РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Новые методические приемы в работе над сочинением по картине на уроках русского языка

Автор: Леонтьева Ольга Генриховна

Школьное сочинение - творческая работа, требующая наивысшей самостоятельности ученика. Сочинение по картине - один из традиционных жанров школьного сочинения, подробно изученный специалистами по методике преподавания русского языка.

Автор статьи, учитель московской гимназии, предлагает новые методические приемы для проведения уроков развития речи данного вида, которые возникли в его практике преподавания. Новые методические приемы отвечают требованиям времени и ФГОС

Ключевые слова: сочинение, сочинение по картине, методика проведения сочинения, коллективное сочинение.

Школьное сочинение – творческое и самостоятельное изложение учеником своих мыслей, чувств, суждений с целью сообщить об этом другим. Сочинение – это общее название многочисленных видов упражнений в связном, развернутом изложении какого-либо содержания. Сочинение — творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции и плана рассказа или сочинения, установление логических связей, выбор слов, фразеологизмов, словосочетаний, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии — весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью. Методист А.Д. Алферов писал, что сочинение – это не только «упражнения в форме и стиле», что «упражнения, преследующие только задачи стиля, то же, что одни гаммы да экзерсисы для музыки… Для обучения языку нужна естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных».
Методист В.А. Никольский отмечает, что «школьное сочинение» есть процесс и результат работы над темой, предложенной преподавателем, ученика и самого преподавателя". Здесь подчеркивается мысль о том, что работа ученика зависит от руководства ею со стороны учителя.

В современной методике русского языка существует множество подходов к пониманию сочинений по картине и к методике их проведения.

В частности профессор А.В. Текучев рассматривает сочинения по картине в следующем аспекте:

Это один из самых распространенных и давно применяемых в школе видов сочинения.

В современной методике русского языка существует множество подходов к пониманию сочинений по картине и к методике их проведения.

В частности профессор А.В. Текучев рассматривает сочинения по картине в следующем аспекте:

Это один из самых распространенных и давно применяемых в школе видов сочинения. Варианты их разнообразны – рассказывание сюжета картины, описание пейзажа, введение картины в сочинение в качестве эпизодам, которым начинается или заканчивается сочинение, сочинения по ряду картин (по картинному плану или сравнение их по какому-либо признаку), сочинение по картине с грамматическим заданием. Сочинения по картине проводятся во всех классах и могут быть различными по степени трудности.

Проблема использования произведений живописи на уроках родного языка привлекала и привлекает к себе внимание многих ученых: психологов, педагогов, лингвистов и методистов. Они подчеркивают роль картины в развитии мышления и речи учащихся, в воспитании их эстетического вкуса, придают особое значение использованию картины для развития связной речи.

На большое значение работы по картине в развитии умственных способностей, активизации мышления детей указывают Л.В. Занков, Б.М. Козлов, М.П. Феофанов.

По мнению Т.П. Головиной, «сюжетная картина с психологической точки зрения есть мыслительная проблема, которую не надо специально организовывать». О значении картины для овладения детьми пространственными и временными отношениями говорили В.Г. Поляков, Ю.А. Самарин, Е.Н. Тихеева и И.Н. Шапошников. Известно, что ребенок познает мир в пространственных и временных отношениях, и этот процесс овладения различными отношениями между предметами реальной действительности является важным этапом в умственном развитии ребенка.

Формирование коммуникативных умений в процессе работы по картине

Важная особенность методики работы по картине состоит в том, что она способствует развитию видов речевой деятельности и формированию коммуникативных умений. В силу своей специфики, представляя собой предметно-изобразительный план, картина является оптимальным средством («материалом») для выполнения речевых действий и формирования коммуникативных умений (по Т.А. Ладыженской), необходимых для построения содержательного высказывания.

Умение применять и совершенствовать методы работы по подготовке и проведению сочинения по картине - важная задача для современного учителя русского языка. Особенно важен творческий и нетривиальный подход в работе с одаренными детьми, каковыми являются мои гимназисты.

Подборка картин для сочинений в учебнике русского класса для 5 класса не меняется от уже много лет. И проще всего, наверное, было бы покритиковать авторский коллектив, упрекнув его в нежелании идти в ногу со временем, в нежелании сделать эту подборку более современной, более ориентированной на ученика 2010-х годов. Однако можно пойти и другим путем - поменять методику работы, а не объект исследования.

Так пришлось поступить и мне. Картина Нисского «Февраль. Подмосковье.» поначалу не вызвала у моих пятиклассников особого интереса. Более того, скупые краски репродукции и сверхлаконичная композиция вызвали у многих если не реакцию отторжения, то чувство, которое мы называем на уроках «творческим пессимизмом». Ко всему этому многие ребята (весьма ориентированные на получение высоких оценок) испытали чувство страха за то, что за сочинение по этой картине они уж точно не получат заветную «пятерку».

В данной ситуации нужно было срочно менять методику. Я предложила классу групповую работу. А именно, выделила изображенные на картине объекты (ели, шоссе, небо, облака), цветовую гамму, композицию, художественные приемы ,сделав их темами для мини-сочинений в группах ( по 2-3 человека).

Казалось бы ,поставленная перед ребятами задача усложнилась. Но для моих учеников трудности - катализатор для активации творческих способностей. Пятиклассники с небывалым энтузиазмом включились в работу. Через 10 минут каждая группа представила отредактированный материал по теме, зачитав мини-сочинение в соответствии с составленным в начале урока планом. Результаты творческой работы каждой группы подверглись обсуждению в классе, были внесены необходимые поправки в плане устранения речевых и грамматических ошибок со стороны учителя. Мини-сочинения сложились в полноценную коллективную творческую работу, которая принесла ученикам на этапе рефлексии удовлетворение.

Работая над этими небольшими произведениями, ребята продемонстрировали свои знания в смежных областях искусства (музыке), показали понимание художественных приемов конкретного художника, логику его творчества, показали умение образно мыслить и анализировать, учились слушать и слышать друг друга.

Домашним заданием для всех стало индивидуальное редактирование коллективного сочинения, созданного в течение урока, создание собственного, окончательного в плане формы текста.

Создание коллективного сочинения по картине - интересный и требующий развития методический прием. Его применение на уроках развития речи соответствует новым требованиям, предъявляемым к школьному языковому образованию ФГОС и, с моей точки зрения, обладает большим потенциалом для внедрения в других учебных заведениях.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Коллективная работа 5Б класса гимназии 1582 города Москвы. 2013-2014 учебный год.
Сочинение по картине Григория Григорьевича Нисского «Февраль. Подмосковье».
Картина написана в 1957 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее.

Всю картину можно разделить на три части : земля, лес и небо, используя музыкальные термины : тоника, субдоминанта и доминанта. Первое, что привлекает наш взгляд, это ель – доминанта. Далее, следуя музыкальным правилам, переходим в тонику – небо. Потом спускаемся вниз, в субдоминанту на землю, где шоссе прорезает лесной массив, разделяя его и, уходя вдаль к линии горизонта, – резкий интервал, скорее всего малая секунда или большая септима.

Ели не переднем плане являются самым ярким пятном на картине. Они не проработаны детально, по форме напоминают вытянутые треугольники. Самая высокая ель со стройным стволом смотрится очень величественно.

Небо на этой картине является одной из главных частей всей композиции. Художник изобразил его лиловым, с оттенком розового и малинового. Такое сочетание цветов встречается крайне редко. Облака очень тяжело и грубо смотрятся на лёгком и ярком небе.

Если посмотреть на картину издалека, то мы можем не заметить небольшой лесок на заднем плане. Он практически полностью сливается с высокими воротами. Деревья напоминают форму перевёрнутых капелек, которые выполнены черным цветом.
Шоссе как будто делит картину на две половины. Эта дорога символизирует путь в цивилизацию. Если приглядеться – шоссе изображено чуть правее центра, это делает картину уравновешенной.

Холм, со стоящими на нём столбами линии электропередач, изображён в виде трапеции или пирамиды. Есть резкий переход от тени к свету.

Вся картина написана в холодных тонах, даже свет прохладен, но тени просто ледяные и морозные, колючие. Если присмотреться, то можно увидеть, что тени на холме обведены очень холодным оттенком голубого. Тени есть везде: собственные тени на елях, доме, облаках и падающие тени от елей.

Облака довольно темные. У них чёткая геометрическая форма. Нам кажется, что облака передают стремительность и неторопливость одновременно.

На этой картине соединены два пейзажа: сельский и индустриальный. На равнине между елями и холмом пролегает полоска шоссе, которая кажется струной в этой местности. Нам кажется , что это два разных пейзажа, но они дополняют друг друга и создают одно целое полотно.

В своей работе художник использовал множество геометрических форм, а именно: треугольник, чтобы написать ели, шоссе, прямоугольник – лес, трапеция – холм.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены