РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формы работы с родителями. Индивидуальные формы работы с родителями

Автор: Сальтяшева Айгуль Ильнуровна

Индивидуальная беседа.

Цели и задачи:

а) обеспечить оптимальные условия для воспитания ребёнка, ближе знакомиться с родителями, помогать им конкретным советом, намечать совместные пути педагогического воздействия на ребёнка, конкретизировать требования к нему, оказывать действенную помощь семье;
б) воспитателю узнавать от родителей индивидуальные особенности и склонности своих воспитанников, находить правильный подход к ребёнку;
в) устанавливать с родителями дружеские доверительные отношения.

Подготовка к беседе:

  • наметить тему и план беседы;
  • подготовить вопросы и продумать ход беседы;
  • продумать место и время беседы;
  • подготовить при необходимости литературу;
  • сформулировать советы, рекомендации;
  • заранее оповестить родителей о предстоящей беседе.

Ход беседы.

Во вступительной части педагог начинает беседу с положительной, позитивной информации.

В основной части педагог задаёт вопросы, освещает тему, выслушивает родителей, ведёт с ними диалог.

В заключении воспитатель даёт конкретные советы, рекомендации, направленные на совместную работу семьи и педагогов, и беседа заканчивается на положительной позитивной ноте.

В беседе могут участвовать также заведующая, врач, музыкальный работник, руководитель физической культуры и другие. Беседа может проводиться в ходе экскурсии по группе, детскому саду.

Тематика бесед разнообразная. Важно через беседу выявлять положительный опыт воспитания, готовить родителей к выступлению на собрании. Беседа может быть продолжительной и короткой.

Требования к проведению беседы.

  • *Содержание индивидуальной беседы должно оставаться достоянием только беседующих.
  • *Соблюдать деловой тон в беседе, создавать атмосферу непринуждённости.
  • *Если родитель задал вопрос, на который педагог не может ответить, он предлагает отложить беседу, чтобы подготовиться и уже тогда дать квалифицированную рекомендацию.
  • *Если надо говорить о плохом поступке ребёнка, беседу надо начинать с положительного, что есть в ребёнке.
  • *В беседе с разными членами семьи (мама, папа, бабушка) нужно соблюдать дифференцированный подход.
  • *Просьбы родителей в процессе беседы надо выполнять, если они не приносят вреда ребёнку.
  • *Нельзя беседовать в присутствии ребёнка.
  • *Уметь слушать ребёнка, меньше давать указаний, предъявлять требований.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Консультация – форма индивидуальной, дифференцированной работы с родителями, которая помогает, с одной стороны , ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна; с другой – побуждает родителей серьёзно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше всего воспитывать.

Подготовка к консультации:

  • наметить тему, план;
  • подготовить содержание, наглядность;
  • продумать место и время;
  • заранее пригласить родителя;
  • сформулировать рекомендации.

Содержание консультации.

Консультация может быть организована в форме беседы, обсуждения проблемы, статьи (заранее прочитанной), вопросов и ответов. Содержание консультации состоит из вступления, основной части и заключения. Содержание конкретизировано до деталей.

Требования к проведению консультации.

  • Консультацию проводят в вечернее время и в отсутствии ребёнка.
  • Консультация проводится без спешки и доброжелательно.
  • Важно расположить к себе родителя.
  • Инициатором консультации выступает ДОУ, но может быть проведена по просьбе родителя.

ПОРУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЯМ

Цели и задачи: знакомить родителей с условиями жизни и воспитания детей в ДОУ, с задачами воспитания; вызывать у родителей желание помогать детскому саду в педагогической и хозяйственной работе для повышения качества воспитания дошкольников.

Подготовка воспитателя: продумывать, кому какое поручение дать, исходя из возможностей семьи.

Организация поручения.

Обратиться к родителю в такой форме и так объяснить значимость поручения, чтобы каждый с охотой откликнулся и выполнил просьбу. После выполнения поручения, делается запись в «Книге добрых дел», которая находится в родительском уголке и доступна для чтения всем родителям. Благодарность можно выразить на родительском собрании.

Требования к организации поручений.

  1. Соблюдать принцип постепенности вовлечения родителей в помощь ДОУ.
  2. Поручения распределять на всех родителей, а не только на активных.

ПОСЕЩЕНИЕ СЕМЬИ РЕБЁНКА

Цели и задачи. Изучение семьи. Установление контакта с ребёнком, его родителями. Познакомиться с условиями воспитания. Понять психологический климат семьи, атмосферу дома с целью нахождения оптимальных путей и средств построения единой линии воздействия на ребёнка в детском саду и дома. Усилить контакт между детским садом и семьёй, устанавливать взаимопонимание, создавать дружескую атмосферу, желание помогать друг другу. Вырабатывать единые приёмы воспитания, чтобы сделать жизнь ребёнка в детском саду и дома содержательной и радостной. Увидеть и отметить положительное в организации жизни семьи. Выяснить, всё ли возможное делается в семье для правильного воспитания ребёнка. Определить, какой линии нужно придерживаться во взаимоотношениях с данной семьёй. Наметить план требований, советов и рекомендаций. Выявлять лучший опыт семейного воспитания. Общаться со всеми членами семьи.

Подготовка к посещению:

  • заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения;
  • определить цель визита;
  • изучить сведения о семье: состав, имя и отчества членов семьи, место работы, материальное положение, особенности семьи, здоровье ребёнка;
  • продумать, какие сведения надо получить и какие вопросы могут задать родители.

Организация и содержание посещения.

В зависимости от цели визита, воспитатель знакомится:

  • с местом для игр и занятий, с его освещением и удобством;
  • с порядком содержания игрушек, книг;
  • с домашними трудовыми обязанностями, их характером ( постоянные, эпизодические);
  • каким образом происходит формирование культурно-гигиенических навыков;
  • как осуществляется физическое развитие;
  • как ребёнка готовят к школе;
  • с общением членов семьи, атмосферой в доме;
  • с характером поведения и настроения ребёнка в домашних условиях (радостный, раскованный, притихший, смущённый, приветливый и т.д.).

Затем воспитатель рассказывает членам семьи, как ребёнок живёт в детском саду (положительное). Обсуждаются педагогические проблемы и темы. В заключении визита педагог даёт практические советы, рекомендации, намечаются пути и способы распространения положительного опыта воспитания, вырабатываются единые требования к ребёнку для положительного его развития. При повторном посещении проверяется выполнение рекомендаций, данных в предыдущем посещении, отмечаются изменения. Первое посещение носит ознакомительный характер, второе – деловой.

После посещения воспитатель делает запись в специальной тетради учёта посещений и намечает план работы с данной семьёй.

Каждую семью посещают не реже одного раза в год. Неблагополучные семьи посещают чаще и коллективно – с заведующей, попечительским советом.

Требования к посещению семьи.

  1. Прийти к ребёнку домой – это прийти к нему в гости. Быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Не допускать жалоб, критики, замечаний. Советы давать тактично, ненавязчиво.
  2. Обязательно прийти в намеченный день, не опаздывать.
  3. Не вести никаких записей во время посещения.
  4. Посещения должны быть регулярными, систематическими и с разными целями.
  5. В процессе посещения видеть и подчёркивать достижения родителей в воспитании ребёнка.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА-ПЕРЕДВИЖКА

Цель: увлечь родителей педагогической информацией, вызвать интерес к вопросам воспитания.

Организация работы.

В уголке для родителей помещается специальная папка для статей на определённую педагогическую тематику и педагогическая литература. Периодически проводятся беседы с родителями о прочитанном: что заинтересовало, что позаимствовали для воспитания ребёнка.

Книги подбирает и приобретает администрация ДОУ, принимает участие близлежащая библиотека, помогают родители. Важно продумать: где хранить книги, как выдавать, каким образам вести учёт, выявлять потребности читателей. В одних случаях книги имеют открытый доступ, и родители сами выбирают себе то, что их интересует. Литературу располагают по возрастам, по тематике, по разделам. Если книги хранятся в шкафу, к которому нет свободного доступа, в родительском уголке помещают картотеку с аннотациями. Подбирается она по содержанию, а не по алфавиту. Для каждого родителя заводят читательские карточки. В детском саду назначают ответственного за работу педагогической библиотеки или назначаются дежурные по графику. Для удобства определяются дни и часы выдачи книг. В родительском уголке периодически помещаются объявления о какой-нибудь новинке или книге, изданной давно, но прочитать которую было бы полезно многим родителям. Важно вести учёт прочитанной литературы. Для этого организуется обсуждение, обмен мнениями или родители в специальной тетради пишут отзыв. Книги могут храниться в методическом кабинете в разделе «Литература для родителей».

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ГРУППОВАЯ БЕСЕДА.

Беседа педагогов с родителями – это доступная и распространённая форма установления связи педагога с семьёй, его систематическое общение с родителями, с другими членами семьи и ведущая роль в возникновении, проведении беседы принадлежит педагогу.

Цели и задачи. Наладить прочную взаимосвязь с семьями детей при соблюдении дифференцированного подхода, исходя из уровня педагогической культуры родителей. Создать педагогически грамотный коллектив родителей, готового активно помогать ДОУ. Способствовать установлению тесной связи и постоянного общения между педагогом, родителями и другими членами семьи. Помогать родителям лучше узнавать жизнь и деятельность ребёнка в детском саду. Оказывать семье конкретную педагогическую помощь.

Подготовка к беседе:

  • договориться с родителями о встрече (место, время, тема);
  • попросить родителей подготовить вопросы;
  • пригласить на беседу несколько опытных родителей;
  • продумать содержание диалога, подготовить советы, рекомендации.

Содержание беседы.

Беседа должна быть лаконичной, значимой для родителей. Она проводится по инициативе педагога или родителей. Беседу могут проводить работники ДОУ: заведующая, методист, музыкальный руководитель и другие.

В процессе беседы, например, могут обсуждаться такие вопросы:

  • самочувствие ребёнка дома и в детском саду;
  • поведение ребёнка дома и в детском саду;
  • выполнение правил посещения ДОУ;
  • как организовать выходные дни для полноценного развития ребёнка;
  • на конкретную педагогическую тему (самостоятельности, упрямстве детей и другие).

Оптимальное время беседы – 20 минут. Начинать и заканчивать беседу надо на положительной ноте. Важно создавать все условия, чтобы родители могли высказывать своё мнение.

Требования к беседе.

  1. Уметь методически правильно выстраивать диалог, управлять грамотно беседой.
  2. В беседе выражать заинтересованность, доброжелательность.
  3. Прислушиваться к высказываниям родителей, улавливать подтекст (метаязык) – скрытое желание родителей.
  4. Следить за двусторонностью беседы (а не только говорит педагог), задавать родителям вопросы.
  5. В беседе показывать, что воспитатель делает всё в интересах ребёнка.
  6. Вести беседу в спокойном дружеском тоне.

Групповые консультации.

Цели и задачи. Способствовать усвоению родителями определённых знаний, умений. Оказывать родителям помощь в разрешении проблемных вопросов. Конкретизировать и углублять знания родителей, полученных на общих и групповых собраниях. Давать родителям новые знания, расширять их педагогический кругозор.

Формы консультаций:

  • доклад;
  • дискуссия по проблеме;
  • беседа;
  • выступление специалиста (врача, юриста, учителя и других);
  • обсуждение статьи, заранее прочитанной родителями;
  • обмен опытом;
  • просмотр видеоматериалов, обмен мнениями, выводы.

Подготовка консультации:

  • продумать форму, тему, содержание, кандидатуру консультанта;
  • предупредить родителей о времени, месте, теме консультации;
  • подготовить наглядность;
  • сформулировать советы, рекомендации.

Организация консультации.

Консультации бывают плановые и неплановые. Неплановые консультации проводятся по мере необходимости по инициативе ДОУ и по просьбе родителей. Консультации плановые проводят систематически, в определённые дни и часы. Содержание консультации конкретизировано до деталей. В зависимости от темы приглашают всех родителей или часть. Например, можно пригласить родителей разных групп с одинаковыми проблемами или успехами в воспитании. Можно пригласить несколько родителей одной из возрастных групп, нуждающихся в консультации по одному и тому же вопросу. Или приглашаются молодые родители; родители, имеющие одного ребёнка; родителей только девочек (мальчиков).

Консультация состоит из вступления, основного содержания и заключения в форме выводов, резюме. Содержание текста конкретизировано, включает примеры из практики, анализ различных точек зрения.

Требования к организации консультации.

  • консультации проводить систематически в определённые сроки (может быть постоянное число или неделя месяца);
  • консультации проводятся в отсутствии детей, в вечерние часы;
  • плановые консультации проводятся согласно годового плана ДОУ, темы и содержание утверждаются заведующей ДОУ;
  • содержание материала должно удовлетворять запросы родителей;
  • консультация должна быть тщательно подготовлена.

Групповое родительское собрание.

Групповое собрание – целесообразная и действенная форма работы педагогов с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи.

Цели и задачи. Знакомить родителей с целями, задачами, содержанием и методами воспитания ребёнка в детском саду и дома. Затронуть, заинтересовать каждого родителя вопросами воспитания детей. Определять единые требования к ребёнку со стороны воспитателя и родителей, вырабатывать единую линию воздействия на ребёнка. Выявлять и распространять лучший опыт семейного воспитания.

Формы родительского собрания:

  • доклады;
  • семинар-практикум;
  • собрание, построенное на опыте семейного воспитания;
  • сочетание теории с практическими упражнениями;
  • игровая форма – родители берут на себя роль детей и обыгрываются различные ситуации;
  • практически-ролевая форма – показ фрагментов занятий (родители в роли детей);
  • показ видеофильмов о пребывании детей в детском саду – анализ, выводы.

Подготовка к собранию.

  1. Составить план проведения собрания.
  2. Перед собранием проводится анкетирование родителей или опрос по теме собрания. Для этого составляют анкету или опросник. Ответы анализируют и делают вывод об уровне педагогической осведомлённости родителей по теме собрания.
  3. За две недели до собрания в родительском уголке вывешивается объявление о предстоящем собрании, затем оповещают устно, а перед собранием дети вручают родителям приглашения, сделанные своими руками.
  4. Продумать организацию детей на период, пока родители будут на собрании.
  5. Подготовить для родителей бумагу, ручки для записи, памятки родителям.
  6. Подготовить наглядность, выставку литературы, детских работ и т.д.
  7. Тщательно подготовить выступление: интересное начало, теоретические выводы с примерами, концовку, согласно правилам публичного выступления. Продумать вопросы родителям для дискуссии.
  8. Подготовить родителей к выступлению по обмену опытом воспитания детей, иллюстративный сопроводительный материал к их сообщениям.
  9. Выяснить вопросы, интересующие родителей.
  10. Подготовить проект решения или резюме.
  11. Продумать чёткий регламент выступлений (от5 до 10минут).
  12. Продумать место проведения собрания, время. Проветрить помещение, провести влажную уборку.

Организация и содержание группового собрания.

Групповое собрание проводится один раз в квартал. Первое собрание в учебном году проводится не позднее начала октября. Итоговое – в мае. По итогам летней оздоровительной работы – в августе. На обсуждение выносится 2-3 вопроса. Один вопрос основной, готовит его воспитатель. По другим выступают специалисты и родители. Тематика собрания определяется годовыми задачами и годовым планом ДОУ, а также учитываются интересы и пожелания родителей или обсуждается актуально назревшая тема. Родителей знакомят с целями, задачами, содержанием, методами, формами воспитания детей. Даётся характеристика возрастных особенностей детей, характеристика динамики развития каждого ребёнка. Выбирается попечительский совет родителей, который сообщает на последующих собраниях о своей работе, а в конце года представляет отчёт о всей проделанной работе за год. Педагоги рассказывают родителям о состоянии воспитательно-образовательной работе в группе, условиях работы; об итогах и выводах опросов, анкетирования. На собраниях родители получают информацию от различных специалистов (врача, музыкального руководителя, медицинской сестры и других). Сообщения делают родители о своём опыте воспитания детей. Проводится дискуссия. При проведении семинара-практикума родителям раздают вопросники, проводят фрагменты занятий с самими родителями, просматривают видеоматериалы и всё это обсуждается. Рассматриваются организационные вопросы. В конце собрания даётся возможность родителям высказаться, обменяться мнениями, задать вопросы, выразить пожелания. Подводится итог, вырабатывается решение, включающее общую договорённость действий родителей и сотрудников ДОУ. Решения отражаются в дальнейших беседах, консультациях, в родительском уголке.

Требования к проведению собрания.

  1. Стремиться к тому, чтобы как можно полнее представить родителям особенности жизни, поведения, деятельности детей группы в целом и каждого ребёнка в отдельности.
  2. Каждое новое собрание должно начинаться с сообщения о том, как выполнено решение предыдущего собрания.
  3. Признавать приоритет семейного воспитания, общаться «на равных» с родителями, т.к. никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
  4. Знать и соблюдать правила публичного выступления:
  • деловой внешний вид;
  • основные теоретические положения зачитываются, примеры и часть доклада рассказывается;
  • следить за эмоциональной окраской выступления, выделять голосом главное, основные мысли повторяются; если родители что-то записывают, то речь замедляется;
  • продумать вопросы родителям для дискуссии.

Общее родительское собрание ДОУ.

Общее родительское собрание – коллективная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы воспитания, имеющие важное значение для повышения педагогической культуры всех родителей независимо от возраста их детей.

Цели и задачи. Знакомить коллектив родителей всего ДОУ: а) с современными и широкими педагогическими проблемами воспитания; б) основными постановлениями, документами министерства образования федерального и регионального уровней, местного отдела образования; в) направлениями работы ДОУ в текущем году. Распространять положительный семейный опыт воспитания. Способствовать повышению педагогической компетентности родителей, овладению педагогическими знаниями, оптимальными методами воспитания своего ребёнка. Стремиться реализовать принцип единства требований в воспитании со стороны родителей и педагогов ДОУ. Помочь родителям увидеть в педагогах верных союзников и умных друзей их детей.

Подготовка собрания.

  • подготовка зала: соблюдение гигиенических требований, воздушного режима, создание комфортных условий родителям, эстетичность;
  • организация дежурной группы для детей, пока их родители на собрании;
  • назначение ответственных за встречу родителей, размещение их в зале;
  • приглашение специалистов (врача, юриста, представителя ГАИ и др.);
  • подготовка родителей к выступлению;
  • подготовка проекта решения собрания;
  • оповещение родителей: объявления общие и в группах, устное приглашение-напоминание, пригласительные билеты и др.

Содержание общего собрания.

Общее родительское собрание проводится 2-3 раза в год. Собрание ведёт заведующая или методист. Основной доклад могут читать заведующая, методист, воспитатель, родитель-специалист в какой-либо области, обладающий ораторским искусством. Тема должна быть интересна всем родителям. После основного доклада заведующая знакомит родителей с положениями, постановлениями. Далее выступают приглашённые специалисты, родители. На первом в учебном году собрании родителей обязательно знакомят с задачами ДОУ, направлениями работы. Рассказывают о результатах образовательной работы на уровне ДОУ. Непременно рассматривается тема физического развития дошкольников и организация летней оздоровительной работы. Заведующая знакомит родителей с педагогической, административной, хозяйственной деятельностью. Решаются организационные и хозяйственные вопросы. Выступают родители со своим опытом воспитания, попечительский совет ДОУ. Родителям может быть показан концерт, спортивное выступление. Родителям представляется возможность задать вопрос, высказать своё мнение, обсудить работу ДОУ. Проводится экскурс выставки. В конце собрания вырабатывается решение или резюме. Контроль за выполнением решения возлагается на администрацию ДОУ и попечительский совет. О выполнении решения сообщается на следующем собрании.

Требования к проведению общего собрания.

  • Собрание готовит заведующая с помощью всего коллектива.
  • На общем собрании присутствует весь педагогический коллектив.
  • Собрание проводится в торжественной обстановке, подчёркивается его значимость.
  • Выступления тщательно готовятся в соответствии с требованиями ораторского искусства.
  • Устанавливается регламент, продолжительность собрания -1 час 20 минут.

Вечер вопросов и ответов.

Цели и задачи: удовлетворить потребность родителей в педагогических знаниях.

Подготовка. В ДОУ постоянно или периодически вывешивают почтовый ящик для письменных вопросов родителей. Родители в письменном виде в почтовый ящик опускают интересующие их вопросы по разным проблемам воспитания. За 3-4 дня до проведения вечера вопросов и ответов родителям вручают приглашение (яркое и красочное), вывешивается объявление. Педагог готовит ответы. Подготавливают тексты педагогических ситуаций по вопросам родителей из теории и практики воспитания.

Организация и проведение.

Данное мероприятие состоит из двух частей.

  • 1 часть – на вопросы отвечают педагоги, врач, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, психолог, методист, заведующая (в зависимости от содержания вопросов родителей). Ответы должны быть точные, исчерпывающие.
  • 2 часть – родителям предлагают решить проблемные педагогические ситуации, педагогические задачи и ответить на вопросы педагогов. Родители делятся опытом семейного воспитания.

Коммуникативный центр.

Оборудуется небольшое помещение (уютная комната, часть холла). В неофициальной обстановке родители рассказывают друг другу о своих переживаниях, делятся впечатлениями о событиях дня. Взрослые могут беседовать за чашкой чая, кофе.

Педагогическая конференция.

Конференция (лат. – собирать в одно место) – это собрание, совещание представителей правительств, обществ, научных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; форма массовой работы с людьми (родителями).

Цели и задачи. Распространять педагогические идеи и знания. Усилить внимание родителей к воспитанию детей. Знакомить с содержанием воспитательно-образовательной работы в разных возрастных группах. Способствовать обмену опытом семейного воспитания. Намечать конкретно-воспитательные задачи и пути воздействия на ребёнка. Формировать у родителей ответственное отношение к своим родительским обязанностям. Повышать педагогическую культуру и педагогическую компетентность родителей.

Подготовка конференции.

  1. Выбирается актуальная, охватывающая широкий спектр вопросов, тема («Здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Игра в жизни ребёнка» и др.). Составляется план проведения конференции.
  2. Для углубленной проработки темы посещают родителей на дому, проводят день открытых дверей, готовят видеоматериалы фрагментов педагогического процесса.
  3. Проводят опросы, анкетирование.
  4. Готовят вопросы к диспуту; тезисы, рекомендации, резюме, решения, викторины.
  5. Приглашают специалистов.
  6. Готовят выступления взрослых и детей, наглядное сопровождение к их выступлениям.
  7. Вывешивают заранее объявление; готовят выставку детских работ, выставку и распродажу педагогической и детской литературы, фотовыставку, отражающую работу учреждения по данной теме; высказывания, баннеры, стенгазеты, памятки, пригласительные билеты, стенды, видеоматериалы, альбомы и т. д.
  8. Готовят место проведения конференции: влажная уборка, проветривание, место для выступающих, микрофоны и др.

Организация конференции.

Конференции проводят в масштабах республики, района, города; в рамках нескольких ДОУ или одного дошкольного учреждения 1-2 раза в год. Конференции организуют отделы образования, крупные предприятия с привлечением ДОУ, заведующий детского сада. На конференции приглашаются авторитетные специалисты, общественные деятели, руководители учреждений. ДОУ могут организовать выездные конференции на предприятия, к спонсорам. Они могут быть заочные (в выпускаемых сборниках), могут быть организованы через интернет. Готовят конференции отделы образования, педагогический коллектив во главе с заведующим и с помощью родителей.

Примерное проведение конференции.

1 этап. Вводная часть. Цель: собрать внимание участников, нацелить на решение проблемы.

  • Озвучивается тема, выводится на экран.
  • У участников конференции на руках тема и тезисы выступлений.
  • Обговаривается план и регламент выступлений.
  • Оглашаются результаты опросов, анкетирования.
  • Проводится викторина (по возможности).

2 этап. Основная часть. Цель: дать знания, обменяться опытом.

  • Чтение докладов (2-3), раскрывающие ключевые вопросы основной темы.
  • Сообщения воспитателей (2-3).
  • Выступления специалистов (1-2).
  • Выступления родителей по обмену семейного опыта воспитания детей.
  • Показ и комментирование видеоматериалов.
  • Обсуждение проблемы, диспут.
  • Обобщение, рекомендации, решения, резюме: акцент делается на совместную работу ДОУ и семьи.

3 этап. Заключительная часть:

  • викторина;
  • экскурс по выставкам;
  • обзор литературы;
  • концертные выступления;
  • продажа педагогической и детской литературы.

Требования к проведению конференции.

  • Конференция носит торжественно-деловой характер.
  • Максимальная длительность конференции 1 час 30 минут.

Встреча за круглым столом.

Цель: повышать уровень педагогической культуры родителей.

Подготовка. Воспитатель готовит вопросы по одной проблеме воспитания (организация игры, преодоление отрицательных эмоций и т.д.). На отдельных листах бумаги за 3-4 дня до проведения круглого стола родителям раздают приглашения, где указана тема. Вывешивается объявление. Готовится помещение, расставляются столы по кругу. На столах бумага, ручки.

Проведение.

Воспитатель раздаёт родителям листочки с вопросами и предлагает письменно ответить на вопрос по теме. Затем родители зачитывают ответы, их анализируют, дают советы, рекомендации и родители, и воспитатель.

Практикум.

Практикум – форма организации практической помощи родителям; один из путей повышения педагогической грамотности родителей.

Цели и задачи: рассказать и показать способы, приёмы воздействия на ребёнка с целью повышения качества обучения и воспитания дошкольников.

Подготовка к проведению практикума.

  1. Провести диагностику, опрос родителей по теме практикума.
  2. Изучить уровень сформированных навыков и умений у каждого ребёнка.
  3. Вести дневник наблюдений за детьми по усвоению программных требований.
  4. На основе наблюдений и диагностики составить план практикумов, конспекты и подготовить показы, выступления.
  5. Составить памятки и задания для родителей.
  6. За 1-2 недели предупреждают родителей (всех или подгруппу) о проведении практикума на определённую тему.
  7. Решить организационные вопросы: место, время, наглядность, подготовка материала, выставки.
  8. Подготовить конверты с индивидуальными заданиями, памятки.

Проведение практикума.

1. Вступительное слово воспитателя: объяснение актуальности темы, знакомство с целями и задачами, программными требованиями, практической значимостью темы для родителей и их детей.

2. Практический показ:

  • просмотр родителями занятия воспитателя с детьми или его фрагмента;
  • проведение занятия воспитателем непосредственно с родителями (родители исполняют роль детей);
  • проведение занятия воспитателем с детьми и родителями вместе;
  • просмотр видеоролика.

3. Анализ увиденного, услышанного, совершённых практических действий и обмен мнениями.

4. По завершению практикума каждый из присутствующих получает конверт с индивидуальными заданиями, в которых указаны конкретные игры, упражнения. Их следует провести дома с дошкольником в зависимости от уровня сформированных умений и навыков ребёнка. В конверт вкладывается памятка с перечнем методов и приёмов обучения и воспитания.

Организация практикума.

  • Практикум проводится 2-3 раза в год, в зависимости от уровня сформированных у детей навыков и умений по тому или иному разделу программы.
  • В содержание практикума включается рассказ и показ способов и приёмов обучения. Например, как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребёнка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат, как учить стихотворение и др.
  • Через 3-4 месяца целесообразно провести беседу по обмену опытом о проведении игр, занятий, упражнений дома.

Устный журнал.

Цель:

а) расширять и углублять знания родителей по определённой теме воспитания и обучения дошкольников;
б) разнообразить содержание работы с родителями.

Подготовка. Воспитатель определяет актуальную тему и планирует раскрыть её с помощью комплекса приёмов.

Проведение.

Воспитатель объявляет название устного журнала. Например, «У порога школы».

  • 1 страница. Сообщение заведующего «Всесторонняя подготовка к школе».
  • 2 страница. Рекомендации психолога «Психологический аспект подготовки к школе».
  • 3 страница. Показ упражнений, подготавливающих руку к письму.
  • 4 страница. Сообщение родительницы из прошлогоднего выпуска на тему: «Как наша семья осуществляла физическую подготовку ребёнка к школе».
  • 5 страница. Литературная. Воспитатель с дошкольником показывает методику заучивания стихотворения.
  • 6 страница. Заключительная. Просмотр фильма «В школу».

Проведение конкурсов.

Цель: узнать об увлечениях родителей, которые имеют положительное воспитательное значение и влияние на ребёнка; распространять положительный семейный опыт воспитания детей.

Подготовка и организация конкурсов.

Конкурсы можно приурочить к родительским собраниям, конференциям, но можно проводить отдельно. Определяется тема, разрабатывается педагогами и родителями положение. Выбирают жюри. Определяют критерии, по которым будет оцениваться конкурс. Всех родителей знакомят с положением за месяц до конкурса. В индивидуальных беседах воспитатель уточняет, кто и как готовится к конкурсу. В конкурсе могут принимать участие только родители или родители с детьми. Продумать призы, награды.

Примерные темы конкурсов:

  • лучший игровой уголок;
  • поделки из природного материала;
  • народная игрушка;
  • игрушки-самоделки;
  • куклы – персонажи сказок;
  • карнавальный костюм;
  • папа, мама, я – спортивная семья;
  • мамины, папины помощники и последователи.

Конкурсы освещаются в печати, делают стенд с фотографиями, фотоальбом.

Педагогическое просвещение родителей.

Формы работы:

  • лектории, кинолектории;
  • университет педагогических знаний родителей, киноуниверситет;
  • лекции;
  • школа молодой семьи;
  • школа для родителей;
  • заочная педагогическая школа;
  • кружки;
  • курсы;
  • семинары;
  • мастерская добрых дел.

Цели и задачи. Распространять педагогические знания и передовой опыт воспитания. Просвещать родителей, повышать уровень педагогических знаний, умений для осуществления полноценного воспитания детей. Систематически повышать интерес родителей к воспитанию детей. Развивать родителей как педагогов. Давать знания по вопросам воспитания и обучения, об особенностях детей дошкольного возраста, о целях и задачах воспитания. Формировать у родителей педагогические суждения, убеждения, позицию; умение объективно оценивать свои педагогические результаты.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены