда не заботилась ни о ком, только о себе. Прошло время. У нее появились бельчата. Теперь белка никуда от них не уходила. Карта текста 1. Вопросы на восприятие текста:
2. Пропущенные слова: не заботилась, бельчата, зима, вскочила, бежать, обратиться, не спасёт, счастлива. 3. Методические рекомендации: тест составлен для учеников 6 класса. Проводится на уроках развития речи во время работы с понятием «текст». 4. Вопросы к языковому анализу текста:
2. Клоуз-тест на занятиях по русскому языку может быть использован не только как форма контроля, когда у учащихся сформирована соответствующая языковая база, но и как подготовительные, обучающие упражнения - восстановление в тексте опущенных элементов - слов, словосочетаний, предложений - при работе с ключевыми словами. Приведем пример подобного теста, разработанного на основе текста Л.Н.Толстого для учащихся 5 класса. Работа с тестом проводится на уроке развития речи по теме «Стиль и тип речи. Строение текста». Работая над тестом, учащиеся учатся:
Клоуз-тест способствует формированию коммуникативных способностей и умений, включая:
Пожарные собаки Бывает часто, что в городах на пожарах остаются … в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и … , а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с … , и когда загорится дом, то пожарные … собак … детей. Одна такая собака в Лондоне … двенадцать детей ; её звали Боб. Карта текста 1. Вопросы на восприятие текста.
2. Пропущенные слова:
3. Вопросы к языковому анализу текста;
(Особое внимание учащихся обращается на композиционную завершённость, когда слова в конце текста возвращают нас к заглавию или к началу текста. После восстановления слов в тесте можно продолжить работу над текстом с помощью вопроса: «Каким образом вторая часть (или: какие слова второй части) текста помогает подобрать наиболее точные слова, пропущенные в начале текста, и наоборот: как начало текста подсказывает, какие слова пропущены во второй его части? (Проявление композиционной завершённости.)
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями Опубликованы проекты демонстрационных вариантов ОГЭ на 2025 год Глава Рособрнадзора предложил реформу школьных экзаменов после 9 класса В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Статей за текущий месяц нет.
|
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены