РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Строевая подготовка, игры предков

Черноградский Иван Петрович

Строевая подготовка как метод воспитания в школах

Само слово «строй» можно называть синонимом таких понятий как коллектив, дисциплина и порядок. Строевая подготовка, в основном, используется для подготовки военнослужащего по этим пунктам:

  • привыкание к дисциплине, необходимости быстро и четко выполнять приказов командира;
  • учение координации своих действий с группой;
  • улучшение своего физического состояния, стать более подтянутым.

Кроме этого строевая подготовка приучает к службе и уставу, что дает солдату сильную мотивацию служить в армии.

Исходя из этого, можно предположить, что и в школе можно и нужно использовать строевую подготовку, включая ее в план подготовки как метод обучения и воспитания или внести как самостоятельную часть физического обучения. На самом деле в образовательных школах на уроках физической культуры школьники обучаются некоторым приемам и элементам строевой подготовки. Но время отводится недостаточное и работа носит ознакомительный характер.

Перед школой поставлена задача вырастить гражданина – патриота Родины, любящего свою страну, приносящего пользу трудом и т.д. Но самое главное, гражданин должен быть здоровым и честным человеком.

Если еще к этому добавить тот факт, что каждый школьник - завтрашний защитник отечества, то тогда наступает необходимость проводить системную работу по этому направлению.

Начиная с 1-го класса, физическая подготовка затрагивает все стороны жизни сегодняшнего школьника, повышая здоровье и усиливая развитие, а также помогая ему сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижение поставленной цели. Если параллельно с физической подготовкой будем обучать и воспитать детей с помощью строевой подготовкой, результат будет перспективным.

Обучение детей в строевой подготовке можно делить на 3 этапа, по ступеням обучения:

  • 1-й этап - 1-4 классы;
  • 2-й этап - 5-9 классы;
  • 3-й этап - 10-11 классы.

1-й этап - эта подготовка детей по простым элементам. Например: командам – становись, строиться, разойтись, и т.д.,ученик четко должен знать свое место в строю.

2-й этап - подготовка детей к более сложным элементам и приемам.

3-й этап - подготовка подростков и своевременная сдача ими установленных контрольных нормативов.

Основную воспитательную задачу строевой подготовки в школе можно сформулировать как создание и закрепление у школьников уважительного отношения к дисциплине и порядку как важнейшему традиционному атрибуту школьной жизни. Данная задача решается на уроках физической культуры и дополнительных занятиях. А также, уважительному отношению к строевой подготовке могут способствовать школьные мероприятия. Эти мероприятия связаны с выносом и подъемом государственного, регионального флага во время линейки в школе; знамени своей школы; при торжественных смотрах песни и строя, посвященных ко дню Защитника отечества; во время несения почетного караула у памятников; построениях перед началом учебного года; во время военно-спортивных игр и при исполнении воинской чести ветеранам в торжественном марше ко дню Победы 9 мая. Обстановка торжественной церемонии военизированного соревнования также побуждает школьников овладевать строевыми приемами и навыками. Участие в этих соревнованиях будет порождать у подростков эмоциональный подъем.

Теория строевой подготовки используется в основном для разъяснения сложных понятий, для выполнения строевых приемов. В остальном же занятия проводятся посредством показа и тренировок. Методика проведения таких занятий основывается на известном принципе «делай, как я», когда учащиеся точно копируют выполнение строевого приема руководителем или учителем. Тренировки - важная составная часть строевых занятий. Они оказывают сильное воспитательное и психологическое воздействие на учащихся.

Многократные повторения строевого приема требуют настойчивости, упорства и других волевых усилий для безукоризненного исполнения. В тренировки рекомендуется вносить элементы игры для исполнения приема, состязательности, своеобразного соревнования, которое предусматривает взаимную помощь и в то же время стремление добиться лучшего, чем у товарища. В тренировках важно всегда принимать во внимание возрастную психологию учащихся.

Строевая подготовка включает в себе одиночное и коллективное строевое обучение. На занятиях по строевой подготовке вырабатываются не только первичные навыки нахождения в строю, а также строевая выправка, красивая осанка и твердая походка, ловкость и выносливость. Наряду с этим воспитываются коллективизм и товарищеская взаимопомощь, чувство слаженности коллектива, дисциплинированность, опрятность и подтянутость, быстрота реакции, умение передавать свою волю коллективу товарищей.

Обучая строевой подготовке, нужно приучать подростков не торопиться и не опаздывать, ибо в нужное время будет поздно вырабатывать такую привычку. Строевое обучение дисциплинирует юношей, вырабатывает исполнительность, собранность, подтянутость, опрятность и строевую выправку, имеет большое значение для подготовки учащихся и младших, и старших классов общеобразовательных учебных заведений.

Все упражнения в совокупности должны быть выполнены отдельными учащимися с одинаковой точностью и одинаковой затратой сил.

Основа строевого обучения учащихся — одиночная строевая подготовка, т.е. правильное выполнение строевых приёмов каждым учащимся. Чтобы успешно обучать, преподаватель должен постоянно повышать личную строевую выучку и методическое мастерство, тщательно готовить себя и своих помощников к каждому занятию, лично проводить образцовый показ строевых приёмов и действий, своевременно подмечать и исправлять ошибки, допущенные учащимися, постоянно совершенствовать строевую выучку на занятиях, используя для этого все построения и передвижения.

На первом занятии преподаватель проводит строевой расчёт, учащиеся занимают места в строю по росту. В дальнейшем все занятия надо начинать с построения юношей и осмотра их внешнего вида.

Для проведения строевых занятий необходима подготовленная строевая площадка. Лучше занятия проводить на асфальтовой площадке или дорожке, в данное время тренировки проводятся в спортивном зале школы.

Обучать строевым приёмам и действиям целесообразно в такой последовательности:

  • образцовый показ техники выполнения изучаемого приёма или действия;
  • выполнение учащимися показанного приёма или действия по команде преподавателя или самостоятельно;
  • тренировка в быстром и чётком выполнении приёма;
  • проверка выполнения приёма каждым учащимся.

Для ознакомления с приёмом, в первую очередь преподаватель показывает как выполнить прием, подаёт команду для выполнения, образцово показывает технику выполнения в целом и по разделениям, даёт краткое пояснение. Показывать все приёмы и действия преподаватель должен так, чтобы все учащиеся его хорошо видели. Несложные приёмы разучиваются в целом, сложные —по разделам, используя иногда подготовительные упражнения.

Тренировка в выполнении приёма включает его осознанное повторение и закрепление до приобретения прочных навыков учащимися. Сначала тренировки ведутся медленно, а затем в нормальном темпе. Учащиеся могут тренироваться попарно, подавая команды поочерёдно. Ошибки, допускаемые отдельными учащимися, необходимо устранять по ходу тренировки, обращая особое внимание на уставное выполнение приёмов.

Замечания следует делать не всему строю, а определённым учащимся. Учащегося, допустившего ошибку при выполнении приёма, целесообразно вызвать из строя и предложить ему повторить выполнение приёма. Если он ещё раз допустит ошибку при выполнении приёма, преподаватель должен вновь рассказать и показать технику выполнения приёма, а затем уже добиваться осознанного выполнения его.

Для определения степени усвоения техники и чёткости выполнения изучаемого приёма или действия во время занятия преподаватель проводит проверку исполнения по команде.

Преподаватель должен знать и предупреждать характерные ошибки при выполнении строевых приёмов и действий.

Строевой смотр как элемент оценки строевой подготовки.

Строевой смотр - это особый ритуал подтверждения боеготовности учебных коллективов, проводимый с целью проверки выправки, обмундирования, а также уровня строевой подготовки.
Смотры строя планируются заблаговременно и находят свое отражение в планах боевой подготовки и расписаниях. Они проводятся, как правило, на итоговых проверках за период обучения и учебный год.

На строевых смотрах проверяется:

  • внешний вид учащихся;
  • знание основных положений строевого устава;
  • степень одиночной строевой выучки учащихся;
  • строевая слаженность;
  • умение исполнять строевые песни.

Ежегодно проводим внутришкольный смотр строя и песни, начиная с 3 класса по 11 классы. Школьники показывают неплохие результаты в городских, республиканских соревнованиях по строевой подготовке. В примере некоторые результаты строевой подготовки обучающихся:

Приложения

Игры предков («Өбүгэ саҕаттан...»)

Народные игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры народа «саха». Им отводилось особое место в повседневной жизни наших предков. И редкие праздники, и отдых после тяжелого трудового дня не обходились без массовых игр, состязаний в силе и ловкости.

В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитанию культе природы.

Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа «саха», видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также охотой, рыболовством.

Народные игры формировались и совершенствовались на протяжении тысячелетий, передавались из поколения в поколения, и пользовались, как основное средство заполнения потребности в движении гармоничном физическом развитии организма, приобретению навыков и умений. Характерной особенностью национальных видов спорта является их динамичность, общедоступность, практичность и простота в применении.

Целью создания среды использования национальных игр в школе является создание условий для проведения физкультурно-оздоровительной и внеурочной работы с детьми, популяризация якутских национальных игр.

При этом выполняются следующие задачи:

  • выявить уровень физической подготовленности учащихся;
  • выявить роль национальных игр в становлении личности учащихся;
  • доказать влияние народных игр на развитие физических качеств детей;
  • создать условия для формирования позитивного общественного мнения о роли здорового образа жизни как необходимого условия развития человека;
  • поднять престиж здоровой, активной жизненной позиции у детей; создание условий для привлечения наибольшего количества детей, и формирование у них позитивного отношения к здоровому образу жизни, чувства ответственности за свое здоровье и пробуждение желания следовать ЗОЖ;
  • воспитать интерес и любовь к культуре народа «саха».

Ожидаемый результат: помощь каждому ребенку осознать себя как уникальное и неповторимое явление в природе, утверждение позитивного отношения к своему здоровью и двигательной активности, создание максимально дружеской атмосферы в классе, школе.

Якутские народные игры – это культура якутского народа. Приобщение к культуре должно начинаться с раннего детства, а именно с игры. Большой интерес вызывают специально устраиваемые состязания силачей «Өһөс торбос», «Мүһэ былдьаһыы», игры «Кириэс тэбии», «Ойбонтон уулааһын» и др.

Бережное сохранение национальных традиций самобытности национального облика каждого народа является одним из назначений традиционных народных играх, которые раскрывают характер народа. При использовании игр воспитываются общечеловеческие идеалы: добро, справедливость, честность, дружелюбие, смелость, выдержка, целеустремленность, верность, скромность и т. д.

В нашем суровом холодном краю охотников, рыбаков и лесорубов особенно ценятся сильные руки, меткий глаз, неутомимость и выдержка. Отсюда в играх издавна преобладали метание на дальность в цель, длительный бег. Например, в играх «Наперегонки», «Палочки», «Замок», «Ямы» и тд.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь школьников остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

Главная задача педагога - научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать нужное решение, т.е. обучающиеся приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. В двигательной и умственной активности развивается в ребенке воображение и творческие наклонности. Национальные игры, состязания, забавы являются увлекательной и полезной формой воспитания, обучения, досуга, а также отличным способом отвлечения детей от вредных привычек, позволяют адекватно реализовывать свои возможности в различных условиях.

Регулярное применение разнообразных национальных игр на уроках физической культуры способствует совершенствованию общей физической подготовки.

Национальные игры можно классифицировать на две группы:

1. Игры, развивающие двигательные умения и навыки:

  • игры для освоения навыков бега.
  • игры для освоения навыков прыжков
  • игры для освоения навыков метания
  • игры для освоения навыков владения мячом

2. Игры, развивающие двигательные способности:

  • игры на развитие координационных способностей и ловкостей.
  • игры на развитие скоростных способностей.
  • игры на развитие скоростно-силовых способностей.
  • игры на развитие силовых способностей.
  • игры на развитие выносливости.

Таким образом, применение национальных традиционных игр на уроках и внеклассных мероприятиях как одного из эффективных методов обучения, окажет положительное влияние как на физическое состояние, так и на личностные характеристики, что позволит более полно раскрыть индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста.

ҮГЭС СЫЛЛААҔЫ ЭРГИИРИГЭР ДЬАРЫКТАР
Ыйдар (месяцы) Ый суолтата (содержание месяца) Дьарык көрүҥнэрэ (виды игр)
Балаҕан ыйа (сентябрь) – Улуу Суорун
Идэ иҥэриитэ
Өбүгэлэри өйдөөһүн Бэйэни үөрэнээччи дьарыгар киллэрии Обүгэлэр оонньууларын көрүҥнэринэн билиһиннэрии
Алтынньы (октябрь) – Добдурҕа (күһүҥҥү хатыы)
Түмсүү Бэйэ дьарыгын сөпкө тэрийии Ойбонтон уулааһын, көтөх ынаҕы туруоруу, атах оонньуулара «Кылыы», «Ыстаҥа», «Куобах», «Уол оҕо – кус быһый, ат бөҕө!»-күрэс былдьаhыы
Сэтинньи (ноябрь) – Байанай ыйа (булт кэмэ)
Сатабыл Бэйэ кыаҕар эрэнии Сыал ытыыта. Бэргэн ытааччы,
Кырынаастыыр
Ахсынньы (декабрь) – Билгэ (дириҥ өй уһуктар кэмэ) Билии Бэйэ санаатын күүһүрдүү Остуол оонньуулара: хабылык, хаамыска, тыксаан, тырыынка уо д.а.
Тохсунньу (январь) – Таҥха кэмэ
Инникини өтө көрүү Бэйэҕэ эр санааны тутуу Остуол оонньуулара, өй үлэтэ, «тыксаан», «Хапсаҕай» үөрэҕэ.
Олунньу (февраль) – Одун хаан Күрүөлэнии Бэйэ саҥа санаатын күрүөлэнии Мас тардыһыы, тутум эргиир
Кулун тутар (март) – Дьөһөгөй ыйа
Саха төрөөбүт күнэ Дьулууру күүһүрдүү Тобук тардыһыыта
Хороҥ оту үрдүнэн ыстаныы, остуол оонньуута
Сонор
Муус устар (апрель) – Айыыһыт ыйа
Таптал Бэйэҕэ, Махтал, Таптал, Эрэл санааны иҥэрии Көтөх ынаҕы туруоруу
Бөтүүктэһии, кыыс эккирэтиитэ, күлүүстэһии, кириэс тэбии
Ыам ыйа (май) – Иэйэхсит
Киэҥ-куоҥ буолуу Бэйэҕэ билии – көрүү «хонуутун» кэҥэтии Дыгын оонньуута: сүүрүү, тутум эргиир, таас көтөҕүү

Бэс ыйа (июнь)–Үрүҥ Айыы
Алгыс Бэйэ күрүөтүн, төрөөбүт төрүт дойдуну бөҕөргөтүү Сайыҥҥы экспедициялар, лааҕырдар,
Тыа сиригэр сайылааhын
От ыйа (июль) – Аан Алахчын
Быйаҥ тардыы Бэйэ төрүттэрин кэрэхсэбиллээх сирдэрин үөрэтии Сайыҥҥы экспедициялар,
лааҕырдар.
От үлэтэ. Сир аhын хомуйуу
Атырдьах ыйа (август) – Аан Дьааhын
Дьиҥи харыстааhын Бэйэ кута-сүрэ чөл буолуутун ситиhии Сайыҥҥы экспедициялар,
лаа5ырдар.
МандарУус уhуйааныгар буhуу-хатыы
Сир аhын хомуйуу

Наши дети ежегодно тренируются данными видами игр, имеем неплохие спортивные результаты, не только спортивные но и духовное развитие, сохранение, популяризация, пропаганда здорового образа жизни. Хочу привести некоторые результаты обучающихся, постоянно развивавших свои навыки через игру.

Таким образом, использование национальных игр предков дает возможность для развития каждого ученика в соответствии с возрастом, природосообразностью.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены