РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Актуальные проблемы русского языка

Хочешь наукой воспитать ученика –
Люби свою науку и знай её, и ученики
полюбят науку, и ты воспитаешь их.
Л.Н. Толстой

Мысль о том, что язык постепенно изменяется, не требует каких-то особых доказательств. Достаточно сравнить язык современной художественной литературы с языком Пушкина, чтобы увидеть различия, обусловленные эволюцией лексической и грамматической сторон языка.

Еще более убедительно сравнение современного русского языка с языком памятников древнерусской письменности. Изучая историю русского литературного языка и историческую грамматику русского языка, мы имеем возможность увидеть, какие значительные изменения произошли в языке – в его фонетике, морфологии и синтаксисе – за несколько сот лет.

В настоящее время происходит процесс, затрагивающий стили русского языка, в результате которого исчезает высокий, его место занимает средний, а сниженная лексика становится обыденной, проникая в средства массовой информации, художественную литературу, заполняя нашу повседневную речь.

В русском языке бурной волной хлынули заимствования: англицизмы и американизмы.

В наши дни чрезвычайно актуальной становится проблематика культуры речи, которая представляет собой теоретическую и практическую дисциплину (или сферу исследования), смежную со стилистикой языка и стилистикой речи.
Норма литературного языка двулика: она устойчива и подвижна. Устойчивость нормы обусловлена коммуникативной функцией языка, а её подвижность – функцией языка как орудия мышления, познающего бесконечный и изменчивый мир.

Постоянно учитывая двойственную природу нормы, человек может управлять языковым развитием.

Работа по определению и регулированию норм, кодификации их, тесно связанная с прогнозированием языковых процессов, - пример активного отношения общества к важнейшему средству коммуникации.

Значение русского языка не ограничивается только пределами Российской Федерации. Выход на мировую арену, превращение его в один из мировых языков – закономерный итог развития нашего государства.
Русский язык – рабочий язык ООН и других международных организаций.

По данным ЮнесКО, почти половина всей научно-технической литературы и документации издается на русском языке.
В настоящее время изучение русского языка приобрело массовый характер как по числу стран, так и по охвату разных социальных, возрастных и профессиональных слоев населения.

Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью.

Родной язык они часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому задача воспитания интереса к нашему предмету очень важна и актуальна.

В основе нашей работы по воспитанию интереса к предмету лежит постоянное внимание к изобразительным возможностям русского языка, к тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира.

Красота и богатство русского языка в полной мере могут раскрываться лишь в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом уроке, цель которой – пробудить интерес к слову.

Грядущий век – век умных машин.Место громоздких картотек и многотомных словарей займут портативнве электронные компьютеры, способные хранить и мгновенно выдавать любую лингвистическую информацию.И хотя тесная связь человека и думающей машины в какой-то мере и усилит рационализацию нашей речи,сам русский язык сохранит свою природную самобытность и не будет уступать современному языку ни по своему лексическому запасу, ни по стилистическим возможностям для яркого и образного выражения мысли.

Так, изучая в 5 классе согласные звуки, учащиеся читают в слух высказывания писателей о русском языке: «Русский язык … красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (А.И. Куприн).

Русский народ создал язык «яркий, как радуга вслед весеннему ливню, меткий, как стрела, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый» (А.Н. Толстой).

Ученики объясняют значение слов послушен, ловок, вместителен, сравнивают высказывания А.И. Куприна и А.Н. Толстого и решают, что общего в их оценках русского языка, - оба писателя говорят о его певучести, задушевности.
И далее, в процессе беседы, учащиеся узнают, что напевность, благозвучие русского языка обусловлены соотношением в нем гласных и согласных звуков.

Раскрывая выразительные возможности фонетического строя русской речи, чаще всего я прибегаю к поэтическим текстам, ибо поэзия – искусство звучащего слова, она во многом сродни музыке.

Изучение «Фонетики» раскрывает возможности и для формирования чувства языковой нормы, что в свою очередь способствует эстетическому воспитанию учащихся. Например, произношение [что'] обычно вызывается зрительным образом слова, поэтому упражнения в правильном произношении сочетания [чт] я провожу, используя книжные тексты, когда ученики могут непосредственно воспринимать зрительный образ слова.

Я стараюсь подбирать такие стихотворные примеры, где произношение нужных слов подсказывается рифмой:

Чуть растопит солнце вешнее
На дворе у нас снежок,
Птичьи домики – скворечники
Мы сколотим из досок.
(О. Высоцкая).

В результате учащиеся начинают требовательнее и внимательнее относится к своей речи. Программа 5 класса позволяет показать школьникам структуру всего здания языка, в фундаменте которого лежат звуки русской речи и слоги.
Далее я показываю детям и уровень слова с его лексическим значением, многозначностью, синонимами, антонимами. Истинная любовь к русскому языку – в бережном отношении к его ресурсам, в заботе о точности, образности и выразительности своей речи, в стремлении к гармоническому единству смысла и формы в своих высказываниях, что главным образом достигается умелым отбором языковых средств. Обо всем этом мы и говорим на уроках, изучая лексику.

В итоге работы учащиеся приходят к выводу: богатство языка – это богатство мыслей. Чем лучше человек знает язык, тем глубже и точнее будут выражены его мысли.

При изучении темы «Словообразование» очень важно создать ощущение новизны, ибо основные понятия и навыки разбора слова по составу школьники усвоили в начальных классах. Поэтому я использую такие, например, задания:

1. Определите, являются ли однокоренными слова шиповник, шипы, шипит.

У шиповника – шипы.
На шиповнике – бутоны.
Вот он блещет у тропы,
Ярко-красный и зеленый.
Он глаза мои слепит.
Он костер напоминает.
Он шиповник. Он шипит.
Искры алые роняет.
(А. Кушнер.)

Установив значение слов, учащиеся придут к выводу, что однокоренными будут только шиповник и шипы, и объяснят, почему здесь появилось слово шипы.

Внимание к значению приставки, корня, суффикса оказывает положительное влияние на речевое развитие учащихся, так, как вырабатывает умение свободно и правильно использовать возможности языка для более четкого выражения мысли.
Пятиклассники любят неожиданности, загадки – я это использую для воспитания интереса к предмету.
На первом уроке по теме «Морфология» был записан текст из книги М.В. Панова «И всё-таки она хорошая!»
«Есь такая скаска. Козёл постлал казу заорехами. Пошла она и нивернулась… Нед казы сорехами, нетт коззы зкальонными!»

Текст вызвал необычайное оживление в классе, каждому хотелось исправить его.

Были заданы вопросы:

  • Для чего служит язык?
  • Как записан текст?
  • Можно ли отказаться от правил правописания?
  • К чему приводит несоблюдение орфографических правил?
  • Что нужно знать, чтобы решить вопрос о слитном и раздельном написании слов?
  • Как определить, какие окончания написаны правильно, а какие нет?

В результате класс пришел к выводу, что знание частей речи необходимо, чтобы грамотно писать. Делаем вывод: чтобы соблюдать нормы литературного языка, не допускать грамматических ошибок, нужно изучать морфологию.

Таким образом, тщательный подбор дидактического материала во многом помогает показать учащимся языковую ситуацию нормированного литературного языка, воспитывать у школьников любовь к русскому языку.

Большинство пятиклассников приняло активное участие в «Неделе русского языка», у многих появляются вопросы, с которыми они обращаются к учителю, а на уроках они гораздо внимательнее и любознательнее.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены