РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Изучение литературного произведения в контексте творчества писателя

«Человек не из одного какого-нибудь побуждения состоит, человек - целый мир», - писал Ф.М.Достоевский.

Будущий инженер, машинист, врач или специалист по информационным технологиям… Кто бы он ни был, мой ученик, прежде всего он Человек, со своим миром, со своей душой.
Каждый человек, не осознавая этого, создает карту собственного мира. Складывает эту карту из увиденного, услышанного, пройденного, узнанного. Многие считают, что их карта – единственно верная.

Интересно, а можно ли научиться видеть чужую картину мира, путешествовать, пользуясь чужой картой? Должно быть, это чрезвычайно интересно. Именно такую возможность дают нам художественные произведения. Замечательной способностью создавать другие миры обладают писатели. И путешествовать по этим мирам можно!
Способность вчувствоваться, воплощаться в другого присуща большим художникам. Полезно, читая рассказ или роман, понять, что в тексте написано от лица автора (увидено его глазами), что – от лица героя.

«Сотворчество понимающих» – так называл диалог автора и читателя М.М. Бахтин. Читая текст, мы пытаемся понять мир его персонажей, созданный автором. И ещё вырабатываем свою точку зрения в процессе этого диалога.

Научить самостоятельно извлекать ценности, скрытые в тексте, осмысливать их, эмоционально переживать и, наконец, воплощать в поступках, сначала на словесном (вербальном) уровне – на уроке, а потом и в жизни – основная задача. Сиюминутных результатов ждать не надо, нужно время для осмысления, и если «семечко» (Слово) посеяно, то оно обязательно даст ростки. Главное - сохранить мир в душе.

Требование современного общества – развитие языковой личности, способной воспринимать и анализировать информацию, содержащуюся в тексте любого вида и формы, создавать речевое высказывание, применяя результаты интеллектуальной деятельности на практике, - обусловило концептуальные позиции современного филологического образования.

В свете этих позиций содержание образования по русскому языку и литературе (согласно новым ФГОС) направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), литературоведческой и культуроведческой компетенций. Ведущую позицию в процессе обучения наших детей должно занимать развитие речи. Для этого каждый учитель (не только словесник!) должен создавать на уроках необходимую развивающую речевую среду. Но формирование комуникативной компетенции невозможно без языковой и лингвистической (языковедческой) и литературоведческой: невозможно полноценно общаться, не зная языка и не владея им.

Один из путей решения этого противоречия мы видим в работе с текстом на уроках как русского языка, так и литературы: работа с текстом как один из путей повышения лингвистической и литературоведческой компетенции учащихся, и шире - использование текста как основы создания на уроках развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения. (В свете новых образовательных доктрин).

Нельзя не согласиться с мнением А.Д.Дейкиной, заведующей кафедрой методики преподавания русского языка МГПУ, что «новые аспекты преподавания во многом определяются тем, как используется русский язык в современном социуме» и что «родной язык формирует духовно-ориентированное мышление, способствующее творческой самореализации личности».

Постижение поступков литературного героя, поведения персонажей, душевного мира и психологии человека, изображенного в произведении, - главная задача, путь постижения и осмысления жизни вокруг, обогащения языковой палитры, что помогает и понять, и выразить всю полноту человеческой жизни.

«Если обучение и развитие не опережает воспитание, то и знание опасно. Давать современные знания безнравственному, бездуховному человеку страшно опасно для общества» - утверждает Ш.Амонашвили.

Сохранить душу, сохранить мир в душе – вот главный ориентир в работе.

Произведение писателя одновременно и замкнуто в себе и открыто в контекст творчества.

Контекстуальное изучение литературного произведения является одним из важнейших условий постижения школьниками литературы как целостного, социально и исторически обусловленного явления. Воспринимая и затем интерпретируя литературное произведение, исследователь может рассматривать его существование в историческом, биографическом, культурном, социальном, литературном контекстах. Если же сузить этот фокус восприятия, становится очевидным, что литературное произведение существует, прежде всего, в контексте творчества писателя. Понятие «контекст творчества писателя» мы определяем как системное целое, состоящее из совокупности всех творений автора, относительно законченное и способное определенным образом влиять на интерпретацию художественного произведения.

Анализ литературного произведения в контексте творчества писателя способствует развитию мышления и - шире - личности старшеклассника.

Включение изучаемого произведения в контекст творчества писателя (в частности, в контекст цикла, трилогии, контекст какого-либо этапа творчества), с одной стороны, расширяет представления школьников о художественном мире писателя (базовом понятии в старших классах) и, с другой стороны, углубляет анализ конкретного изучаемого произведения.

Обозначенная двуплановость делает такой тип анализа произведения, как анализ в контексте творчества писателя, не только целесообразным, но и необходимым.
При организации изучения произведений в заданном аспекте использую эффективные методы и приемы, формы занятий, соответствующие задачам контекстуального изучения произведений, стимулирующие развитие исследовательской, творческой деятельности учащихся, предполагающие сопряжение классного и внеклассного чтения.

Клуб любителей чтения «Книгочеи» (Программа допобразования «Наша читательская среда»), который работает с 2013 года, способствует более полному погружению в ткань произведения, постижению «тайны текста» (Ермакова Г.А.).

Занятия клуба проходят как в рамках классного помещения, так и за пределами его: в библиотеке – «Поэтический баттл – 2018», проект - «Наша классная классная библиотека», в актовом зале – театрализованное представление «Новая жизнь старых вещей» (по полусказкам Феликса Кривина).

С первых дней 2019-20 учебного года юные любители чтения окунулись в подготовку к открытому занятию Клуба, решили посвятить его 85 – летнему юбилею всемирно известного чувашского писателя и поэта Г.Айги. Познакомились с произведениями на русском и чувашском языках, попробовали себя в роли переводчика, загорелись желанием больше узнать о жизни Г.Айги. Так 27 октября на социо – культурной площадке «Время читать!» (третий этаж школы), у истоков создания которой стоит завуч школы, педагог-словесник по призванию, Табакова В.М., состоялось открытое занятие Клуба в рамках межрайонной (Урмары – Ибреси) республиканской стажировочной площадки на базе УСОШ. Почетными гостями были: Ермакова Галина Алексеевна, доктор филологических наук, профессор кафедры профессионального развития Чувашского института образования, вице-президент Чувашского национального конгресса Анатолий Ухтияров, декан факультета чувашской и русской филологии и журналистики Алена Иванова, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и журналистики Ирина Иванова, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой этнографического образования ЧРИО Анна Егорова, кандидат филологических наук, доцент кафедры профессионального развития ЧРИО Марина Павлова и корреспонденты республиканской газеты «Хыпар».

11 октября на этой же площадке, которая стала тем местом в школе, где собираются любители поэзии, истинные книгочеи, прошел школьный тур районного конкурса чтецов «Читаем Василия Алендея», приуроченный к 100 – летию со дня рождения народного писателя, уроженца Урмарского района. Прозвучали стихотворения как на чувашском, так и на русском языках. На одном дыхании была прочитана поэма «Путь солдата». Все конкурсанты (37 обучающихся 5-9 классов) прониклись глубиной содержания поэмы Алендея, раскрыли личностное восприятие произведений писателя, продемонстрировали артистическое мастерство.

Контекст творчества писателя в рамках этих внеурочных занятий воспринимается не только как некий фоновый элемент, позволяющий школьникам представить общую картину творчества писателя, он становится неотъемлемой частью самого творчества, способствует погружению в духовный мир писателя, поэта, осмыслению истоков их творчества, а в конечном счете помогает юному читателю осознать самоценность личности, возможно, сыграет важную роль в выборе жизненных ориентиров.

Изучение литературного произведения в контексте творчества писателя, таким образом, диалектично, двунаправлено. С одной стороны, в ходе проблемно-сопоставительного анализа «опорного» произведения с другими произведениями этого автора, составляющими контекст его творчества, происходит углубление «прочтения», постижения идейно-художественного своеобразия данного конкретного произведения, причем на разных уровнях: на уровне тематики, проблематики, на героином, жанровом, стилистическом уровнях. С другой стороны, обращение к контексту творчества писателя при анализе «опорного» произведения способствует расширению представлений учащихся о художественном мире писателя, своеобразии его творческого пути, сокращает расстояние между читателем и писателем. Сокращая расстояние, продолжаем диалог с Писателем.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены