РАЗРАБОТКИ
|
Страшная это опасность – безделье, безделье за партойМуниципальное образовательное учреждение СОШ 1
Торопец Тверской обл Учитель математики. Заслуженный учитель РФ Бурлакова Валентина Николаевна
«Страшная это опасность – безделье, безделье за партой, безделье шесть часов подряд ежедневно, безделье месяцы и годы» В.А.Ушинский
Еще Ушинский писал, что ребенок от природы не имеет душевной лености, он любит деятельность, хочет все делать сам. Нет детей ни к чему не способных. Способности можно развивать, не развить или пригасить. Можно целенаправленно способствовать развитию всех детей и индивидуально каждого. Неоспорим тот факт, что обучение математике – это искусство, направленное не на весь класс, а на каждого ученика в отдельности. Но не все дети одинаково трудолюбивы. Один умен, да ленив - махнет рукой на предстоящий путь к знаниям, да повернет назад. Другой, наоборот, испытывает радость от приобщения к творчеству. Ну а третий? Ему в жизни здорово не повезло с родителями, с товарищами. Вот и сидит этот третий тихонько на уроке и очень хочет, чтобы его не беспокоили никакими премудростями. Да и по своим природным способностям и уровню восприятия, специфике мыслительной деятельности учащиеся заметно отличаются друг от друга. В данной ситуации учитель чаще всего выбирает формы и методы обучения, направленные на достижение результатов средним учеником. При таком отношении слабые – ищут обходные пути: механическое заучивание, списывание, а сильные ученики теряют интерес к учебе. Поэтому задача учителя математики – раскрыть индивидуальные способности каждого ученика, чтобы на уроке активизировать, стимулировать и направлять процесс мышления всех детей. Одним из эффективных способов разрешения этой задачи является дифференциация в обучении математики. Ориентация на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всех учеников. Различают два вида дифференциации. Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом. В основе уровневого дифференцированного обучения лежит планирование результатов обучения: выделение уровня обязательной подготовки и формирование на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Сообразуясь с ними и учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку. Достижение обязательных результатов обучения становится тем объективным критерием, на основе которого может видоизменяться ближайшая цель каждого ученика и перестраиваться содержание его работы: либо его усилия направляются на овладение материалом на более высоких уровнях, либо продолжается работать по формированию важнейших опорных знаний и умений. Благодаря такому подходу дифференцированная работа получает прочный фундамент, приобретает реальный, осязаемый и для учителя и для ученика смысл. Заметно увеличиваются возможности для работы с сильными учениками, поскольку учитель уже не должен спрашивать данный на уроке материал в полном объеме со всех школьников. Кроме того, отпадает необходимость постоянно разгружать программу и снижать общий уровень требований, оглядываясь на слабых школьников. Перечислю ряд важных условий, выполнение которых необходимо для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации.
Если цели известны и посильны ученику. А их достижение поощряется, то для подростка нет ничего естественнее, как стремиться к их выполнению. Поэтому открытость уровней подготовки способствует формированию положительных мотивов учения, сознательного отношения к учебе, повышению самооценке учащегося. Каждый ученик должен в полном объеме услышать предлагаемый материал со всеми доказательствами и обоснованиями, ознакомиться с образцами рассуждений, на каких-то этапах участвовать в решении более сложных задач. Иначе говоря, давая всем одинаковый объем материала, мы устанавливаем различные уровни требований к его усвоению.
Каждый ученик имеет право добровольно и сознательно решать для себя, на каком уровне ему усваивать материал.
Контроль должен предусматривать проверку достижения всеми учащимися обязательных результатов обучения, а также дополнятся проверкой усвоения материала на более высоких уровнях. Уровневая дифференциация может осуществляется в разной форме (ее выбор во многом зависит от методов и прием работы учителя, особенностей класса, возраста учащихся и т.д.). В качестве одной из основных предлагается формирование мобильных групп, деление на которые происходит на основе критерия достижения уровня обязательной подготовки. Группы могут формироваться для работы и на обычных уроках, и на дополнительных занятиях. Отметим, что в процессе самостоятельной деятельности учащихся не стоит ограничиваться лишь дифференцированным подходом, следует варьировать индивидуальную и фронтальную формы работы в зависимости от этапа изучения темы, от потребности учащихся в помощи учителя. Деление учащихся на группы в зависимости от достижения ими уровня обязательной подготовки носит объективный характер и при правильной организации не дает ученикам поводов для обид. Важно, что дети могут оценить собственные силы и выбрать для себя уровень целей, соответствующих их потребностям и возможностям в данный момент. А со временем - перейти на более высокий уровень. Профильная дифференциация (или дифференциация по содержанию) предполагает обучение разных групп школьников по программам, отличающимся глубиной изложения материала, объемом сведений и даже номенклатурой рассматриваемых вопросов. Однако высокий уровень учебных требований естественным образом ограничивает число учащихся, охваченных этой формой обучения. Математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, умений не только действовать по известным алгоритмам, но и конструировать новые, т.е. тех умений, которые необходимы для свободной ориентации в «компьютеризованном» мире. По данным некоторых психологических исследований, логическое мышление ребенка формируется не ранее чем к 14-14 годам, поэтому неверно было бы прекратить «подпитку» интеллекта математикой у значительной части учащихся на выходе из основной школы. Правильное решение вопроса заключается в резкой дифференциации обучения математике в старшем звене, во внедрении курсов разного объема и уровня сложности. В зависимости от той роли, которую математика может играть в образовании человека, выделяют два типа таких курсов.
Развитие интереса к математике позволяет учащимся выбрать ее как предмет для последующего углубленного изучения. Разумеется, этот выбор может оказаться ошибочным, неадекватным истинным склонностям и способностям, поэтому организация углубленного изучения математики должна быть максимально гибкой и обеспечивать возможность исправления ошибки. Эти обстоятельства определяют роль VIII-IX классов в системе углубленного изучения математики как ориентационного этапа, основной целью которого является диагностика, и обусловливают необходимость вариативности содержания обучения. Самоопределиться в выборе профиля должны помочь вводимые в IX классах элективные курсы по разным предметам. Но организация профильного обучения внутри одной школы в небольших провинциальных городках, на мой взгляд, не всегда дает желаемые результаты. В школе это чаще всего один 10 класс, запрос ребят разный, но даже если организуется профильное изучение отдельных предметов, то очень часто туда попадают ребята слабые, которые не справляются с изучением предмета на более высоком уровне. Часто очень учитываются желания ребят изучать предмет данный на профильном уровне, но не учитываются возможности и умственные способности данного ученика. И очень часто это становится проблемой. Можно создать в районе одну школу, в которой ученики – старшеклассники будут обучаться по разным профилям. Но и у этого варианта есть существенные минусы: учащимся придется менять школу, проблема может быть и с транспортом. В этом случае, на мой взгляд, профильная дифференциация уместна в крупных школах, больших городах, а в небольших городах и в сельских школах скорее уместна уровневая дифференциация. Будущее нашего общества за стилем преподавания, в основе которого – выявление потребностей школьников и их удовлетворение, диалог с воспитуемыми, гуманная дифференциация и индивидуализация обучения. Идти к ученику, идти от ученика и вновь возвращаться к ученику прежнему и одновременно другому – основа Человеческого образования. Выпускник средней школы только тогда будет ей благодарен за собственное обучение и воспитание, когда в дальнейшей жизни он будет испытывать состояние комфорта в общении с другими людьми, в своей семье, когда культурная основа его образования достаточна для того, чтобы не оказаться отрезанным от всякой цивилизованной среды, им избираемой. Литература: 1. Л.О. Делищева, Л.В. Кузнецова «Зачеты в системе дифференцированного обучения математики»
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Роль хорового пения в эстетическом воспитании молодого поколения Использование ИКТ-технологий как одно из условий повышения качества образования Повышение интереса к урокам математики в начальной школе путём применения игровых технологий Цифровые технологии на уроках химии Семья и школа – главное связывающее звено в воспитании младшего школьника Последние новости образования
Глава Рособрнадзора предложил реформу школьных экзаменов после 9 класса В России впервые будет проведена оценка компетенций школьных учителей Учителя смогут проверять домашние задания с помощью искусственного интеллекта В Госдуме предложили ввести штрафы до 700 тысяч рублей за оскорбление учителей ![]() В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
![]() Диплом и справка о публикации каждому участнику! ![]() Лучшие статьи
Как построить интересный урок литературы? Как сделать родителей союзниками в коррекции речи детей? Семья и школа – главное связывающее звено в воспитании младшего школьника Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников "новых" регионов России Родителям
Благодарность учителям от родителей на выпускном вечере или последнем звонке Как воспитывать ребенка, чтобы им гордиться? Гимнастика для глаз как один из видов здоровьесбережения дошкольников Арт-терапия в домашних условиях Ребенок и школа: как подготовиться, начать учебу и сохранить интерес ребенка к знаниям |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены