РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Творческие работы по географии, включенные в педагогический эксперимент

Фрагменты уроков, включённых в экспериментальную методику «творческие задания по географии как условие активизации познавательной деятельности учащихся на уроке географии материков и океанов 7 класс»

В данном параграфе приводятся примеры творческих заданий, включённых в экспериментальную методику.

Проблемные задачи

Как вы думаете, почему Австралия, будучи самым сухим материком, очень богата подземными водами. Почему их нельзя использовать для питья?

Ответ: в рельефе Австралия напоминает блюдце с приподнятыми краями, следовательно, можно предположить, что подобным образом залегают и водоупорные пласты (понижаясь к центру); поэтому подземные воды преимущественно не стекают в океан, а накапливаются в центральном понижении. Из-за жаркого и сухого климата подземные воды испаряются, а соли накапливаются, и это приводит к засолению подземных вод (поэтому их нельзя использовать для питья).

Создание образа – сиквейн или создать географический образ Северной Африки.

Работа над текстом с ошибками

"Северная часть Африки находится в непосредственной близости от другого континента Европы (континент Евразия). Поэтому в отличие от центральных частей Африки, изученных только в середине 19 века, её север был известен европейцам ещё более 2 тыс. лет назад. Этому благоприятствовали хорошие условия плавания по Средиземному морю. Уже тогда на Севере Африки были крупные города.

Рельеф Африки в основном однороден – это равнина (в рельефе выделяют две части: ровную – северо-западную и гористую – юго-восточную). Исключение составляют древние Атласские горы на северо-востоке (молодые горы на северо-западе) и небольшое нагорье Тибести на юге. Значительная часть Африки располагается на древнем кристаллическом фундаменте, поэтому на севере преобладают метаморфические горные породы (осадочные полезные ископаемые): фосфориты, нефть, газ и др.

На востоке Северной Африки в Средиземное море впадает самая полноводная река континента – Нил (самая полноводная – река Конго), берущая начало из озера Виктория (Нил образован при слиянии двух рек Голубой Нил и Белый Нил).

В Северной Африке выделяются две природные зоны: жестколистных вечнозелёных лесов и кустарников на побережье и пустынная в тропической части этого региона”.

Проектные задания
Памятка туристу, уезжающему в Африку
Реклама туристической фирмы маршрутов по Африке
Географические игры

Класс делится на 3 команды. Выбираются капитаны и их помощники. 1-й помощник оценивает правильность ответов, следит за ходом игры. 2-й помощник подсчитывает очки, передвигают фишки на поле.

Правила игры: Капитан 1-й команды вызывает одного ученика из своей команды.

Ученики на игровом поле выбирают:

а) тему, по которой он хочет отвечать, из следующего набора тем:

  • географическое положение;
  • история открытия исследований;
  • внутренние воды (ледниковый покров);
  • рельеф;
  • климат;
  • растительный и животный мир.
б) вопрос по теме (вынимает карточку из кармашка на игровом поле).

Если ученик чувствует себя не очень уверенно, то он выбирает лёгкий вопрос красную карточку и приносит команде 1 балл (при правильном ответе).

Если ученик выбирает синюю карточку, то он приносит команде 2 балла.

Если ученик считает, что очень хорошо усвоил изученный материал, то он может выбрать зелёную карточку и принести 3 балла команде.

Карточки со значком + - для учеников, которые знают материал сверх программы. За правильный ответ по этим карточкам команда получает 10 баллов.

Затем ученик называет номер вопроса и зачитывает его, который написан на обратной стороне карточки, через 10 – 15 секунд отвечает на него. Если ответ, по мнению капитана, неверен, то капитан может заменить ответ или дополнить ответ ученика из своей команды, но тогда команда получает только 1 балл.

Правильность ответов проверяется на игровом поле. 1-й помощник снимает «лепесточек» с номера вопроса и проверяет ответ.
2-й помощник подсчитывает баллы и перемещает магнитную фишку этой команды по игровому полю. Номера вопросов используется как путь команды вокруг Антарктиды.

Такие же действия выполняет следующая команда.

Игра идёт по круговой системе. Выигрывает команда с наибольшим количеством баллов.

Частично-поисковые задания

Сравнение

Исключите «лишний» объект из списка

  • Озера: Эйр, Титикака, Чад
  • Реки: Мурей, Дарлинг, Нил
  • Животный мир: страус Эму, лирохвост, пингвины
  • Растительный мир: эвкалипт, бутылочное дерево, липа
  • Горы: Памир, Кавказ, Джая
Анализ и синтез

Из предложенных характеристик определите те, которые соответствуют уже изученным континентам. (Характеристики материков написаны на отдельных карточках, прикреплены к магнитной доске вразброс и по мере определения их принадлежности прикрепляются к физической карте мира на соответствующий материк.)

Возможные варианты характеристик:

Африка:

  • экватор проходит почти посередине;
  • самый жаркий материк;
  • занимает по площади второе место;
  • находится самая большая пустыня мира.
Австралия:
  • самый сухой материк;
  • самый удаленный материк;
  • самый малонаселенный материк;
  • самый маленький по площади материк.
На доске должны остаться характеристики, подходящие к описанию материка Южная Америка.

Южная Америка:

  • самый влажный материк;
  • расположена самая длинная горная цепь на суше;
  • на материке протекает много полноводных рек;
  • находится самое влажное место на земле (Тутунендо. Колумбия. 11770 мм.).
Обобщение

Дайте развёрнутый ответ на вопросы

  1. Почему люди стремятся в Африку?
  2. Какой сувенир вы бы привезли из Африки?
  3. Какой район вы хотели бы посетить в Африке? Почему?
  4. Что бы вы назвали символом Африки?
Классификация

Пользуясь комплексной картой, расскажите о хозяйственной деятельности населения в разных частях Италии. Задание на умение группировать и классифицировать предложенные объекты и явления. Предлагается как один из пунктов плана характеристики страны в Южной Европе. Прием, описания страны сформирован в ходе изучения предыдущих материков и можно более творчески подойти к выполнению такого вида задания, предложив составить яркое описание хозяйственной деятельности населения Италии в различных ее уголках (знания культурологические и историко-географические помогут школьникам решить эту проблему). 

Исследовательские задания

Вначале урока перед экипажами кораблей ставится цель, и выдаются инструкции к плаванию.

Представьте себе, что вам сегодня не известны очертания берегов Евразии, вам предстоит пройти вдоль его берегов и выполнить ряд заданий, которые вы найдете в инструкциях к плаванию.

Инструкция к плаванию для экипажа "Буревестник”

Вы находитесь в точке, имеющей координаты 9° з. д. и 38°с.ш. Что это за точка? Нанесите ее на контурную карту. Плывите вдоль берега в северном направлении.

Штурману корабля перечислить моря Атлантического океана, омывающие Северо – Западные и Западные берега Евразии.
Матросам нанести на контурную карту острова, полуострова, заливы по пути следования.

Определите по географическим координатам следующие объекты:

  • 20°з.д.64°с.ш., 8° з. д. 53° с.ш.
Капитану корабля сделать вывод об особенностях береговой линии. Какие возможные трудности на пути следования вам могут встретиться?

Инструкция к плаванию для экипажа "Альбатрос”

Вы находитесь в точке, имеющей координаты 105° в. д. и 78° с. ш. Что это за точка? Нанесите ее на контурную карту. Следуйте вдоль побережья на восток. Нанесите на карту объекты береговой линии.

Штурману корабля охарактеризовать моря Северного Ледовитого океана по плану: температура, соленость, глубина.
Капитану корабля определить пролив, через который вы пройдете из Северного Ледовитого океана в Тихий океан. Какие природные явления происходят в этой части океана? Почему?

Матросам нанести на контурную карту моря у восточных берегов Евразии. По названию каких морей можно определить их географическое положение? Определить координаты крайней восточной точки материка. Что это за точка? Нанести ее на контурную карту. Следуйте до пункта, имеющего координаты 1° с. ш. 105° в. д. Что это за точка? Нанесите ее на контурную карту. Здесь ждите флагманский корабль.

Инструкция к плаванию для экипажа "Чайка”

Вы находитесь в точке, имеющей координаты 1° с. ш. и 104° в.д. Что это за точка? Нанесите ее на контурную карту. Следуйте на запад вдоль берегов Евразии. На юге Евразии находятся три больших полуострова. Найдите их и нанесите на контурную карту.
Штурману корабля объяснить, каким образом из Красного моря можно попасть в Средиземное, и Черного в Мраморное, а из Мраморного в Эгейское. Средиземное море омывает берега 4-х крупных полуостровов. Назовите их и нанесите на контурную карту.
Капитану корабля на карте Европы определить географические объекты. Показать их на настенной карте.

Выводы по III главе

По результатам проделанной экспериментальной работы представляется возможным сделать следующие выводы:

  1. Содержание каждого раздела курса «Географии материков и океанов» имеет определённый потенциал для активизации познавательной деятельности учащихся на основе совокупности творческих заданий.
  2. Срез начального уровня познавательного интереса учащихся продемонстрировал преобладание формального подхода к изучению географии как в контрольном, так и экспериментальном классе.
  3. Анализируя уроки географии, учащиеся экспериментального класса по завершению эксперимента отметили, что узнали много нового и интересного, поняли необходимость науки для практической жизни, у них пробудился интерес к изучению предмета.
  4. Повышение уровня учебной мотивации, инициативности и работоспособности учащихся экспериментального класса как показателей возрастания уровня их познавательного интереса свидетельствует об эффективности применения на уроках географии системы творческих заданий.
  5. Возросший в экспериментальном классе уровень успеваемости подтверждают, что применение творческих заданий для формирования опыта творческой деятельности учащихся на уроках географии в курсе «География материков и океанов» в 7 классе служит повышению продуктивности процесса обучения.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены