РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Предпрофильная подготовка школьников «Моя будущая профессия»

Элективный курс для предпрофильной подготовки «Моя будущая профессия», отражающая некоторые проблемы занятости населения Оленекского района

Ранний выбор профессии учащимися 8-9 классов Оленекской средней школы, определяющий, в свою очередь, будущий профиль обучения в 10-11 классах, является серьезной жизненной проблемой. В то же время социально-экономические преобразования в Оленекском районе предопределили появление рынка труда и конкуренции на нем. А это значит, что каждому учащемуся надо определиться с дальнейшим выбором, постигнуть азы профессионального самоопределения.

Большая часть современной молодежи из-за неумения ориентироваться в выборе профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирает профессию, не соотвутствующую собственным интересам, склонностям и, что важно, не смотрит на востребованность этой профессии в своем регионе.

В связи с этим появляется несколько противоречий. Во- первых, в Оленекском районе существует потребность в специалистах в области метеорологии, гидрологии, геологии, землеустройстве, архитектуре, ветеринарии, в то время как выпускники школ стремятся стать экономистами, юристами, менеджерами. Во – вторых, в нашем районе уровень безработицы, особенно среди молодежи довольно высокий, в то время как на предприятиях здравоохранения, горнодобывающей промышленности, в сельском хозяйстве имеются свободные рабочие места.

Оленекский эвенкийский национальный район, в котором находится наша школа, расположен на северо-западе Республики Саха(Якутия) и является самым крупным ее субъектом по площади территории, хотя в районе расположено всего 4 населенных пункта (Оленек, Харьялах, Жилинда, Эйик). По данным на 2021 год, в районе проживает 4 тыс. человек, из них экономически активное население 2 024 (%), 191 человека ищут работу. На рис.1 приведены данные по занятости населения района.

Занятость — это термин, характеризующий состояние человека, включенного в общественно полезную деятельность, связанную с удовлетворением его личных и общественных потребностей, как правило, приносящую заработок. Проблема занятости населения — это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами [1]. В Оленекском районе проблема занятости является достаточно острой, так как, с одной стороны, в улусе зарегистрированы безработные, с другой – в некоторых отраслях экономики существует потребность в квалифицированных кадрах. В то же время в район нуждается в работниках по следующим видам экономической деятельности (таблица 1).

Вакансии в Оленекском районе на 2021 год

По материалам муниципальной целевой программы «Социально-экономическое развитие муниципального района «Оленекский эвенкийский национальный район» Республики Саха (Якутия) на 2021-2025 годы» выяснено, что по разным отраслям экономики района в области занятости населения выявлены проблемы (таблица 2)
Таблица 2

Проблемы занятости населения Оленекского района

Решение проблемы занятости населения, на наш взгляд, возможно несколькими путями, среди которых важное место занимает профориентация, которая понимается как «научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства» [1]. На уровне средней школы, в том числе в рамках предмета «география» можно говорить только о психолого-педагогическом направлении профориентации.

Традиционно на уроках географии учитель рассказывает о различных профессиях, связанных с этим предметом: геолог, гидролог, метеоролог и т.д. В то же время, учитель, работающий в конкретном районе, должен уметь ориентировать учащихся на выбор профессий, связанных с потребностями своего муниципального образования. Введение профильного обучения, обязательное включение элективных курсов профориентационного характера в содержание образования в предпрофильных классах (8-9) облегчает учителю задачу в ориентации учащихся на профессии, востребованные в районе.

Выполняя одну из задач, поставленных Муниципальной целевой программой социально-экономического развития нашего улуса – «проводить регулярно профориентаицонную работу среди населения (особенно молодежи) с целью ориентации на специальности, востребованности в улусе для дальнейшего их трудоустройства в населенных пунктах улуса», мы разработали элективный курс для предпрофильной подготовки «Моя будущая профессия», который ставил несколько целей. Во-первых, познакомить учащихся с профессиями, востребованными в районе, во-вторых, помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда.

Содержание курса предусматривает расширение знаний учащихся о профессиях, знакомит с «Населением и занятостью района», «Отраслевой структурой хозяйства и распределением экономически активного населения в нем», «Профессии нашего района», «Люди интересных профессий нашего района», «Здоровье и профессия».
Содержание данного курса, на наш взгляд помогает предостеречь учащихся от типичных ошибок и затруднений при выборе профессии. В ходе посещения занятий учащиеся изучают свои интересы, склонности, оценивают свои возможности.

В Оленекской СОШ им.Х.М. Николаева в 2-х девятых классах обучается 43 учащийся, из которых 22 человек пожелали посещать занятия нашего курса. В ходе констатирующего эксперимента выявлено, что с выбором профессии определились 10 учащихся (51 %). Анализ выбора будущей профессии позволяет сделать вывод о том, что на жизненные решения школьников воздействуют социальные стереотипы, что проявляется в предпочтении профессий «юрист», «экономист», а также присутствуют ориентация на реально значимые и востребованные специальности – педагог, водитель. В то же время на вопрос анкеты: «Выбрали ли Вы для себя профильные предметы?» были получены следующие результаты: «определились с выбором»-28%, «имею несколько вариантов выбора» -25%; «не определились с выбором» -48%. Это означает что школьники не совсем уяснили связь между будущей профессией и избранными для обучения профилем. Перечень выбранных профессий свидетельствует о преобладании практической ориентации – ребята в большинстве случаев выбирают те профессии, которые они видят в ближайшем окружении. Практически отсутствует ориентация на профессии, которые рассматриваются как перспективные с точки зрения развития нашего района. На вопрос: «Почему выбрал именно эту профессию?», оказалось, что большинство учащихся в первую очередь смотрят на материальное благополучие. Школьники аргументировали это тем, что хотят приобрести материальную независимость от родителей, возможность заняться предпринимательской деятельностью, желанием приобрести экономическое знания. На втором месте – мотив престижности профессии, а возможность трудоустройства занимает последнее место среди причин выбора.

В ходе обучающего этапа педагогического эксперимента, нами использовались разные формы организации обучения. Среди методов обучения выделим тематическую дискуссию, деловую игру «Биржа труда» и круглый стол, проведенный совместно с центром занятости «Проблемы занятости населения района».
В завершение педагогического эксперимента мы снова провели анкетирование учащихся, показавшее, что с выбором профессии определились уже 20 учащихся (91%).

Таким образом, положительные результаты педэксперимента позволили сделать вывод о необходимости проведения элективного курса «Моя будущая профессия». В то же время необходимо проследить отдаленные результаты нашего эксперимента, то есть, во-первых, выбор школьниками учебного заведения для обучения после школы, во-вторых, выбор места работы после его окончания.

Литература:

  1. Волкова О.А. Основы профессиональной ориентации молодежи: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Т.П. Дурасановой. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2002. -68 с.
  2. Муниципальная целевая программа «Социально-экономическое развитие муниципального района «Оленекский эвенкийский национальный район» Республики Саха (Якутия) на 2021-2024 годы». – Оленек, 2010. – 180 с.

Научный руководитель: д.п.н., профессор Кривошапкина О.М.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены