РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Интерактивные приемы развития аудитивных навыков учащихся старших классов на уроке немецкого языка

Анастасия Павловна Астафеева

Стремительное развитие науки, образования, информационных технологий, вступление России в мировое образовательное пространство повлекли за собой огромный практический интерес к иностранным языкам. В условиях современного информационного общества, когда знания приобретают первоочередное значение, выпускники школ должны овладеть максимумом компетенций. Реализация компетентностно-ориентированной модели школьного образования требует новых подходов к методике преподавания всех учебных дисциплин в целом и иностранного языка в частности.

Одним из главных средств, допускающих достижение данных целей, выступают интерактивные формы проведения учебных занятий, которым уделяется значительное внимание в Федеральных государственных образовательных стандартах Российской Федерации.

Интерактивное обучение – это особая форма организации обучения, основанная на межличностных взаимодействиях субъектов, направленная на обеспечение их само- и взаимоактивности в решении учебно-познавательных, коммуникативно-развивающих и социально ориентированных задач [4, с. 125].

На сегодняшний день интерактивные методы в обучении иностранному языку является ведущими и наиболее эффективными, поскольку в условиях современного урока, учащиеся учатся критически мыслить, рассматривать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с людьми. Кроме того ученики усваивают все уровни познания (знание, понимание, применение, оценка). Урок с применением интерактивных методик сам по себе эффективен еще потому, что в классе растет количество учащихся, которые усваивают преподаваемый материал сознательно, ученики выступают в ходе урока не как пассивные слушатели, а как активные участники учебного процесса.

Цель, при применении интерактивных методик, заключается в создании комфортных условий обучения, при которых ученики чувствовали бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Все это делает продуктивным сам процесс обучения, а также закрепляет усвоенные знания и навыки.

П. П. Ефимов выделяет следующие методы, применяемые в ходе занятий с использованием интерактивных технологий:

  • Интерактивное выступление (представление монолога)
  • Использование наглядных пособий (чертежи, схемы, таблицы, диаграммы, рисунки, фотографии, видеозаписи, любые предметы, относящиеся к теме выступления. В качестве наглядных пособий могут выступать и аудиозаписи)
  • Использование видеозаписей
  • Мозговой штурм (мозговая атака)
  • Работа в малых группа
  • Ролевая игра
  • Кейс-метод [3, с. 288].

Важно подчеркнуть, что в процессе обучения иностранным языкам с использованием интерактивных методов кардинально меняется роль преподавателя. Преподаватель перестает быть центральной фигурой, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, выполняет консультативную роль. Он становится лицом, помогающим эффективно овладевать полученными знаниями, создаёт учебную обстановку, при которой учение происходит в рамках творческой учебной мастерской [2, с. 194].

В качестве примера рассмотрим алгоритм работы над песней „Freunde“ известной немецкой группы „Pur“ с применением интерактивных методов. Работа с данным текстом может быть предложена в 10 классе в рамках темы «Freundschaft» («Дружба»).

Тема урока:Freundschaft.

Форма урока: урок формирования и усвоения умений и навыков.

Цель: Развитие коммуникативной компетенции на базовом уровне на основе песни.

Задачи обучения:

Практические:

  • развивать умения аудирования с общим и полным пониманием информации в аудотексте;
  • учить учащихся высказывать свою собственную точку зрения по заданной теме;
  • расширить активный и пассивный словарь учащихся.

Развивающие:

  • развивать память и творческое мышление учащихся.

Воспитательные:

  • воспитать ценностное отношение к дружбе.

Средства обучения: рисунок на доске, песня группы Pur «Друзья» на цифровом носителе, раздаточный материал, проигрыватель.

Работа над любым аудио- или видеотекстом основывается на трех этапах: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Предтекстовый этап предполагает активизацию тематических знаний обучающихся без полного проникновения в смысл текста, снятие возможных трудностей в понимании его содержания и мотивирование к его прочтению. На текстовом этапе преподаватель предлагает задания, направленные на извлечение основной и второстепенной информации из текста посредством нахождения смысла текста, лексико-семантической основы объединения смысловых отрезков в единое целое. На послетекстовом этапе преподаватель использует формы работы, направленные на контроль понимания содержания текста и его интерпретацию [1, с. 60].

На предтекстовом этапе предлагается использовать интерактивный метод «Ассоциативная звезда». Данный метод может быть полезен для того, чтобы стимулировать креативное мышление учащихся, структурировать тему, а также помогает собрать ассоциации – предположения о возможном содержании песни. При применении данного метода предлагается следующая последовательность действий:

1. Учитель изображает на доске солнце с множеством лучей, а в середине записывает тему урока, в рамках которой будет осуществляться работа над песней. Ученики высказывают идеи и называют понятия, которые связаны с этой темой. Свои ассоциации учащиеся записывают на лучах солнца. Учитель должен направлять и помогать ученикам на данном этапе. Критика со стороны учителя не допустима.

2. На втором этапе применения данного метода следует рассортировать и структурировать идеи. Данную работу ученики могут выполнять в малых группах. Результаты представляются и корректируются в ходе совместного обсуждения в группах, а затем в пленуме.

На текстовом этапе учитель предлагает работу с карточками, на которых представлены отрывки из текста песни („Der zerrissene Text“). Учащиеся в малых группах должны расположить карточки в последовательности, в соответствии с логикой и содержанием текста песни, и представить свои варианты текста песни:
Versucht, die einzelnen Textauszüge zu verstehen. Was sagen sie aus? Versucht anschließend, die Textkarten in der wahrscheinlichen Reihenfolge zu legen.

Каждая группа поочередно озвучивает свои результаты. Учитель фиксирует ответы на доске следующим образом:

Gruppe 1 A C F E G B D
Gruppe 2 C F E …
Gruppe 3
Gruppe 4

На следующем этапе ученики слушают песню и проверяют правильность своих ответов.

На послетекстовом этапе работы над аудированием учащимся предлагается разыграть игру «Sprich mit mir!». Учащиеся становятся в два круга – внешний и внутренний. По сигналу учителя (учитель включает или выключает музыку, например песню «Freunde» группы Pur) ученики начинают свободно двигаться по своему кругу: учащиеся внешнего круга по часовой стрелке, а учащиеся внутреннего круга против часовой стрелки. Как только музыка прекращает звучать, ученики останавливаются, поворачиваются друг к другу лицом и в парах начинают обсуждать вопросы, предлагаемые учителем, например: «Was bedeutet für euch Freundschaft? Begründet euere Meinung!». Через 2-3 минуты учитель снова включает музыку, и ученики вновь двигаются по кругу. После очередного прерывания музыки ученики в новых парах обсуждают вопрос: «Wie ist dein Freund?». Следующий вопрос может звучать так: «Wie verbringst du die Freizeit mit deinem Freund?» и т. д. На следующем этапе проведения данной игры можно предложить учащимся обсудить вышеназванные вопросы в ходе общей дискуссией. С целью снятия возможных языковых трудностей при работе в парах учитель может записать на доске необходимые ключевые слова (либо как вариант учащиеся могут пользоваться ключевыми понятиями, которые записаны на лучах «ассоциативной звезды» – см. выше).

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что использование интерактивных методов в обучении иностранному языку учащихся школ обладает большим образовательным потенциалом, так как позволяет решать не только учебные задачи, но и достигать воспитательных целей. При такой форме организации занятий общение на иностранном языке облегчается и ускоряется, информация становится доступной, актуальной и аутентичной. Совместная деятельность в системе образования означает, что каждый участник данного процесса вносит свой вклад в общее дело, обменивается знаниями, идеями, способами деятельности.

Список использованных источников:

  1. Вишленкова, С. Г. Развитие учебной автономии студентов языковых профилей подготовки при обучении чтению иноязычных художественных текстов / С. Г. Вишленкова // Современные педагогические технологии в лингвистическом образовании : монография / под ред. Л. А. Лазутовой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2016. – С. 55–78.
  2. Вишленкова, С. Г. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов-бакалавров с помощью интерактивных методов в процессе обучения иностранному языку / С. Г. Вишленкова, Е. А. Левина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. –Тамбов: Грамота, 2016. – № 11(65): в 3-х ч. Ч. 3. – C. 192–195.
  3. Ефимов, П. П. Интерактивные методы обучения – основа инновационных педагогических технологий / П. П. Ефимов, И. О. Ефимова // Инновационные педагогические технологии : материалы Mеждунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 286–291.
  4. Коротаева, Е. В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы / Е. В. Коротаева. – М. : Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. – 192 с.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены