РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников

Автор:
Ермакова О.Ю.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории

I. РЕЦЕНЗИЯ НА РАБОТУ

«Учить не мыслями, а мыслить»
И.Кант

Данная работа отвечает требованиям современности, имеет большой творческий потенциал для повышения уровня знаний учащихся. Мой опыт работы по данной теме позволяет комплексно реализовать современные целевые требования к системе образования, а так же даёт возможность строить работу таким образом, что самостоятельность ученика в процессе познания будет расти от темы к теме, от разработки проектов, их числа и качества. Внедрение проектной технологии в процесс обучения младших школьников даёт большие познавательные возможности.

Цель исследовательской работы: воспитание у учащихся позитивного социального опыта через проектную деятельность.

Тема и цель определили задачи:

  1. Изучение теоретического материала о социализации учащихся;
  2. Изучение технологии проектной деятельности;
  3. Использование метода проектов на уроках и внеурочной деятельности;
  4. Разработка системы проектов для учащихся 1-4 классов;
  5. Осуществление процесса социального становления личности ребёнка через развитие навыков взаимодействия с окружающим миром;
  6. Формирование активной нравственной позиции у младшего школьника.

Представленные методы работы можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В ней просматриваются воспитательные аспекты, направленные на активизацию познавательной деятельности.

Характеристика внедрения передового опыта.

На школьном МО начальных классов данная работа была рассмотрена, оценена положительно и рекомендована для использования.

Партнерство в рамках инициативного метода.

Разработка данного метода работы осуществлялась в соответствии со школьной программой и государственными общеобразовательными стандартами РФ. Партнёрами является методическое объединение учителей начальных классов МБОУ СОШ №1 им. А.И.Герцена

Перспективное планирование.

Продолжить работу по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся и вести разработка проектов, реализуемых в рамках ФГОС 2 поколения. Мною разработан урок – проект по кубановедению, рассчитанный на учащихся 3 – 4 классов.

II. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

В арсенале инновационных педагогических средств и методов проектная и исследовательская творческая деятельность занимает особое место. Развитие интереса к предмету невозможно без активной познавательной деятельности учащихся. Знания становятся достоянием человека, если они приобретаются в процессе самостоятельной работы. Для того чтобы заинтересовать школьников, предлагаю использовать проектную исследовательскую деятельность.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Он всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Традиционные методы контроля знаний осуществляют лишь репродуктивную функцию, но не показывают в полной мере, как ученик умеет использовать полученные знания. А проектная деятельность учащегося – это деятельность, требующая от ученика нахождения нового алгоритма решения, что значительно повышает эффективность обучения. Использование проектов, как показывает опыт и мои наблюдения, помогает активизировать учеников, у
большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить для решения поставленных в проекте задач.

Организация проектной деятельности снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Такая мотивация – успешно разработать тему проекта, оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок.

В своей работе я приучаю учеников к самому слову «исследование», «исследуем». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности, вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, Интернетом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнения коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы. Дети увлечены компьютером, интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло.

Хочу рассказать о некоторых проектах, выполненных вместе с ребятами. Очень интересно в классе проходила работа по проекту «Мой любимый писатель сказочник».

Самостоятельные исследования учащихся в рамках проекта:

  • Чтение произведений великих сказочников (весь класс).
  • Организация выставки книг (1 группа).
  • Составление кроссворда по сказкам (2 группа)
  • Написание сочинений «Мой любимый писатель - сказочник» (весь класс).
  • Инсценировка сказок (весь класс).
  • Нарисовать рисунки по произведениям Н. Носова (весь класс).
  • Принять участие в литературной викторине по сказкам (3 группа).

Своей работой ученики показали устойчивый интерес к сказкам и любовь к чтению. Проектная работа содействовала сплочению детского коллектива, умению работать в команде.

На уроке русского языка ребята писали сочинение «Мир моих увлечений», а на уроке литературного чтения – сочинение-автобиография. Я объединила их в один проект – исследование ребенком самого себя. Результатом стали проекты: «Знакомьтесь, это - Я». Перед работой мы наметили план исследований, определили цель, задачи, ход работы (история рождения, интересные случаи из жизни, фото и т.д.), методы (опрос родителей, собственные воспоминания). Результат работы оказался просто замечательным, ребята узнали друг о друге много нового, стали дружнее, появились новые интересы. Темы проектов стараюсь подбирать такие, которые были бы интересны и полезны детям.

Результатом проекта может быть стенгазета, коллекция, гербарий, костюм, макет, наглядные пособия, книга, викторина, панно, поделка, праздник, буклет, выставка, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально - творческая игра.
После завершения работы над каждым проектом всеми участниками проводится тщательный анализ проделанного. Дети отвечают на вопросы: Что понравилось? Что не понравилось? Чему я научился? Что могу предложить?

III. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Технология проектного обучения создаёт необходимые условия для развития ключевых компетентностей учеников, заставляет их самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.

Результаты моей работы уже видны. Хочу заметить, что одноклассники, оказавшиеся в одной проектной группе, в ходе работы над проектом почти всегда становятся «лучшими друзьями».

Интерес к проектам во многом зависит от степени самостоятельности.

  • 70% уч-ся отмечают, что проект был интересен потому, что выполнялся самостоятельно
  • 60% - стали выше оценивать свои возможности
  • 18% - стали увереннее чувствовать себя в коллективе
  • 10% - повысили качество своих знаний

На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» школьники отвечают:

  • распределять правильно время;
  • анализировать собственные действия;
  • презентовать результаты своего труда;
  • доводить работу до конца;

В результате работы педагогического проектирования на практике видно, что проектное обучение даёт ему возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одарённых и творчески - развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными».

Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.

IV. ЛИТЕРАТУРА

  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений, АРКТИ, 2007
  2. Землянская Е.Н. «Организация проектной деятельности младших школьников» (статья в пособие «Управление начальной школой», Москва, 2007г.)
  3. Проектная деятельность в учебном процессе. О. В. Брыкова, Т. В. Громова – М.: Чистые пруды, 2006г.
  4. Бордовская С.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников. Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006г.
  5. Савенков А.И. Виды исследований школьников// Одаренный ребенок.-2005г.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика