РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Статья «Перевёрнутый класс» на уроках английского языка

Ударцева Елена Юрьевна,
учитель английского языка
МБОУ СОШ № 39 города Ставрополя

Пояснительная записка

Что такое  умение учиться? Способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать полученную информацию. Как никогда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность к сотрудничеству.  Современный учитель  помогает ученику
в формировании и развитии таких качеств, воспитывает потребность в образовании. Абсолютно согласна с фразой Адольфа Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Воспитать думающего ученика можно, если научить его добывать знания собственными усилиями.

С тех пор как  Ян Амос Коменский впервые обосновал необходимость классно-урочной системы в 1652 году, она остается основой школьного обучения и бесспорной заслугой автора. Однако школьная среда обучения претерпела значительные изменения.

С одной стороны, у современного учителя под рукой вариативные программы, предоставляющий свободу Стандарт (как ни парадоксально, но факт), Интернет и компьютеры в свободном доступе, проектор, интерактивная доска.

С другой стороны, основное время, в рамках которого учителю позволено успеть сделать «ВСЕ» и воспользоваться «ВСЕМ», – это урок и немного времени после него.

Самым простым решением проблемы ограниченности рамок урока может стать их расширение во времени и в пространстве, а также изменение качества самого учебного процесса. При этом используются «трансформируемая классная комната», выход за пределы кабинета, технические  средства обучения – основной инструментарий для этого.

Дело только за тем, как организовать деятельность учащихся на уроке и мотивировать их на качественную самостоятельную работу дома. Домашние задания сегодня являются малоэффективными с наличием огромного числа решебников, сборников готовых домашних заданий.  

Посетив семинар с участием  ведущего методиста по английскому языку издательства Express Publishing Стива Ливера, я впервые услышала об успехах британских преподавателей по использованию модели «перевёрнутого класса» - класс наоборот, от английского flipped classroom. Форма такого обучения впервые появилась в США. Её основоположниками были Jonathan Bergmann и Aaron Sams. В начале 21 века они впервые «перевернули» класс. И эта модель не только зарекомендовала себя как интересное и эффективное решение в организации учебных занятий, но и стала популярной в странах Европы. Меня также заинтересовал этот опыт. Решила апробировать.

Идея авторов проста: дома ученики смотрят видеолекции, в которых объясняется новый материал. А в классе, на основе полученных знаний, выполняют практические задания, обсуждают тему с учителем, задают вопросы, высказывают свое мнение. Учитель объясняет сложные моменты изучаемой темы. В итоге учащиеся становятся не пассивными слушателями лекции по новому материалу, а активными участниками по его разбору.

Легко ли идею реализовать на практике?

Несмотря на то, что для реализации обучения в «перевёрнутом» классе мировое информационное пространство предоставляет для учителя английского языка ресурсы в большом количестве, требуется кропотливая и творческая работа на этапе отбора «заданий До …» и проектирования «заданий После …».

Фантазия учителя требуется и для того, чтобы уйти от традиционных названий, за которыми у учеников закрепились не самые лучшие ассоциации. Что вы представляете, когда слышите слова «класс», «урок», «лекция»? Ученику намного интереснее идти на встречу с учителем, в лабораторию знаний, творческую студию, дискуссионный клуб, студию свободной мысли. Ряд синонимов слову «урок» можно бесконечно продолжать.

Аналогично с видеолекцией: ассоциации с чем-то традиционным, скучным, долгим. Учащимся намного интереснее работать с видеорепортажами "с места событий", отрывками из телепередач, интервью, слайд-шоу, аутентичными документальными и художественными фильмами, интерактивным материалом.

Эффективность обучения зависит от качества организации предварительной работы с учащимися, от того насколько дети готовы к разговору по новой теме, была ли самостоятельно проведена рефлексия полученных знаний на уровне «понятно – непонятно».

На уроке постоянно присутствует дискуссия, как форма общения. Ее грамотная реализация – занятие непростое.

Для плодотворного обмена мнениями во время дискуссии учителю необходимо выполнять следующие рекомендации:

  • выступать в роли организатора обсуждения и поддерживать его, обеспечивая взаимодействие;
  • иметь заранее заготовленные вопросы, чтобы вызвать комментарии или суждения учащихся;
  • активизировать различные мыслительные процессы учащихся (анализ, сравнение, оценивание);
  • включать всех учащихся в обсуждение, задавая им вопросы
    и поддерживая их, организуя фронтальную и групповую работу.

Приведу некоторые примеры используемых мною заданий для «перевёрнутого» класса.

5 класс

Учебный материал: учебные видеофрагменты по теме «Видовременные формы глагола».

Работая с видеофрагментами дома, учащиеся заполняют таблицу:

Типы предложений

Сигнальные слова

Конструкция

Пример из лекции

Свой пример

Альтернативные задания: составить мини-рассказ, кроссворд; заполнить пропуски в предложениях; выполнить задания на порядок слов
в предложениях, например, разобрать предложения-путаницы; придумать общие и специальные вопросы к отдельным фрагментам видео; придумать свою версию озвучивания.

Задания в классе: работа с текстом, например, поиск утвердительных, вопросительных, отрицательных предложений с изучаемым грамматическим явлением, пересказ текста, используя изученную грамматическую структуру.

На уроке учитель отвечает на вопросы учащихся по грамматической теме.

8 класс

Учебный материал: видеоклип или аудиозапись песни на английском языке. Можно предложить самостоятельно найти в сети Интернет его публикацию.

Варианты заданий на аудирование: определить главную идею песни;  найти информацию об исполнителе; выписать самые сложные слова и выражения, найти их значение в словаре; ответить на вопрос: как песня связана с темой урока, тема может    быть как лексической, так и грамматической.

Каждое из этих заданий в равной степени может выступать как в качестве домашнего, так и аудиторного. Учитель  может сам сделать выбор или предложить его учащимся.

В результате выполнения домашнего задания учащиеся сформируют алгоритм действий и в сложной ситуации в аудитории будут  более успешны.

11 класс

Учебный материал: отрывок из фильма на английском языке.

Варианты заданий учащимся: продумать структуру ответа на вопросы и представить информацию о жанре фильма, режиссёре, актёрах, наградах, сюжетной линии, собственном мнении.

Форма представления (ментальная карта «Minds map», таблица, кластер, схема, план, мини-проект) может быть определена учителем или учащимися.

Рассмотренные примеры показывают насколько широки   возможности учителя.

Общение ученика и учителя выходит на новый качественный уровень, время взаимодействия учителя и ученика можно увеличить за счет обратной связи средствами электронной почты, общения в социальных сетях.

Учащиеся могут коллективно выполнять некоторые задания и представлять свои отчеты в виде проектов, созданных с помощью сервисов Web 2.0.

В зависимости от индивидуальных способностей учеников класса, задания можно усложнять. Для высокомотивированных детей с хорошим уровнем подготовки по предмету можно предложить лекции на английском языке, для остальных – на русском.

Модель «перевернутого обучения» предполагает изменение роли учителя. Становится возможным более тесное сотрудничество во время учебного процесса. Меняется и роль обучающихся, повышается их ответственность за результаты обучения, процесс обучения переходит в русло практического применения полученных знаний.

Творческий подход к преподаванию помогает придумывать новые формы организации совместной деятельности с учащимися. «Перевёрнутый класс» - это модель обучения, в основе которой лежит самостоятельная работа с видео и аудиоматериалом. А если такие лекции создавать самим детям?!  Если что-то нужно объяснить другому, значит нужно это хорошо понимать самому.

В ходе работы происходит детальное знакомство с теоретическим материалом; сотрудничество учащихся переходит на высокий качественный уровень; результатом образовательного проекта становится конкретный осязаемый учащимся «продукт» – видеосюжет, а значит мотивация детей резко возрастает, учащиеся осваивают современные технические средства; используются актуальные сегодня системно-деятельностный, метапредметный и синергетический подходы  в обучении.

В настоящее время в МБОУ СОШ №39 г. Ставрополя создана детская студия «39 уроков английского» на базе школьной видеостудии с современным оборудованием.

Оформлены  документы  - согласие родителей на обработку персональных данных учащихся. Проведён кастинг детей на роль ведущего, оператора, редактора, оформителя.

Отобран материал для видеосюжетов. Выпущены пробные видео. Конечно, это требует занятости детей и во внеурочное время. Однако работа настолько увлекательная, что дети, учащиеся пятого класса, с удовольствием ее выполняют: отбирают темы по грамматике, лексике, проводят рефлексию своего понимания темы, классифицируют темы по уровню сложности, готовят наглядные материалы  и обсуждают интерьер студии.  Ведётся работа  над созданием страницы  на школьном сайте для размещения видеосюжетов. Учитель выступает координатором действий учащихся, консультантом, предоставляя возможность учащимся созидать.

В ходе использования модели обучения «перевёрнутый класс» пришла к положительным выводам:

  • ученики работают в своём темпе;
  • дети учат друг друга, вовлекаются в живую дискуссию; учебный эффект усиливается  за счёт взаимодействия с другими учащимися;
  • учитель располагает большим временем на индивидуальную работу
    с учащимися;
  • видеолекции доступны всем учащимся, даже тем, кто вынужден пропустить занятия в школе из-за болезни, спортивных соревнований, поездок;
  • в процесс обучения активно вовлекаются родители;
  • использование модели способствует полноценному овладению материалом - в традиционном классе, учитель является лидером
    и постоянно подталкивает учеников, тянет от одного понятия
    или концепции к другой. В «перевернутом классе» ученики
    не двигаются дальше, пока они не продемонстрировали достаточное владение и понимание, того, что им нужно было усвоить;
  • анализ хода и результатов выполнения заданий - отличный способ педагогической диагностики .

Предвижу вопросы коллег.

Каким образом контролировать процесс самостоятельного изучения материала?

  • Поддерживать обратную связь с учащимися средствами социальных сетей, форумов, общения в Skype, можно также разместить видеоролики на своём сайте и там же предусмотреть обратную связь с учащимися.
  • Реагировать на активность посещений страниц сайта, активность
    при комментировании, написании отзывов.

Да, это требует дополнительных затрат  времени учителя. Если  учитель хочет получить качественный результат, то он изыщет резервы.

Потребует ли выполнение заданий продолжительной работы за компьютером?

Видеоролик должен быть коротким, по продолжительности соответствовать допустимым возрастным нормам. Сюжет должен включать в себя не больше одной идеи. Нужно учитывать, что ученику ещё необходимо продумать ответ к заданиям.

Идея использовать «перевернутый класс» - замечательна, активизирует  фантазию учителя и делает каждую встречу с учащимися неповторимой.

Список используемых источников

  1. Борытко Н.М. Теория обучения. – Волгоград: ВГПУ, 2006.
  2. Горохова О.А. Приемы вовлечения обучающихся в интерактивную деятельность на уроках иностранного языка как средство формирования коммуникативной компетенции//http://www.docme.ru/doc/121000/priemy-vovlecheniya-v-interaktivnuyudeyatel._nost._;
  3. Григальчик Е. К., Губаревич Д. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. – Минск:   Современное слово, 2008.
  4. Джуринский А.Н.Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. – М.: Дрофа,     2008.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря 2010 г. № 1897);
  6. Поляков С.Д. В поисках педагогической инновации. – М.: Дрофа, 2003.
  7. Солодова   Е.А.  Новые модели в системе образования. Синергетический подход. –   2011
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены