РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение метода case-study как способа формирования общих компетенций студентов по дисциплине «Обществознание»

Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от английского «саsе» - случай, ситуация), - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).

Кейс - описание конкретной реальной ситуации, которая предназначена для обучения студентов анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями.

Кейсовая технология - это обучение действием. Овладение профессиональными компетенциями становится результатом активной самостоятельной деятельности студента по разрешению противоречий в предложенных ситуациях.

Целью кейс-технологии является:
научить студентов, как индивидуально, так и в составе группы следующему:

  • развитию навыкам анализа и критического мышления;
  • соединению теории и практики;
  • представление примеров принимаемых решений;
  • демонстрации различных позиций и точек зрения;
  • формированию навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Дидактическими задачами кейс-технологии является:

  • принятие верных решений в условиях неопределенности;
  • овладение навыкам исследования ситуаций;
  • разработка плана действий, ориентированных на намеченный результат;
  • разработка алгоритма принятия решения;
  • применение полученных теоретических знаний при решении практических задач.

Таким образом, цели касаются: научить студентов, как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию; сортировать ее для решения заданной задачи; выявлять ключевые проблемы; генерировать альтернативные пути решения и оценивать их; выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Помимо этих целей при применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты. Так, обучающиеся получают коммуникативные навыки; развивают презентационные умения; формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения; приобретают экспертные умения и навыки; учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы.

Метод кейс-технологии имеет очень широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании метода можно разделить на две группы - учебные результаты - как результаты, связанные с освоением знаний и навыков (освоение новой информации, методов сбора данных, методов анализа, умение работать с текстом, соотнесение теоретических и практических знаний), и образовательные результаты - как результаты образованные самими участниками взаимодействия, (создание авторского продукта, повышение уровня профессиональной компетентности, появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем).

Ниже представлена таблица связи между отдельными качествами будущего специалиста и возможностями воздействия метода кейс-технологии на их формирование.

Воздействие метода кейс-технологии на формирование качеств будущего специалиста:

Способность принимать решения: Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий - Сопоставление и оценка достоинств и недостатков различных ситуаций, выделение логики развития ситуации;

Способность к обучению: Способность к поиску новых знаний, овладение умениями и навыкам - Постоянный поиск новой информации в процессе анализа ситуации;

Системное мышление: Способность к целостному восприятию объектов в их структурно-функциональной выраженности - Всестороннее осмысление ситуации, её системный анализ;

Самостоятельность и инициативность: Умение индивидуально вырабатывать и активно реализовывать решения - Высокая индивидуальная активность в ситуациях неопределённости;

Готовность к изменениям, гибкость: Желание и способность быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям - Выработка поведения в постоянно меняющихся ситуациях анализа;

Умение работать с информацией: Способность искать информацию, проводить её анализ. Переводить информацию из одной формы представления в другую - Постоянный поиск, выделение, группировка, анализ и представление информации;

Коммуникативные способности: Владение словом и неязыковыми средствами общения, умение вступать в контакт - Постоянное высказывание своей позиции, умение слушать и понимать собеседника;

Способность к межличностным контактам: Способность производить благоприятное впечатление на партнёра по взаимодействию - Постоянное стремление произвести хорошее впечатление на преподавателя и других студентов;

Проблемность мышления: Способность видеть проблемы - Поиск проблемы и определение её основных характеристик;

Конструктивность: Способность вырабатывать модели решения проблем - Поиск путей разрешения проблемы в кейсе;

Этичность: Владение этическими нормами и правилами нравственного поведения в условиях коллективного взаимодействия - Постоянное коллективное взаимодействие, конкуренция.

Проведение практического занятия с применением кейс-технологий меняет всю систему отношений в учебном процессе: «преподаватель – студент», «студент – учебный материал», «студент - другие студенты». Студент нацелен на конструктивный диалог с преподавателем и студентами, способность высказывать и отстаивать свою точку зрения. Такой подход в целом повышает эффективность обучения, приближая его к будущей практической деятельности.

Использование кейс-технологий имеет ряд преимуществ:

  1. Акцент обучения переносится на выработку знаний студентами, а не на овладение готовым знанием.
  2. В изучении сложных вопросов преодолевается «сухость» и неэмоциональность урока.
  3. Студенты получают важный опыт решения проблемных ситуаций, возможность соотносить теорию и практику.
  4. У студентов развивается умение слушать и понимать других, работать в команде.
  5. Предоставляется больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.
  6. Учатся формулировать вопрос, логически мыслить, делать собственные выводы, аргументировать ответ, отстаивать свое мнение.

В педагогической деятельности мною используется следующая разновидность кейс-технологии - метод ситуационного анализа.

Технология позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Студентам предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения.

Результат решения кейса может быть представлен в виде отзыва, презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.

В ходе работы с кейсами студент учиться быстро находить нужную информацию в сотрудничестве с одногруппниками, анализировать содержание текста, грамотно и доказательно представить свою точку зрения, слушать собеседника и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, приобретая универсальные учебные действия.

Алгоритм работы по кейс-технологии - метод ситуационного анализа:

1. Студентам предлагается СЛУЧАЙ (реальный, вымышленный)

  • он должен быть проблемным, имеющий прецеденты,
  • должен допускать альтернативные варианты решения.

2.ОТБОР ИНФОРМАЦИИ из кейса, самостоятельный поиск информации:

  • студенты учатся самостоятельно добывать информацию, её обрабатывать, анализировать, формируются:
  • Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

3. Выявляется ПОЗИЦИЯ студента по проблемной ситуации, формируются:

  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
  • Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

4. КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ вариантов решения, сравниваются результаты, обсуждаются инновационные идеи и подходы, формируются:

  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.
  • Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
  • Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
  • Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (РЕФЛЕКСИЯ)

Студенты делают выводы по проделанной работе, подводятся итоги занятия.

Технология требует оценивания не только набора определенных знаний, но и умения студентов анализировать конкретную ситуацию, принимать решение, логически мыслить, при

этом лучше всего использовать многокомпонентный метод формирования итоговой оценки, составными частями которого будут:

Оценка выступающего (выступающих):

  1. Грамотная речь – 3 балла.
  2. Емкость, лаконичность, полное раскрытие темы, решение проблемы – 3 балла.
  3. Качество ответов на дополнительные вопросы – 3 балла
  4. Доказательная база – 3 балла

Максимальное количество баллов – 12

  • 12 баллов – оценка 5
  • 9-11 баллов – оценка 4
  • 6-8 баллов – оценка 3

Оценка приложений (презентации, рисунки, буклеты и пр.)

  • Качественность выполнения работы (соответствие работы основным особенностям изучаемой проблемы, соответствие с темой) – 5 баллов
  • Полное отражение в приложении изучаемой проблемы – 5 баллов
  • Оформление работы не должно мешать восприятию проблемы – 3 балла

Максимальное количество баллов – 13

  • 13 баллов – оценка 5
  • 10-12 баллов – оценка 4
  • 7-9 баллов – оценка 3

Оценка работы группы:

  • Существенные дополнения к выступлению – 3 балла
  • Индивидуальная работа в группе, индивидуальные задания – 5 баллов
  • Участие в обсуждении проблемы – 4 балла

Максимальное количество баллов – 12

  • 12 баллов – оценка 5
  • 9-11 баллов – оценка 4
  • 6-8 баллов – оценка 3

Данные критерии можно предложить экспертной группе, собранной из числа студентов той же группы. В этом случае стимул к работе у студентов проявляется гораздо в большей степени, ведь оценивать их труд будет не преподаватель, а одногруппник.

При письменной аргументации ответа на вопросы кейса, считается удовлетворительным, если:

  • было сформулировано и проанализировано большинство проблем, имеющихся в кейсе;
  • были сделаны собственные выводы на основании информации о кейсе, которые отличаются от выводов других студентов;
  • решение ситуаций по смыслу и содержанию отвечают требованиям.

Показателями работы по формированию профессиональных компетенций студентов на уроках с применением кейс-технологии можно считать следующие:

  • повышение уровня положительной мотивации к обучению;
  • повышение интереса студентов к учебной дисциплине;
  • понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса;
  • достижение студентами учебных, личностных результатов, формирование профессиональных компетенций;
  • рост уровня качества знаний и успеваемости студентов.

Вышеперечисленные показатели позволили увеличить уровень качества знаний, сформировать профессиональные компетенции студента.

Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и инновационных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Можно сказать, что метод направлен на формирование профессиональных компетенций студента, а также профессиональных компетенций преподавателя.

Применение метода кейс-стади как способа формирования общих компетенций студентов 1 курса по дисциплине «Обществознание»

Тема урока: Социальный конфликт.

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление о социальном конфликте как особом взаимодействии индивидов, групп и объединений. Выявить причины конфликтов, их классификацию. Определить пути конструктивного разрешения конфликта.
  2. Развивать аналитическое мышление, умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; умения решать конфликтные ситуации.
  3. Способствовать формированию общих компетенций будущего специалиста

Ход урока:
- Сегодня на уроке мы с вами будем использовать метод кейс – стадии, который позволит рассмотреть конкретные ситуации,проанализировав их, выбрать оптимальное решение.
-Дайте определение понятию «конфликт»?
Ответ: Конфликт-это столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой.
-Как вы думаете, а что такое социальный конфликт?
Ответ: Социальный конфликт – попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противников, стремящихся достичь того же вознаграждения.
- Как вы думаете, каковы причины возникновения конфликтных отношений?
Ответ: Причины возникновения конфликтных отношений связано с потребностями личности, социальной группы.

Основные типы потребностей по А. Маслоу.
1. Физические потребности;
2. Потребности в безопасности;
3. Социальные потребности;
4. Потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции;
5. Внешние потребности в самовыражении, самоутверждении.
Причины социальных конфликтов:
1. Личностные.
2. Социальные.

Предпосылки:
1. Социальное неравенство.
2. Культурная неоднородность. (существование в обществе различных систем ценностей, разных представлений о мире, разных поведенческих стандартов).
-Как может действовать человек в состоянии неудовлетворенности?
Три варианта поведения:
1. Можно отступить, перестать стремиться к удовлетворению потребностей.
2. Поискать обходной путь удовлетворения потребностей.
3. Путем агрессии добиться желаемого.
Социальное противоречие-взаимодействие социальных слоев, групп, связанное с несовпадением их интересов и целей.

-Как вы думаете, каковы причины социальных противоречий?
Ответ:
1. отсутствие средств и условий.
2.препятствия на пути к цели.
3.несогласованность целей между субъектами.
Эти противоречия могут привести к социальному конфликту.
Конфликт - наивысшая стадия противоречия.

Работа в группах с кейсом: метод проигрывания ролей.
Студенты делятся на четыре группы. Каждая группа получает определенную конфликтную ситуацию, с инструкцией, в которой предписано, как вести свою роль, какой характер изображать. Затем группа должна выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению.

Задания группам.
1 группа: В группу пришёл новый студент с девиатным поведением, который стремится всех подчинить своей воле. Большинство, испугавшись его друзей с улицы, подчинились ему. Но небольшая группа во главе со старостой группы противостоит ему.
Как решить данную конфликтную ситуацию?
2 группа: Классный руководитель застал студента курящим в туалете колледжа. После профилактической беседы студент дал слово, что не будет курить, но не сдержал его. Учитель при всем классе сообщил, что данный студент систематически лжет и является слабовольным существом. Студент пожаловался родителям, что учитель несправедливо его оскорбил. Группа разделился: одна в поддержку классного руководителя, другая – против.
Как разрешить данный конфликт?
Презентация работ групп.

Домашнее задание: Придумать и подробно описать конкретные ситуации к каждому типу конфликта и методы, пути решения данных конфликтов. Вы можете использовать реальные ситуации конфликтов из вашей жизни или из мировой истории.

Список использованной литературы
1. Бершадский М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе /М.Е. Бершадский// Педагогические технологии. - 2009. - №4.
2. Деркач А. М. Кейс-метод в обучении // Специалист. - 2010.
3. Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе /А.С. Земскова// Совет ректоров. - 2008. - №8.
4. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стадии. /Под редакцией Г.Н. Прозументовой. - Томск - 2013.
5. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода CaseStudy//Инновации в российском образовании.- М.: ВПО, 2010.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены