РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Психологические особенности мира детей и мир взрослых.

О.Л. Павлова

Противоречия, возникающие между  миром детей и миром взрослых – явление вполне закономерное, и понять нам друг друга порой очень сложно. Взрослые и сами были когда-то детьми, потом – подростками, да вот беда, позабыли о переживаниях своего детства и юности, стерлись из памяти все радости и горести, открытия и потери того времени. И действуют сейчас так, будто на свет появились уже вот такими, какие сегодня, - взрослыми. Но хорошо ли это?

Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга; Т.В. Архиреева; Н.Н. Авдеева; А.И. Захаров; А.И. Спиваковская; А.Е. Личко; Э.Г. Эйдемиллер и другими). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений.

Исследования А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которая отводится ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка. При этом взаимоотношения в семье могут иметь разноплановый характер, а использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка.

Способность испытывать глубокое одиночество появляется у детей в возрасте 10-12 лет вместе с обостренным чувством справедливости. Родители зачастую не понимают, что, проявляя воспитательское рвение, устанавливая запреты, не соизмеряя степень вины ребёнка и тяжесть применяемого наказания, они закрепляют в нём озлобленность, переходящую в агрессивность.

В детстве человек проходит через очень важные этапы психического и физического развития, малейшие нарушения в которых часто приводят к психологическим и физиологическим проблемам во взрослой жизни.

И зачастую проблемы детско-родительских отношений кроются в непонимании позиции другого (детьми позиции взрослого, а взрослыми –позиции ребенка). Поэтому целью нашего исследования стало изучение особенностей представлений детей о мире взрослых и представлений взрослых о мире детей, и их влияния на детско-родительские отношения.

Мы предположили, что ошибочность представлений детей о мире взрослых и взрослых о мире детей является одной из причин разлада системы семейных отношений и взаимопонимания между детьми и взрослыми.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

  • Выяснить содержание представлений родителей о «детстве», «счастье», а также родительское отношение, выраженное в установках и реакциях на ребенка.
  • Выяснить содержание  представлений детей о «детстве», «счастье», а также детское  отношение, выраженное в установках и реакциях на родителя.
  • Определить связь между детско-родительскими отношениями и представлениями детей о мире взрослых и представлений взрослых о мире детей.
  • Разработать на основании результатов исследования информационные, мотивирующие материалы, способствующие улучшению детско-родительских отношений.

Для решения поставленных задач были использованы  следующие методы теоретического и эмпирического исследования:

  1. Теоретический анализ психологической литературы по теме исследования;
  2. Методы эмпирического исследования:

Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя школа №10».  В исследовании  приняли участие подростки и младшие школьники всего  35 детей и  20 взрослых, у которых есть  дети школьного возраста.Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Windows Excel.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и сформулированных на их основе выводов обеспечены использованием валидных и надежных психодиагностических методов, адекватных предмету, и цели исследования, применением методов статистической обработки данных.

Практическая значимость  исследования заключается в возможности использования его результатов в работе психологических служб образовательных и сопровождающих семью организаций с целью  оптимизации и коррекции детско-родительских отношений.

Задачами практических разработок  на основании исследования можно считать:

  1. Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества «родитель-ребенок»
  2. Обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «родитель - ребенок».
  3. Становление родительской компетентности.
  4. Устранение дезадаптивных форм поведения у детей и родителей и обучение адекватным способам реагирования в конфликтных ситуациях.

Ожидаемые результаты: развитие позитивного взаимодействия родителей с детьми, снижение числа детско-родительских конфликтов.

Результаты исследования

На первом этапе исследования в разработанных нами анкетах взрослым и детям было предложено  взглянуть на свой статус «ребенка» и «взрослого» «поменяться местами». И дети, и родители были готовы, хоть ненадолго это сделать. Дети мотивировали свое желание стремлением к суверенности (не хочу зависеть от мамы, хочу работать и жить отдельно, хочу принимать решения сам, быть независимым), познавательный мотив  (узнать что будет, понимать, что чувствует взрослый),  приобретение компетенций (получить права, гонять на тачке, зарабатывать деньги), приобретение свобод (взрослые не делают уроки, взрослым быть хорошо).

Взрослые хотят вернуть детство по причине эмоционального комфорта и социальной защищенности  (нет забот, счастливое было детство у меня, там со мной была моя мама, снова пережить приятные моменты побыть беззаботной, спокойно, надежно и все впереди) таблица № 1.

 Таблица №1

 

Да, %

Нет, %

Хотели бы стать взрослым хоть, ненадолго

71

29

Хотели бы вернуться в детство

70

30

 

По данным анкетирования взрослые субъективно ощущают себя счастливее, чем дети. Результаты приводятся в таблице 2.

Таблица №2

 

 

да

нет

Трудно сказать

Дети

Считаете ли вы себя счастливым

75

19

6

Взрослые

Считаете ли вы себя счастливым

89

11

0

Для взрослых респондентов критериями счастья являются семейные и социальные связи (есть семья, родные и близкие, хорошая семья, здоровые дети, надежные друзья, близкие по духу друзья из детства, есть муж), достижения  (довольна тем, что у меня есть, есть дом, любимая работа, состоялась как личность), кроме этого были отмечены следующие причины (меня любят, жалеют, помогают). Важно отметить, что по результатам анализа проективной рисуночной методике «Моя семья сейчас» на рисунках взрослых отсутствовали  материальные объекты и объекты относящиеся к обучению (образованию), животные.

Так же как и взрослые, дети отметили, что счастливы имея благополучие в семье и с друзьями (у меня два брата и мама с бабушкой работают в школе, есть семья, есть родители, хорошие друзья, хорошая семья, счастливая семья, мало ругаемся). В проективной рисуночной методике «Моя семья сейчас» эти данные подтверждаются, хотелось бы отметить, что в 10% рисунках детей изображены бабушка и/или дедушка, в рисунках же взрослых они не упоминаются (рисунок 1).

   

Кроме этого для детей определяющими счастье стали следующие объекты (могу веселиться пока ребенок, у меня хорошее настроение, если светит солнце это счастье, я всех уважаю, есть семья, жилье, пища, здоровье, получаю образование, развиваю свои интересы, могу сделать лучше, я живу, разрешают все в пределах разумного, все очень хорошо).Рисунок 1

На вопрос «можно ли назвать ваше детство счастливым?» 100% взрослых ответили «можно» и только 87% детей имеют такое же мнение. 9% детей не считают себя счастливыми, 3% затрудняются дать ответ на этот вопрос. Дети прокомментировали это так (не могу ответить, меня бьют).

Присвоение смыслов и значений событиям, объектам  задается рефлексией, как особым механизмом осмысления и переосмысления содержаний сознания, деятельности, общения, и определяется ее индивидуальными качественными особенностями в процессе жизнетворчества. Механизм рефлексии заключается в том, что  личностью создается напряженность, строится граница, которую нужно оформить и утвердить в своей смысловой системе. Метод  незаконченных предложений  позволил нам выявить особенности личного рефлексивного пространства как детей, так и взрослых.

Так можно отметить, что дети заканчивали стимульные  предложения, упоминая материальные объекты чаще, чем взрослые. Было предложено 11 незаконченных предложений и в каждом из них респонденты упоминали различные материальные объекты (ноутбук, деньги, машина, дом, квартира, телефон, танк,  свидетельство о рождении, рюкзак, пусть у тебя будет огромное турагенство, чтобы кормить, мопед, зарабатывать, буду я богатым, пусть у вас будет много денег). Общее количество ответов на детскую выборку составляет 19 %.  В то время как взрослые упоминали материальные объекты только лишь в 6 % (о золотом доме, куклу негра, папину фотографию, калейдоскоп, игрушки, собаку Фильку, денег) заканчивая 3 предложения из 12. Любопытно отметить, что характер материальных объектов упомянутых взрослыми несёт чаще эмоционально – ностальгическую окраску. Упомянутые детьми  материальные объекты направлены на обеспечение комфорта и удобства в быту и жизни. В использованных нами проективных рисуночных методиках школьники, так же как и в вербальной методике чаще использовали материальные объекты (рисунок 2).

     

Рисунок 2

Не смотря на материалистический взгляд на различные стороны жизни, детей отличает большая рефлексивность. В предложениях («В своей жизни я бы изменил сейчас…», «Если бы у меня была машина времени…», «Хочу, чтобы  родители поняли…») молодые респонденты использовали такие высказывания: «не делал бы в будущем плохих поступков, исправил ошибки, изменил бы неуклюжество, внимание, учебу, все плохие поступки, настроение, образ жизни, себя, свой характер, хочу быть лучше, я ленивая косячница, я стараюсь, старюсь в учебе». В свою очередь взрослые респонденты рефлексивно закончили лишь одно предложение – «Будь я ребенком, я бы…», интересно, что стимульное предложение обращено к детству.

В выделенной нами категории «Саморазвитие» дети заканчивали предложения («Хочу стать взрослым, чтобы…», «Совет себе взрослому…») в 7%  фразами, свидетельствующими о заинтересованности в саморазвитии, например, «хорошо учиться, мыслить нестандартно, заниматься спортом,  не сдаваться, не косячить, не быть наглым, а сильным, не оглядываться назад, идти вперед, улыбаться несмотря ни на что, оставаться собой, быть решительным, опробовать себя, исполнить мечту, принимай взрослые решения». В данной категории взрослые закончили предложение «Важное наставление своему ребенку…» так: «Читай, посмотри черно-белые фильмы».

Хочется отметить, что взрослые в большей мере, чем дети настроены на отдых. Предложения («В детстве я мечтал…» «Будь я ребенком, я бы…») взрослые респонденты в 11% случаев заканчивали следующим образом: «летать на самолете, жить в теплых краях, путешествовать, был бы счастливым, гулял, общаться с друзьями, наслаждаться детством, больше отдыхать чем сейчас».

В следующих выделенных нами категориях дети и взрослые мыслят одинаково: «Внутренние ресурсы», «Познавательные мотивы», «Ориентация на профессию», «Эмоциональное благополучие, направленное  на себя». «Неудовлетворенность», «Удовлетворенность».

В двух категориях: «Благополучие, направленное на других» и «Суверенность»- взрослыми не было дано ни одного ответа, в то время как дети заканчивали предложения следующим образом: «мир без войны, построить приют для животных, чтоб мама не плакала, маме стать милее, мама будь счастлива, не болей, со всем справляйся, не обижайся на меня, помогал бы всем, улучшил мир, развил технологии, сделал бы открытие» и «жил бы отдельно от родителей, делать все по своему, не лезь в мою жизнь»

В исследовании мы отметили, что мир детей сосуществует с миром взрослых в одном и том же физическом пространстве, однако данные, полученные при использовании метода незаконченных предложений, свидетельствуют о потребности детей в развитии и суверенности, стремлении к комфортной и стабильной жизни не только для себя, но и для окружающих, дети более рефлексивно относятся к своим поступкам. Дети и взрослые одинаково относятся к необходимости профессионального самоопределения, стремятся к эмоциональному благополучию, имеют одинаковый уровень познавательной мотивации. Вместе с тем взрослые относятся к детству как  прекрасной поре каждого человека. Свое детство переживается как беззаботное и  благополучное.

Мы описали субъективное видение взрослых и детей своего мира, своих желаний и смыслов. Но как мы уже отмечали, наши миры не существуют отдельно, каждый день взрослые и дети взаимодействуют в процессе общения и деятельности. Проективные рисуночные методики, использованные нами, позволяют рассмотреть не только содержание самосознания респондентов, но и выявить коммуникативные тенденции, внутреннего состояния, позиции.

В этом ключе хочется отметить отличие характера рисования человеческого лица детьми от рисунков взрослых (рисунок 3). Так в 75% рисунков детей не прорисованы лица, важно отметить, что в исследовании принимали участие обучающиеся общеобразовательных классов, не имеющие отклонения в когнитивном развитии. В интерпретации к методике «Рисунок человека» К. Маховер  лицо- это символ сферы общения, самая социальная часть рисунка. Если черты лица изображены нечетко, слабо прорисованы, лицо схематично, упускается изображение черт лица, лицо рисуется в последнюю очередь, то это свидетельствует о  сложности в общении, робости, настороженности, ожидании от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим. Очевидно,  причина кроется в том, что в российских семьях чаще всего преобладает авторитарный стиль воспитания: безусловное подчинение детей родителям. Жесткий контроль, усиленная опека приводят к протестам и агрессивному поведению детей. Чем больше родители «давят», чем больше запрещают, тем более поверхностными становятся отношения. Ребёнок просто не впускает родителей в свой внутренний мир. Пик в напряженности этой ситуации приходиться на начало переходного возраста, когда ребенок испытывает острое желание самоутверждения. Основная разница между взрослыми и детьми – в социальных ролях, которые они исполняют. Взрослые берут на себя ответственность за ребенка : организация его быта, защита прав и свобод.

 

Рисунок 3

Это подтверждается результатами опроса детей о средствах воспитания и наказания применяемыми родителями.

Так, отвечая на вопросы о выборе средств воспитания и порицания, 14 % детей отметили использование физических методов (подзатыльники, ремень, удары), 16% вербальные отрицательные средства (крик, злость, ярость) и 8% детей отметили применение ограничений (угол, отбирают телефон, планшет, запрет гулять, играть в компьютер, закрывают в туалете, запрет сладкого). Только 26% ответов детей свидетельствуют о том, что родители используют положительные вербальные средства для исправления поведения ребенка (уговорить, убедить, объяснить) и 23% детей говорят о применении невербальных положительных средств (обнять, поцеловать). Важно отметить, что 48% детей считают причиной наказания и гнева родителей собственные ошибки (когда я говорю и делаю, что-то плохое, когда плохие оценки). В 20% дети считают, что причиной являются ссоры родителей, проблемы на работе и желание навязать свое мнение и 32% детей не понимает причины дисциплинарных действий.

 Главной проблемой в отношениях взрослых и детей является недооценка первыми вторых. Взрослые зачастую не видят в ребенке личности, не позволяют ему пытаться самостоятельно принимать какие- либо решения.

На просьбу описать ситуацию праздника в своем доме как дети, так и родители отмечали «успехи мои, ребенка, зарплата, приезд родных, выход в кино, покупка крупной вещи, выходные, когда все в сборе, готовится  ужин праздничный, хорошее настроение у всех, танцуем.веселые, возвращение папы из командировки, приход бабушки, пир за столом в кругу родных, все улыбаются, смеются, дурачатся, воздушные шары и чай с конфетами, воспоминания об интересных смешных случаях, сделаны уроки».

В начале нашего исследования мы предположили, что ошибочность представлений детей о мире взрослых и взрослых о мире детей является одной из причин разлада системы семейных отношений и взаимопонимания между детьми и взрослыми. Как показали результаты исследования, дети зачастую представляют «мир взрослых» как мир возможностей и свобод, в то время как для взрослых «мир детей»- это мир беззаботности и покоя. Но, как мы увидели, мир глазами ребенка гораздо сложнее и многограннее, он воспринимается детьми, подчас очень проблематично и остро. Дети вовлечены в решение не только субъективно значимых вопросов, но и размышляют о проблемах более глобальных. В то время как со стороны детей есть недопонимание того, что «свободы и возможности»  взрослых имеют определенную «цену». Но несмотря на это у взрослых и детей есть много общего, ценного и одинаково важного.

Таким образом, проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы:

  • отрицательное отношение к родителям проявляется в стремление оградить себя от их чрезмерной опеки, такие дети испытывают эмоциональную холодность, отчужденность и одиночество в семье.
  • дети, воспринимающие семью как общность, в которой проявляются теплые эмоциональные отношения, испытывают защищенность в семье, сопринадлежность другим членам семьи.

Благополучие детско-родительских отношений зависит от взрослых и от детей. У взрослых есть преимущество, оно заключается в том, что им нужно просто вспомнить, что и они когда - то были детьми.

Список литературы

  1. Айдакова Л. Уроки психологии в школе. — М., 1993.
  2. Бурлачук  Л. Ф. Психодиагностика. — СПб., 2003-564 с..
  3.  Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989.-432 с.
  4. Кле М. Психология подростка. — М., 1991.
  5. Кон И. С. Психология юношеского возраста. — М., 1994.
  6. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996
  7. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000.
  8. Романова Е. С. Графические методы в практической психоло­гии. - СПб., 2002- C. 234
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены