РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Выстраивание личный границ педагога

Маркова Анна Викторовна

Каждый педагог в глубине души стремится к признанию и уважению в своем нелегком труде. Но как же достичь этой заветной цели? Ключ кроется в выстраивании четких границ – как внешних, ограждающих от посягательств, так и внутренних, определяющих собственные ценности и принципы. От кого же педагогу обороняться в суровых реалиях профессиональной жизни? К сожалению, нарушителями личного пространства могут стать и ученики, и их родители, и коллеги, и даже администрация, и даже от самого для себя.

Вспомним эти бесконечные звонки от разгневанных родителей, бесцеремонно взятый из кабинета принтер, рабочие вопросы, обрушивающиеся на голову после 20:00… Как в таких условиях сохранить искру творчества, остаться воспитанным и интеллигентным человеком, когда душа разрывается от раздражения, злости, обиды, напряжения и беспомощности?
Игнорирование этих посягательств приводит к неумолимому размыванию личных границ педагога, что неминуемо сказывается на его эмоциональном состоянии и, как следствие, на качестве преподавания. Уважение не рождается из вседозволенности, оно произрастает из четкого понимания правил и осознания последствий их нарушения. Установление границ – это не акт агрессии, а скорее проявление самоуважения и заботы о собственном благополучии.

Первый шаг на этом тернистом пути – осознание собственных потребностей и ценностей. Педагогу необходимо четко определить, что для него неприемлемо и какие рамки он готов отстаивать. Затем следует ясное и последовательное обозначение этих границ для окружающих. Важно говорить спокойно, но уверенно, не оправдываясь и не испытывая ложного чувства вины. Например, социальную дистанцию при общении с родителями лучше выстроить в начале учебного года, так как дружелюбность может быть расценена как слабохарактерность, в результате вы можете получить панибратство и нарушение личного пространства.

В случае нарушения границ необходимо реагировать незамедлительно и адекватно сложившейся ситуации. Это может быть устное предупреждение, письменное замечание или обращение к администрации. Главное – дать понять нарушителю, что его действия недопустимы и повлекут за собой определенные последствия. Вот несколько советов:

  1. при проведении границы с обучающимися вы можете сказать: «Я ценю ваше любопытство, но некоторые вопросы – территория личного. Давайте сосредоточимся на учебном материале»;
  2. научитесь говорить «нет», если просьба выходит за рамки ваших обязанностей. Например, вы можете сказать: «Благодарю за предложение, но я не могу помочь вам в этом вопросе. Возможно, вам стоит обратиться к кому-то другому»;
  3. установите четкие правила: не все темы подлежат обсуждению. Например, вы можете сказать: «Я ценю ваше внимание, но моя личная жизнь – за стенами нашего профессионального общения»;
  4. установите уважительный тон общения. Если при общении присутствует пассивная агрессия, дайте понять, что не потерпите подобного. Например, вы можете сказать: «Прошу прощения, что прерываю, но вынуждена заметить: в такой манере я отказываюсь общаться и вынуждена прекратить разговор».

Построение границ – это непрерывный процесс, требующий постоянной работы над собой. Важно помнить, что отстаивание своих интересов – это не эгоизм, а необходимое условие для сохранения психического здоровья и поддержания профессиональной эффективности. Педагог, уважающий себя, умеющий устанавливать и поддерживать границы, неминуемо вызывает уважение и со стороны окружающих.

При обозначении границ у любого педагога могут возникать внутренние противоречия. Преподаватель часто боится быть непонятым, прослыть эгоистом, что повлечет за собой ссоры, обиды, одиночество, чувство вины и постоянное напряжение. Важно помнить о существовании множества техник саморегуляции (см. приложение, упражнение «Пушинка») при стрессе и напряжении, а также о необходимости окружать себя людьми, способными поддержать в трудную минуту.

Запомните: не существует универсального рецепта, волшебной формулы, как сообщить ученику, родителю, администрации, коллеге о нарушении ваших границ. Лишь вы определяете, как это сделать, словно художник, выбирающий краски для своей картины.

Приложение

1) Упражнение «Пушинка» [34] Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–12 см висит пушинка. дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Чтобы возвести неприступные стены личных границ, начните с честного самоанализа. Специально разработанная карточка станет вашим верным проводником в этом лабиринте.

Слева – очертите круг дозволенного в общении и взаимодействии с коллегами, учениками и родителями. Справа – обозначьте территорию абсолютного «нельзя».

Распределите пункты по зонам, руководствуясь четкими критериями:

  • Вещи: (прикосновение к личным вещам без разрешения).
  • Обращение: (фамильярное "ты", излишне официозное обращение по отчеству или панибратское по имени – каждый тон должен быть выверен).
  • Время: (вторжение в личное пространство звонком без предупреждения, особенно в нерабочее время, – это похищение драгоценных минут отдыха).
  • Территория: (посягательство на уборочный инвентарь из аудитории или вынос материально-технического обеспечения без спроса – это нарушение границ вашего рабочего пространства).
  • Ответственность: (непрошеное вмешательство в учебный процесс – это покушение на вашу профессиональную территорию).
  • Образ жизни: (любопытство и вторжение в личную жизнь – это табу, неприкосновенность частной жизни должна быть священна).

Литература

  1. Как педагогу выстроить личные границы? — Педагогический вестник|Новости образования
  2. Не будь терпилой! Как выстроить личные границы с учениками и их родителями.
  3. Психология саморегуляции: практикум [Текст] : учебное пособие для студентов специальности «Психология» / сост. Т.г. Волкова. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014. — 80 с.
  4. Учитель имеет право: как педагогу сберечь своё личное пространство — Я Учитель
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены