РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Использование нестандартных форм обучения как средство стимулирования учебной деятельности младших школьников»

«Использование нестандартных форм обучения как средство стимулирования учебной деятельности младших школьников»

 

Учебный процесс должен протекать в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, приносящей удовлетворение от участия в ней. Ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика, формируется способность и самообучению, и самоорганизации. Формированию познавательной деятельности способствуют познавательные интересы учащихся, создающие и внешние, и внутренние условия обучения.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Структура учебной мотивации связана с эмоциональной сферой. Поэтому очевидно, что познавательный интерес у ученика формируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна. Итак, через повышение интереса к учебному материалу и через возбуждение желания учиться, через развитие потребности ученика заниматься познавательной деятельностью следует формировать познавательный интерес. Интерес – это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. Например, Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учиться, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу настолько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву.

Познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Процесс формирования интересов, по мнению Г.И. Щукиной, происходит в деятельности, структура которой составляет основу развития познавательных интересов. Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейших для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:

  • активный поиск;
  • догадка;
  • исследовательский поиск;
  • готовность к решению задачи.

Эмоциональные проявления, вложенные в познавательный интерес:

  • эмоции и удивления;
  • чувства ожидания нового;
  • чувство интеллектуальной радости;
  • чувство успеха.

Следует отметить, что интеллектуальное, волевая и эмоциональная стороны, познавательного интереса составляют не его части, а единое, взаимосвязанное целое.

Среди существующих способов пробудить интерес к предмету, хотелось бы особо выделить следующие:

  • нетрадиционная – нестандартная форма обучения (например, уроки с использованием межпредметной связи предметов - интеграции), т.е. воздействие через другой предмет;
  • представление заданий в игровой форме, т.е. эмоциональное воздействие; следует также отметить, что такой характер заданий, являющийся в то же время учебным, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития и позволяет детям в полной мере продемонстрировать свои истинные возможности;
  • необычная форма визуализации учебного материала способствует включению ребенка в творческую деятельность. Нестандартные уроки – одно из важнейших средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему них формируются более прочные и глубокие знания. В начальной школе используют следующие виды нестандартных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины и т.д.); уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала; уроки-путешествия; уроки – фантазии; урок – сказка; урок – сюрприз; урок – отчет.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Дети очень любят слушать сказки. На уроках, при ознакомлении с новым правилом для создания проблемной ситуации, развития внимания, наблюдательности, включаем в урок учебные сказки. Например, при изучении знаков <, >, используем сказку о жадном Петушке, который бегал от цифры к цифре и хотел съесть самую большую. Теперь дети никогда не перепутают, что открытый клювик – знак больше, всегда направлен к большему числу (показать Петушка). Дети любят фантазировать жить в мире фантазии, нужно дать им эту возможность и на уроке. Например: Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают.

Но далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает ещё один источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.

Нам нужно правильно организовать формирование учебной деятельности. В первом классе мы берем за основу игровой метод обучения и весь процесс формирования строим на игре. Для того, чтобы игра стала методом, необходимо соблюдение ряда условий:

  1. Учебная задача должна совпадать с игровой;
  2. Наличие учебной задачи не должно "задавить” игровую задачу. Важно сохранить игровую ситуацию;
  3. Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постепенно усложняющейся учебной задачей.

Для успешного адаптирования к школе и полноценного включения в учебный процесс, преодоления страха перед школой, тревожности, необходимо развивать "комплекс произвольности” - умение контролировать себя, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия. При проведении "уроков-игр” дети начинают чувствовать себя намного увереннее и на основных уроках, у них уходит боязнь школы, становятся преобладающими положительные эмоции, дети становятся организованнее, лучше принимали учебную задачу. Данные игры с правилами – прекрасный способ развития произвольности поведения, формирования волевой и эмоциональной саморегуляции.

Список использованной литературы:

1. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.: Педагогика, 1987.
2. Мухина B.C. Возрастная психология. - М.: Академия, 2002.
3. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2. -М.: Владос, 2001.
4. Педагогический энциклопедический словарь. / Под ред. М.М. Безруких. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2003.
6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Школьная пресса, 2004.
7. Талызина М.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Просвещение, 1984.
8. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Просвещение, 1984.
9. Чехлова З.Ф. Развитие познавательной активности младшего подростка в учебно-познавательной деятельности. – Рига, LU, 1999.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены