РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Адаптация учебного материала для детей с нарушениями слуха на уроках литературного чтения

Данная работа посвящена проблеме адаптации учебного материала для детей с нарушениями слуха на уроках литературного чтения в начальной школе.

Введение

Современная педагогика признает уникальность, неповторимость и индивидуальность каждого ребенка. Поэтому первостепенной задачей гуманистического образовательного процесса стало создание условий, максимально раскрывающих потенциальные возможности каждого ребенка, независимо от состояния их здоровья (дети с нормой развития и дети с ОВЗ), в обогащении знаниями, формировании полноценной гармонично развитой личности, способной полноценно взаимодействовать с социумом.

Гуманизация учебно-воспитательного процесса, переход к личностно-ориентированной модели образования приводит к постановке вопроса интеграции детей с ОВЗ, в том числе и с нарушениями слуха, в общеобразовательные учреждения как альтернативу помещения в специальное (коррекционное) образовательное учреждение, где дети изолированы от общества.

Для инклюзивного обучения детей с нарушениями слуха необходимо использовать социальный подход – проводить работу по формированию в обществе равного отношения к людям, как с особыми образовательными потребностями, так и без них, создавать условия для безотрывного и комфортного обучения детей с ОВЗ в обществе своих сверстников. В последнее время все больше появляется детей, нуждающихся в особых образовательных условиях, поэтому данная работа очень актуальна. Учителю, к которому в класс попал ребенок с нарушением слуха, важно знать как можно больше об особенностях глухих и слабослышащих, о своеобразии развития речи таких детей и восприятия ими речи окружающих, о том, какую роль выполняет слуховой аппарат и много другое.

Основная часть

1. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА.

Глухие и слабослышащие дети отличаются от сверстников особенностями познавательной деятельности. Из-за нарушения слуха у них наблюдается недоразвитие познавательных функций: внимания, восприятия, памяти, мышления. Но самое главное, у них отсутствуют широкие речевые возможности. Затруднение в овладении устной речью не позволяет детям с нарушенным слухом в полной мере включиться в общество слышащих и перейти от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, что оказывает глубокое влияние на становление их личностных качеств.

Устная и письменная речь неслышащих детей аграмматична, много пропусков букв и слов, отмечаются проблемы, связанные с пониманием словесных форм высказываний и формулированием собственных мыслей по законам языка; трудности, связанные с использованием речи в качестве мыслительных средств. Из-за бедного словарного запаса с такими детьми нужно разбирать значение каждого слова, отсюда теряется интерес к чтению. Тексты читаются механически, неосознанно, запоминаются дословно. В речи используются однотипные грамматические конструкции, однообразные слова и фразы. Кругозор детей с нарушениями слуха ограничен непосредственным окружающим миром. В межличностном общении они более замкнуты и обидчивы. Все эти факторы не позволяет неслышащим учащимся эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно необходимые умения и навыки.

Одна из наиболее важных и сложных задач обучения и воспитания детей с нарушенным слухом – формирование у них устной речи. Это одно из главных условий компенсации потери слуха у неслышащего ребенка. Это объясняется той исключительной ролью, которую играет в жизни людей устная речь как способ общения, основа владения языком и инструментом мышления. Дети с нарушенным слухом овладевают устной речью в процессе подражания речи взрослых. Успех зависит от усвоения словаря, грамматического строя языка, навыков восприятия устной речи и произношения, а также навыков общения с окружающими в начальной школе, и прежде всего на уроках литературного чтения.

2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В КАБИНЕТЕ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Дети с нарушениями слуха в основном получают информацию с помощью зрительного анализатора, поэтому в кабинетах следует расположить на доступной высоте стенды с наглядными материалами, посвященными правилам безопасности, расписанию уроков, а главное – методическим материалам. Плакаты должны быть напечатаны на матовой бумаге крупным шрифтом, быть четкими и реалистичными.

В образовательном процессе активно используются специальные технические средства: «бегущая строка» - для объявления начала и конца уроков и перемен (не только в классах, но и на этажах), телевизоров с функцией субтитров – для просмотра передач в учебно-воспитательных целях, микрофонов и т.д. Очень важно, чтобы ребенок с нарушениями слуха имел возможность при помощи телефона с функцией СМС контактировать со сверстниками, преподавателями и родителями, а также имел доступ к интернету, у детей должна быть возможность использовать на занятиях диктофон для конспектирования материалов урока.

Для организации рабочего пространства ребенка с нарушенным слухом в классе педагог должен подобрать среди учеников класса партнера для глухого или слабослышащего ребенка. Партнером может стать только хорошо успевающий по основным предметам, ответственный, имеющий правильную речь и четкую дикцию ученик класса, который будет сидеть рядом и помогать ориентироваться в процессе урока ребенку с нарушениями слуха.

Очень важным условием для усвоения информации на занятии является выбор рабочего места - парты для ребенка с нарушенным слухом. Рекомендуется первая парта около окна или учительского стола, при этом школьник с нарушенным слухом должен сидеть справа от слышащего ученика- партнера, чтобы иметь возможность видеть тетрадь сверстника на организационных моментах урока для контроля хода занятия.

С ребенком, имеющим нарушения слуха в комплексе с учителем должны работать также учитель-логопед и сурдопедагог, помогающие ребенку с ОВЗ овладеть программой НОО.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Для достижения высокого результата работы учителя с ребенком, имеющим нарушения слуха, рекомендуется использовать не только традиционную классно-урочную систему, но подгрупповые, групповые, индивидуальные занятия и занятия в парах. Нестандартные уроки в виде деловых или ролевых игр, КВН - уроков, урока-конкурса, самостоятельная работа ребенка с нарушенным слухом над проектами под руководством учителя и их защита, внеклассная работа и другие занятия помогают ребенку с нарушенным слухом преодолеть речевой барьер и быстрее сойтись с ровесниками.

Учитель, работающий с неслышащими детьми, должен руководствоваться следующими принципами и правилами коррекционной работы:

  • осуществлять индивидуальный подход к ученику в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
  • использовать методы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие устную и письменную речь и формирующие необходимые учебные навыки.

Для предотвращения возникающего утомления следует чередовать умственную и практическую деятельность, преподносить материал небольшими дозами, использовать интересный и красочный дидактический материал и средства наглядности, включать в материал урока игровые ситуации, дидактические игры.

Дети с нарушениями слуха имеют хорошую зрительную память, прекрасно считывают с губ, особенно когда привыкают к артикуляции педагога, поэтому учителю нужно, обращаясь к ребенку, говорить четко и внятно, не поворачиваться при разговоре к нему спиной. При ответах других ребят неслышащему ученику можно разрешать оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека. Необходимо требовать от ребенка с нарушенным слухом, чтобы он всегда смотрел на говорящего. Важно следить за тем, чтобы слабослышащий ребенок быстро отыскивал говорящего и переводил взгляд с одного говорящего на другого. Это должно стать осознанной необходимостью для ребенка. Нужно постоянно контролировать ученика со сниженным слухом в разных формах, например: «Повтори, что я сейчас сказала», «Что сказал Боря?», «Продолжи, пожалуйста…», «Расскажи, что мы изучали сегодня на уроке», «Повтори, о чем рассказывала Катя» и т.п.

Более полному и глубокому осмыслению учебного материала на уроке будет способствовать применение различных средств наглядности, опорных схем, таблиц, алгоритмов действий, речевых образцов и алгоритмов речевых высказываний.

При организации образовательного процесса в классе, где обучается ребенок с нарушенным слухом, учителю необходимо дать возможность ребёнку с нарушениями слуха включиться в учебную деятельность на уроке, используя специальные методы, приемы и средства с учетом возможностей ученика, избегать снижения темпа проведения урока и гиперопеки.

На уроках необходимо активизировать речевое общение детей за счет диалога, учить слушать речь разных людей с разной манерой и тембром голоса (учитель, дефектолог, психолог, одноклассники), что позволяет формировать навыки восприятия речи и готовит детей к общению с широким кругом людей, что важно для адаптации в обществе.

Эффективным приемом коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с нарушениями слуха является организация взаимопомощи слышащих неслышащим детям, поощрение даже за малейшие успехи в учебе и положительные поступки, которое способствует развитию в них веры в собственные силы и возможности. Учитель должен соблюдать профессиональную этику, не использовать замечания в некорректной форме, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной работы, если это может нанести вред ребенку.

4. АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Слабослышащие или глухие дети приходят в школу обычно не только не умея читать, но и не имея достаточной готовности к работе на уроках чтения. В дошкольном возрасте у них не накапливается необходимый опыт общения с книгой. Они плохо знают общеизвестные сказки, затрудняются в установлении простейших логических связей в текстах. Воспринятые на слух художественные произведения усваиваются ими недостаточно и ненадолго, не вызывают необходимого эмоционального отклика. В связи с этим необходима дополнительная работа по подготовке слабослышащих детей к обучению чтению.

При отборе текстов для чтения в подготовительный период необходимо учитывать несколько условий:

  1. наибольший интерес у слабослышащих детей вызывают сказки, рассказы о животных, о подвигах, приключениях;
  2. произведения должны быть доступны данному возрасту по содержанию и лексико-грамматическому оформлению, по возможности способствовать решению образовательных и воспитательных задач;
  3. следует подбирать небольшие по объему произведения, занимающие в чтении взрослого 3–5 минут и сопровождаемые иллюстрациями.

Это могут быть, например, рассказы В. Осеевой, сказки «Репка», «Теремок», «Колобок» и другие, произведения, включенные в хрестоматии для детей дошкольного возраста.

Кроме соответствия методическим требованиям, эти художественные произведения несут и большую воспитательную направленность.

При ознакомлении детей с художественными произведениями большое значение имеет выразительность речи взрослого, что способствует возникновению ответной реакции, формированию эмоциональной отзывчивости, умений сопереживать, выражать свое отношение к героям и их поступкам, к описанным событиям.

Учителю необходимо предварительно проработать содержание текста, чтобы при чтении с помощью интонации, а иногда мимики и жестов образно и точно передать замысел автора, идеи и чувства, вложенные в произведение. Как взрослый преподнесет, истолкует текст, так его и воспримут дети.

Слабослышащие дети особенно часто делают ошибки при чтении многосложных слов разнообразной слоговой структуры. Упражнения в чтении этих слов, вынесенных отдельно, проводится перед работой с простейшими текстами. Детей необходимо подготовить к чтению этих текстов: учитель выписывает трудные по структуре слова на доске, чтобы дети учились читать каждое слово, предварительно разобрав его слоговую структуру и выделив ударный слог.

Перед работой над текстом проводится его повторное чтение. Для привлечения внимания детей, поддержания интереса, создания обстановки большей сосредоточенности следует повторное чтение предварять каким-либо заданием по тексту, например: «Слушая рассказ, подумайте, почему он так назван», «Определите и запомните действующих лиц», «Кто из героев вам понравился и почему?» и т.п. Это задание будет исходным в последующей беседе, в которую войдут пересказ детьми услышанного в чтении взрослого или ответы на вопросы по содержанию, устное «рисование» или оценка поступков действующих лиц и своих чувств и переживаний, возникающих при слушании.

Практически многие дети с нарушением слуха не посещали детские дошкольные учреждения, их развитием мало занимались. В школу эти дети поступают с очень бедным словарным запасом, у них не развита память, мышление, представление об окружающем очень сильно отстают от нормы, у многих нарушено звукопроизношение. А ведь плохо говорящие и слышащие дети, осознавая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Недостатки речи и слуха могут помешать детям быть успешными в обучении. Существует множество приемов, способствующих развитию речи детей. Это и сочинения по двум словам, и звуковые игры. Особенно детям нравится работа со скороговорками. (Приложение 1)

Методы, приемы и средства работы с плохослышащими детьми, которые рекомендуется использовать на уроках литературного чтения в начальной школе, являются специальными. Наибольшей спецификой в обучении детей с нарушениями слуха отличаются методы, приемы, направленные на формирование речи и изучения языка.

Выделяют следующие наиболее характерные особенности понимания слабослышащими детьми слов и словосочетаний, отражающиеся на понимании речевого высказывания в целом:

  1. Недостаточное овладение звуковым составом слова.
  2. Ограниченность словарного запаса, выражающаяся.
  3. Непонимание переносного смысла выражения.

На уроках литературного чтения первостепенное значение для таких детей приобретает зрительное восприятие речи.

Развитие речи на уроке у детей с нарушениями слуха проводится по нескольким направлениям:

  • лексическо-семантический уровень (слово);
  • синтаксический уровень (словосочетания и предложения);
  • уровень текста.

Лексико-семантический уровень

В процессе обучения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении происходит значительное, но недостаточное расширение и пополнение словарного запаса. Необходимо использовать различные методы и приемы раскрытия значений новых слов, уточнения или расширения значений уже известных. Такие методы и приемы условно подразделяются на наглядные, вербальные и смешанные.

Наглядные приемы для расширения лексического запаса речи:

  • использование самих предметов или их изображений (муляжей, макетов, игрушек, картинок, изображений);
  • демонстрация слайдов, учебных фильмов (по возможности с субтитрами);
  • демонстрация действий и создание наглядных ситуаций.

Вербальные приемы для расширения лексического запаса речи:

  • подбор синонимов, антонимов, омонимов;
  • перефразирование;
  • тавтологические толкования (кожаные сапоги — сапоги, сшитые из кожи);
  • опора на контекст — незнакомое слово помещается во фразу, предложение, которые позволяют детям самим догадаться о значении слова.

На уроках литературного чтения широко используются смешанные приемы для расширения лексического запаса речи при объяснении понятий отвлеченного характера. Например, ранняя осень — подбор иллюстраций (наглядный прием) и подбор антонима — поздняя осень (вербальный прием). Учитель может также стимулировать самостоятельную работу учащихся по поиску лексических значений незнакомых слов, словосочетаний и соответствующего им наглядного материала.

Синтаксический уровень

Употребление диалогических форм речи на уроках литературного чтения позволяет учащимся с нарушенным слухом успешно развивать речевое общение и самостоятельно контактировать с окружающими людьми:

  • повторение реплик учителя или одноклассников на уроке («Повтори, что я сказала»; «Повтори, что сказала Аня»);
  • повторение того, что было сказано вчера («Что я спросила вчера на уроке у Маши?»; «Что ответила Маша»?; «О чем спорила Аня»?);
  • запоминание и повторение того, что будет говорить то или иное лицо («Запомни, о чем будет завтра на уроке говорить Петя»; «Запомни свой ответ»);
  • продолжение реплик учителя, одноклассников, например: «Виды русских народных сказок - о животных, … продолжи».

Развитие описательно-повествовательных форм речи на уроках литературного чтения требует применения различных методических приемов:

  • подбор иллюстраций к отрывку из литературного произведения;
  • подбор предложений, которые относятся к иллюстрации по произведению.
  • самостоятельное составление предложений и вопросов по изображениям;
  • составление рассказов по серии иллюстраций;
  • составление рассказа о возможных предшествующих или последующих событиях по содержанию иллюстрации.

Уровень текста

Необходимым условием, обеспечивающим понимание содержания текста на уроках литературного чтения, является правильная организация процесса чтения. В процессе раскрытия содержания любого произведения важно учитывать особенности понимания слабослышащими детьми читаемого текста.

Работа над содержанием произведения включает различные этапы, во время которых происходит формирование сознательности чтения:

а) вступительная беседа — формирование мотивации к чтению, понимание темы предъявляемого текста — одно из условий осмысленного чтения;

б) самостоятельное чтение текста;

в) проверка усвоения содержания прочитанного в целом — ответы на вопросы по прочитанному тексту, иллюстрация основных событий текста, поиск предложений в тексте по заданию учителя; при необходимости выявление и разъяснение проблемных для понимания частей текста;

г) подробный анализ содержания всего произведения — деление текста на части, составление плана, выбор из текста слов и выражений, которые относятся к характеристике героев рассказа (описание внешности, поступков, внутренних качеств), происходящего явления.

Важно формировать у учащихся с нарушениями слуха умения строить высказывание с элементами рассуждения на уроках чтения на основе прочитанных литературных произведений.

Вначале необходимо использовать разнообразные методы и приемы работы, направленные на формирование у детей интереса к читаемому произведению:

  • экскурсии на природу;
  • рассказ о жизни и творчестве писателя;
  • рассматривание иллюстративного материала;
  • беседу по личным впечатлениям и пр.

Для того чтобы учащиеся с нарушением слуха имели возможность выразить первичное впечатление от прочитанного, используются следующие виды монологического высказывания:

  • повторение образцов ответов;
  • развернутые ответы на вопросы;
  • высказывания с опорой на данную лексику.

Далее идет работа с фактическим содержанием произведения, которая помогает детям понять чувства героев, оценить их поступки, определить главную мысль произведения.

Учащиеся овладевают усложненными видами связного высказывания. На этапе анализа текста основным видом монологического высказывания выступает пересказ.

Поскольку рассуждение — это тип текста, который более всего связан с дискуссией, важно создать на уроке чтения атмосферу полноправного речевого общения учителя и учащихся. Уважение к мнению учеников способствует воспитанию самостоятельности мысли, умения аргументировать, отстаивать свое мнение, так как важно научить детей не только создавать текст-рассуждение, безупречный в структурном и языковом отношении, но и воспитывать потребность высказывать в нем свою позицию. Употребление учителем в беседе с учащимися таких слов и предложений, как «Я думаю…, По-моему ... , А как ты думаешь?», воспитывают уважительное отношение к чужому мнению, желание считаться с ним.

Таким образом, на уроках литературного чтения последовательно закрепляется и отрабатывается умение слабослышащих учащихся строить высказывания с элементами рассуждения. Приобретённые навыки помогут учащимся выстраивать собственные высказывания.

Заключение

Итак, можно сделать вывод, что в начальных классах общеобразовательной школы может обучаться ребенок с нарушениями слуха. Задача учителя - постоянно контролировать работу такого ученика, чтобы выяснить, правильно ли он понял объяснения учителя, предложенное задание и т.п.

Успешность обучения слабослышащего ребенка на уроках во многом зависит от того, насколько эффективно он включен в учебную деятельность непосредственно на уроке. А это, в свою очередь, определяется тем, сможет ли педагог в ходе урока организовать действенную эффективную помощь такому ученику.

Особенно актуально это для младших школьников, поскольку именно в начальной школе закладываются основы его знаний, умений, навыков, которые продолжают развиваться в средней школе.

Обучение и воспитание детей с недостатками слуха— сложный трудоемкий процесс, требующий от педагога не только определенных специальных знаний, но и огромного терпения и любви к ребенку.

Список литературы

  1. Красильникова О.А. Обучение чтению школьников с нарушениями слуха. Учебное пособие. Москва АСАДЕМА 2005
  2. Никитина Н.А., Методика обучения чтению слабослышащих учащихся.
  3. Никитина М.И. Уроки чтения в школе слабослышащих детей. – М, «Просвещение», 1991.
  4. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. - М.: 2001
  5. Волкова К. А., Денисова О. А., Казанская В. Л., Методика обучения глухих детей произношению. Серия: Коррекционная педагогика. – М: Владос, 2008
  6. Леогард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Серия инклюзивное образование. – М.:МГППУ, 2011
  7. Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены