РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

«Речь — удивительно сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им»
Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Развитие устной и письменной речи школьников во все времена рассматривалось отечественной методикой в качестве одного из главных, стержневых направлений в изучении русского языка и литературы. Обогащение словарного запаса учащихся, в том числе изобразительно-выразительными средствами русского языка на материале художественных произведений, обучение связной речи и развитие ее выразительности - таковы основные задачи, которые решались в практической работе словесника и теоретических исследованиях методистов в аспекте данной проблемы.

Сегодня, однако, в понимании актуальности проблемы совершенствования речевой деятельности учащихся при изучении литературы жизнь вносит определенные коррективы.

Становление в России гражданского общества, углубление гуманизации общественной жизни, начавшийся процесс возрождения духовности, возвращение к истокам и традициям отечественной культуры, освобождение от догматических и односторонних оценок явлений искусства меняют характер'преподавания литературы в средней школе и стиль общения на уроках как между учителем и учащимися, так и между самими школьниками.

К сожалению, в современном российском обществе и народном образовании, зеркально отражающем состояние общества, обстановка крайне противоречива. Заметна тенденция бездуховного развития значительной части молодежи, ее нравственно-эстетического обеднения, отстранения от культурных ценностей. Так, резко понизилась требовательность к культуре устной и письменной речи. Язык газетных и журнальных публикаций, а также ораторских выступлений, звучащих на различных собраниях, форумах, съездах, в радио и телевизионных передачах, отличается крайней бедностью, однообразием лексического состава, обилием штампов, ненужных заимствований, диалектизмов, неудачных новообразований, стилистически сниженных и даже откровенно грубых выражений. Мы постоянно вынуждены слушать выступающих, неверно расставляющих ударения в словах русского языка. Небрежное отношение к собственной речи проявляется также у говорящих и пишущих в построении высказываний, несоблюдении их жанровых особенностей. Это касается не только речей на общественно-политические и морально-этические, но и на литературно-художественные темы. Часто отмеченными недостатками страдает речь многих учителей, иногда далее преподающих русский язык и литературу.

Подобная речевая среда оказывает отрицательное влияние на речь школьников, невольно усваивающих при вхождении в активную жизнь равнодушие к родному языку и небрежность в обращении с ним, и на духовный мир в целом. Нормированию речевой культуры подрастающей личности препятствует во многом пассивное потребление произведений через средства массовой информации: телевидение, различного рода видео, что для многих заменяет само чтение художественной литературы и речевое общение интеллектуально-эстетического характера. К сожалению, в большинстве школ потребности в такого рода общении не формируется, не уделяется необходимого внимания, особенно в старших классах, работе по развитию речи школьников, а если она и проводится, то без должного учета современных научно-методических концепций; в первую очередь это касается работы над устной речью.

В современной методике русского языка последовательно проводится идея о необходимости целенаправленного формирования видов речевой деятельности учащихся в процессе обучения родному языку и поиска эффективных путей решения этой проблемы. Это нашло отражение во всех нормативных документах последних лет, в ряде школьных программ, учебниках и учебных пособиях. Именно поэтому доминирующей идеей проекта федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения.

Овладев русским языком, ребёнок способен осуществлять четыре вида деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Психолог – лингвист Н.И. Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания». Речевые навыки нужно отрабатывать специально, опираясь на изученный грамматический материал, систематически, проявляя настойчивость. Успех во многом зависит от способности, речевой и общей культуры учащихся, однако многое зависит и от учителя русского языка. Только в таком случае можно получить ощутимый результат.

Речевая деятельность представляет собой целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения и начинать работу по развитию речевой деятельности нужно с исправления недостатков речевого развития у детей, пришедших в школу.

Существует несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна:

  1. Потребность высказывания — условие возникновения и развития речи.
  2. Содержание речи — условие наличия материала высказывания, т.е. того, о чем нужно сказать.
  3. Средства языка — условие вооружения человека общепринятыми знаками, т.е. главным образом словами их сочетаниями, различными оборотами речи.

Таким образом, речевая деятельность направлена или на выражение собственной мысли, чувства, или на восприятие чужих мыслей, переживаний. Следовательно, мысль и является предметом речевой деятельности. Речевое общение осуществляется с помощью языка, который выступает в качестве средства речевой деятельности.

Устная речь появляется раньше письменной как следствие непосредственной потребности общения; письменная речь усваивается в результате специального обучения.

Письменная речь сложнее и полнее устной. Предложения больше по объему, чаще используются конструкции, осложняющие предложение, преобладают слова книжной лексики. В письменной речи невозможны паузы, логические ударения, интонация, жесты: компенсация осуществляется за счет употребления знаков препинания, деления на абзацы и т.д.

Письменная речь осложнена орфографией. Слабый навык является серьезной помехой в развитии письменной речи. Письменная речь – речь подготовленная, подлежащая проверке, поддающаяся исправлению, совершенствованию.

Процесс развития речи можно представить в виде двух взаимосвя-занных направлений: совершенствование собственно речевой деятельности (обучение созданию высказываний, обучение восприятию высказываний) и формирование отдельных речевых умений (создание высказываний, восприятие высказываний).

Для достижения поставленной цели необходима кропотливая и многоплановая работа. Учителю необходимо изучить уровень речевого опыта первоклассника в период изучения грамоты. Совершенствование речевой деятельности школьников - процесс долгий и кропотливый, требующий от учителя серьёзного подхода, глубокой проработки каждого этапа обучения.

Начиная с 5 класса, особую роль играет работа с текстом, которая помогает понимать прочитанное, совершенствовать письменную и устную речь. Главное на уроке – совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, аудирования, письма, говорения. В центре внимания урока находится текст как лингвистическая единица, речевое высказывание. Однако, надо признать, что не менее важным для уроков не только литературы, но и русского языка должно стать чтение. Если говорить о взаимосвязанном обучении разным видам речевой деятельности, то нельзя не признать, что именно чтение, восприятие текста при чтении предопределяет успех в овладении умениями и навыками, связанными с письмом, слушанием устной речью.

Совершенствование видов речевой деятельности учащихся 7-9 классов на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС предполагает продолжение работы по закреплению общеучебных умений и навыков, приобретенных в начальной школе.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие и совершенствование создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Итак, совершенствование речевой деятельности учащихся 7-9 классов на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС предполагает формирование четырех обобщенных умений: ориентироваться в ситуации общения, в том числе осознавать свою коммуникативную задачу; планировать содержание сообщения; формулировать собственные мысли и понимать чужие; осуществлять самоконтроль за речью, восприятием ее собеседником, пониманием основного содержания речи.

Старший этап носит ярко выраженную коммуникативную направленность. Задача этого этапа заключается в дальнейшем совершенствовании умений устного общения и в расширении сферы общения учащихся путём включения новых тем. На старшем этапе обучения учащиеся закрепляют знания, навыки и умения, приобретенные ими за предыдущий период.

На завершающем этапе обучения происходит совершенствование умений учащихся пользоваться различными приемами обогащения их словарного запаса, расширение их потенциального словаря и лингвистических знаний. На первый план выступает самостоятельное использование языка как средства получения учащимися новой информации, которая бы по-иному представляла известные им факты, расширяла их информированность в различных областях знаний, вводила в новые сферы их применения.

Развитие речи современных старшеклассников на занятиях по литературе и русскому языку необходимо проводить с повышенной эффективностью при реализации деятельностного подхода к данной проблеме, то есть в процессе речевой деятельности, тесно связанной с другими видами человеческой деятельности.

Совершенствование речевой деятельности учащихся должно осуществляться в органическом единстве с обогащением духовного мира личности, ее художественно-эстетическим развитием, углублением восприятия литературного материала.

Стимулирование речевой деятельности обеспечивается созданием отражающих специфику предмета речевых ситуаций.

Совершенствование речевой деятельности обеспечивается формированием у старшеклассников представлений о жанровых особенностях монологических высказываний на литературную тему, в основу классификации которых положена теория функциональных стилей.

Речевая деятельность старшеклассников активизируется их участием в разнообразных диалогах на литературно-художественные темы: учебно-критических, учебно-литературоведческих и театрально-художественных.

Одним из условий эффективности формирования и совершенствования речевой деятельности учащихся является реализация межпредметных связей литературы и русского языка, а также литературы и истории.

Одним из ведущих стимулов речевой деятельности учащихся старших классов на уроках литературы является правильный и научно обоснованный выбор речевых ситуаций, повышающих одновременно интерес к освоению предмета. Речевая ситуация, рассматриваемая нами как условие речевой деятельности личности и как методический прием ее активизации, способствует эффективности работы по развитию речи только в том случае, когда ее создание сочетается с обучением школьников различным видам монолога, ведению устного диалога и т.д.

Большие возможности для речевой деятельности старшеклассников представляют заключительные занятия по литературной теме как крупной обзорной, так и монографической.

На таких занятиях в девятом классе целесообразными разновидностями речевой деятельности являются сбор материала для выступления, работа по обогащению содержания статьи учебника повторительно-обобщающего характера, составление вспомогательных материалов для устных ответов и сочинений, развернутые ответы на вопросы. В десятом классе основной упор делается на подготовку исследовательских докладов, обобщающих наблюдения над одним или несколькими произведениями писателя, и оппонирующих выступлений. Уровень речевой и познавательной самостоятельности одиннадцатиклассников определяется умением создавать собственную программу по сбору материала и организации текста высказывания, давать мотивировку своим интеллектуальным и речевым действиям, выбору определенного речевого жанра, объяснять логику построения выступления.

Таким образом, совершенствование речевой деятельности старшеклассников в свете современных требований методики преподавания русского языка и литературы предполагает опору на имеющиеся у школьников речеведческие знания и речевые умения, организацию самостоятельного исследования речевых понятий и речевых явлений, проверку результатов собственного исследования теоретическими данными, зафиксированными в учебно-научных и научных источниках, оформление результатов работы с теоретическими сведениями в виде краткого конспекта, схемы, таблицы, которые впоследствии могут использоваться как справочный материал. На этапе тренировки в применении речеведческих знаний создаются условия для приобретения разнообразного опыта коммуникативной деятельности, что обеспечивается постоянным обращением к текстам как основной дидактической единице, моделированием ситуативных заданий, формированием умений оценивания собственной речи и речи других людей на основе критериальной системы.

Список литературы:

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс. - М.: Дрофа, 2005
  2. ВыготскийЛ.С. Мышление и речь // Собрание сочинений. Т. 2. М.,1982. С. 140.
  3. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании".
  4. Капинос В.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического итогового контроля по русскому языку 9 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2011.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены