РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Как научить ребёнка читать

Как научить ребёнка читать

Автор: Юханова Светлана Викторовна

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт (ФГОС) вводит некоторые изменения в образовательную систему, которые не могут не повлиять на обучение детей чтению. Причины этих изменений всем известны – увеличение в разы информации, которую дети получают в семьях и в окружающей среде, доступ детей к сети Интернет, начало обучение с шести лет и т.д.

По новым стандартам основной упор делается не на получение ребёнком конкретных знаний, а на умение получать эти знания самостоятельно, в том числе и в игре.
Игра – это естественное состояние для ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому обучение чтению в первом классе тоже легче проводить с элементами игры.

Особенности новых стандартов

Современные требования к учащимся предполагают не только и не столько умение читать с определённой скоростью, сколько предполагают развитие у первоклассников развитой речи, внимательности, умения сосредоточиться, выделить в потоке информации главное. ФГОС требует от учителя формировать у детей твёрдые морально-нравственные критерии, склонность к анализу прочитанных текстов, умение правильно понимать прочитанные произведения.

Учащиеся должны чувствовать себя частью своего народа, страны и всего окружающего мира. Они должны обладать навыками коммуникативности, должны быть открыты и доброжелательны с окружающими людьми, должны уметь чувствовать себя членами коллектива и работать в команде.

Если ребёнок проявляет все эти качества, значит, его подготовку к началу обучения чтению можно считать достаточной.

Современная школа требует от учителя максимального проникновения в психологию ребёнка. Гораздо важнее, чем количество слов, которое читает первоклассник в минуту, ощущение комфорта и защищённости, которое он испытывает в классе.

Нормы чтения в первом классе

ФГОС в его последней редакции предписывает не конкретную скорость чтения, а другие, более важные нормы. Дети, которые учатся читать должны делать это в соответствии со следующими требованиями:

  1. При чтении ребёнок не должен произносить слова побуквенно или послогово. Учитель должен настаивать на произнесении во время чтения целого слова.
  2. Все звуки ребёнок при чтении должен произносить ясно и отчётливо. Проблемой может стать то, что с момента прихода в школу шестилеток увеличилось количество детей с такими возрастными дефектами речи как дислалия. В этих случаях классный руководитель обязательно должен направить ребёнка к логопеду.
  3. Ребёнок должен понимать текст, который он читает. Даже если какие-то отдельные слова ребёнку непонятны, общий смысл должен им улавливаться. Особенно это актуально для тех детей, для которых русский язык не является родным. В своей работе мне приходится часто иметь дело с такими ребятами. Если ребёнок достаточно подготовлен к школе, незнание конкретных слов не мешает ему понимать общий смысл текста.
  4. Дети, читая слова и предложения, должны понимать логику их объединения, чувствовать, что за чем идёт.
  5. Читать необходимо выразительно, то есть делать паузы в необходимых местах, выделять интонацией слова, на которых лежит основная смысловая нагрузка.
  6. Прочитав короткий текст, ребёнок должен уметь высказать своё мнение относительно поступков героев, дать им свои характеристики.

При поступлении в первый класс умение читать от ребёнка не требуется. Скоростные нормы чтения были снижены. Программа отказалась от принципа песочных часов, который был принят при СССР. Тогда за минуту перетекания песка в песочных часах от первоклассника в конце первого полугодия требовалось прочесть более сорока семи слов.
Сейчас, не смотря на то, что ФГОС скорость чтения не регламентирует, программа называет цифру в 40 слов. Причём слова должны быть не только прочитаны, но и осмыслены. Если это происходит, то ребёнок может правильно и логично воспринимать и другую информацию, которую ему дают на уроках.

На каких текстах учить читать?

  1. Тексты должны подбираться от простого к сложному. Усложняться должны не только буквенные сочетания и длина слов, но также и смысл текста.
  2. Сначала нужно предлагать детям тексты со словами, в которых не более двух слогов. В слогах гласные буквы должны, по возможности, повторятся. Это упрощает восприятие и помогает осмыслить, как буквы складываются в слоги, а слоги в слова. «Мама», «Папа», «Маша» и т.д.
  3. В первом полугодии тексты, где есть шипящие, не используются. Их целесообразно включать в материал для чтения только к февралю.
  4. Слова, состоящие из трёх и более слогов, включаются в материал для чтения в третьей четверти.
  5. В середине четвёртой четверти детям уже можно предлагать читать стихи с короткими строчками.

Игра, как метод обучения чтению

Для ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста игра является естественным состоянием. С помощью игры дети познают мир, определяют своё место в этом мире, осознают свою личность.

С помощью ролевых игр можно объяснить один из самых сложных моментов в обучении чтению – соответствие буквы и звука.

Разыгрывая в классе короткие сценки, учитель обращает внимание ребят на то, что исполнитель роли зайчика, например, преображается в своего героя при помощи маски. Так и звук преобразуется в букву при помощи символа на бумаге.

Все виды деятельности на уроке в первом классе можно проводить с элементами игры. Это в значительной степени улучшает не только обучение чтению, но и весь учебный процесс. Такие игры как «Буква потерялась», когда детям предлагается среди согласных найти гласную и наоборот, интересны детям и полезны для закрепления материала.

Очень любят первоклассники и составление ребусов. Ребусы – отличное упражнение для развития понимания буквенного состава слова.

Игры на каждом уроке должны меняться. Психология школьников младшего возраста такова, что долгая концентрация на одном и том же занятии, пусть это даже игра, невозможна. Поэтому учитель должен обладать большим запасом игр. Их подбор обуславливается степенью подготовленности класса. Иногда, когда в классе находятся дети, которые пришли в школу, уже умея читать, и те которые только начинают изучать буквы, необходимо разделить класс на группы, и каждой из них дать своё игровое задание.

Проблемы, которые могут возникнуть при обучении чтению

1. Родители во время подготовке малыша к школе выучили с ним буквы, но не научили его слышать в каждом слове звуки, из которых оно состоит. Поэтому ребёнок не может правильно составлять слоги.

При обучении чтению учитель должен называть звук и требовать это от детей. То есть согласные мы произносим коротко «М», «Н», а не «эм», эн». Названия букв, так как они звучат в алфавите во время обучения чтению лучше не произносить. Чтобы дети правильно усвоили понятие «слог» можно попросить их назвать слова, которые начинаются с данного слога.

2. Дети, уже которые понимают различие буквы и звука при чтении слога дробят его на согласный и гласный звук. Каждый звук читается отдельно.

С этой проблемой можно справиться методом хорового пения написанных на доске слогов. После того, как слоги были пропеты всем классом, можно попросить пропеть их отдельными учащимися, у которых учитель ранее заметил эту проблему.

3. Ребёнок слишком растягивает один из звуков при чтении слогов.

Если всё слово в общем читается слитно, то этот недостаток не считается существенным и, обычно, проходит к концу первого года обучения. Если же подвижек в этом не наблюдается, учитель может попросить ребёнка читать в определённом ритме, под хлопки, под дирижирование и т.д.

Упражнения, которые помогают выучить буквы

В классе, обычно, есть несколько детей, не обладающих хорошей зрительной памятью, для которых запомнить буквы сложно.

Им помочь можно, используя специальные упражнения, которые опираются не столько на зрительное, сколько на осязательное восприятие. Их можно использовать во время изучения буквы сразу, не выясняя, есть ли у части детей сложности с запоминанием букв. А затем уже повторить с теми детьми, которые в этом нуждаются.

1. Учитель предлагает слепить букву из пластилина. Размер буквы должен быть максимально большим – не менее пяти сантиметров. Во время лепки учитель обращает внимание детей на прямые и округлые элементы буквы.

2. Детям предлагается срисовать букву с доски на лист цветной бумаги. Если буква срисована правильно, детям предлагается вырезать её ножницами и наклеить в альбом. Затем в этот же альбом наклеиваются таким же образом другие буквы. Потом туда можно наклеивать слоги, слова. Использовать его для составления самостоятельных ребусов.

3. Раскрашивание букв, нарисованных учителем.

4. Обведение букв. Учитель пишет большую букву на доске, а затем вызывает к доске несколько детей, каждый из которых обводит букву цветным мелком.

5. Игра «На что похоже». Учитель пишет большую букву на доске, а дети по очереди говорят о своих ассоциациях. Например, буква «П» похожа на ворота, буква «О» на обруч и т.д. Учитель хвалит детей, которые не просто повторяют сравнения, которые где-то услышали, а придумывают свои собственные.

6. Письмо в воздухе. При изучении буквы учитель просит обвести букву в воздухе перед собой. При этом упражнении учитель должен проявить максимум внимания, чтобы заметить, если кто-то их детей обводит букву неправильно.

7. Ищем букву на прогулке. Во время совместных мероприятий на свежем воздухе учитель периодически просит увидеть буквы в окружающих предметах. Например, турник на площадке похож на букву «П», Столб на автобусной остановке на букву «Г» и т.д.

Если ребёнок будет регулярно играть в такие игры, у него в дальнейшем будет намного меньше ошибок при письме.

Для развития зрительной памяти похожие игры можно производить и позже, когда дети уже начали читать слова.

1. Игра по поиску знакомого слова. Детям раздаются карточки со словами, напечатанными разным шрифтом и разным цветом. Задача – найти знакомое слово, которое на карточке встречается несколько раз.

2. Игра «Превращение». Учитель пишет на доске слово, а рядом в колонке отдельные буквы. Дети по очереди выходят к доске, стирают первую букву и вместо неё пишут букву из колонки. Слово «мама» превращается в «дама», «рама», «Кама», а слово «миска» - в «киска», «лиска» и т. д.

3. Игра «Найди портрет». Учитель раздаёт детям карточки с написанными на них названиями животных и отдельно карточки с их изображениями. (Кот, пёс, лиса, коза, жук и т.д.) Дети должны правильно соотнести изображение и слово.

4. Игра «Два в одном». Учитель пишет на доске слово, например, «услуга». Детям предлагается найти в середине этого слова второе – «слуга» и т.д.

Упражнения, помогающие добиться выразительности чтения

По ФГОС выразительность чтения является одним из необходимых требований. Для первоклассников, которые только учатся читать, выразительность иногда является большой проблемой. Добиться её могут помочь следующие упражнения:

1. Игровое чтение. Читая, ребёнок играет какую-либо роль. Например, учитель предлагает ребёнку прочесть некоторые слоги в роли зайчика. Затем птички. Затем медведя и т.д.

2. Чтение в разном темпе. Ребёнка просят прочесть текст медленно. Затем быстро. Затем опять медленно.

3. Чтение с помехами. Это упражнение развивает не только выразительность чтения, но и сосредоточенность, силу воли, внимательность. Одному из ребят поручается прочесть короткий текст. Его сосед по парте становится слушателем. Остальные дети во время чтения тихонько хлопают в ладоши или произносят шёпотом какое-то слово. Цель упражнения прочесть текст так, чтобы сосед по парте его услышал и понял его смысл.

Использование игр и игровых упражнений на уроке помогает учащимся не только успешно усваивать школьную программу, но и получать масса положительных эмоций от учебного процесса, сплачивает коллектив, развивает здоровый дух соревнования, даёт детям уверенность в своих силах.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены