РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Игровые моменты на уроках для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский.

Любой учитель, независимо от стажа работы задаётся вопросом: «Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес к изучаемому предмету  у детей?» Я считаю, что  в таких случаях на помощь учителю приходит замечательное средство – игра!

Игра – это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его принять. Существуют различные виды игр применяемых на уроках, они различны по способам подачи информации, а также различаются по формам проведения.

На каждом уроке, может только за исключением контрольных работ, всегда найдется место для игры. Она  заводит, интригует, мобилизует силы, открывает нераскрытые резервы:

  1.  Дети с большим интересом и вниманием воспринимают материал.
  2.  Соревнуясь в игровой форме, дети быстро вспоминают все, чего не могут        вспомнить при обычных ответах, т.е. происходит отработка материала.
  3.  На основе игры можно выделить ребенка, которому необходима помощь. Всегда есть возможность специально подстроить игру так, чтобы отличился тот учащийся, который больше всего нуждается в поддержке.
  4. Во время игры ребенок максимально мобилизован: он сам вычерпывает из себя все свои имеющиеся знания. Например, при изучении новой темы игры на сообразительность, на нестандартное мышление, логику, когда приветствуется каждый ответ, и не беда, что он неверный.
  5. Вопрос дисциплины исчезает как бы сам собой: дети погружены в игру так, что отвлечены от всего остального.
  6. После игры дети могут некоторое время монотонно работать, что тоже важно. Поэтому, поиграв с детьми на внимание, можно спокойно и вполне размеренно вести урок.

Важно и то, что в игре у ребенка пропадают многие школьные комплексы, связанные с общением, боязнью ответить неправильно, оказаться в одиночестве своих проблем и своего непонимания. Единственное – это, как и в любом деле, необходимо знать меру, “ не заиграться”, т.е. не превращать учебу в нечто поверхностное и игривое.

В книге Шалвы Алексеевича Амонашвили «Здравствуйте, дети», есть такие слова:

« … без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока».

Я стремлюсь создать на каждом уроке такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребёнку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Разумеется, любая игра для детей интересна, когда она будет разъяснена и понятна каждому ученику. Дидактические игры по математике помогают развивать познавательную активность учащихся, интерес к математике, вносят разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу на уроке, а также снимают утомление учащихся, которое может возникнуть при насыщенности уроков математики по новой программе. Кроме того, игры развивают внимание, сообразительность, чувство соревнования, коллективизма и взаимопомощи. Поэтому они должны быть одним из обязательных средств, которые использует учитель на уроках математики.

Наличие умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес на протяжении всего урока. Этому способствуют дидактические игровые моменты.

Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает интерес учащихся к предмету.

В своей работе я часто использую игровые моменты на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, во время устного счёта,  при актуализации опорных знаний, при закреплении пройденного материала, при повторении.

Игровые моменты требуют определенных навыков и умений:

  • “Чтобы играть, надо повторять, нужно знать все пройденные правила, формулы, свойства”.
  • “Чтобы играть, нужно повышать концентрацию мышления, настойчивость”.
  • “Чтобы играть, нужно быстро и активно мыслить”.

Я четко вижу, что игровой момент создает на уроке атмосферу радости, удовлетворенности своей работой.

Многие задания в математике сводятся к работе по алгоритму. Чем больше мы будем тренироваться, тем лучше будем выполнять обязательный уровень, тем больше времени у нас будет оставаться на обдумывание и решение более сложных заданий,нестандартных задач .И, конечно же, ученикам 5-6 классов однотипные задания могут быстро наскучить, что ведет к потере сосредоточенности и влияет на качество решения. А вот с помощью игровых моментов этого чаще можно избежать.

Таких игровых моментов, которые можно использовать на уроках достаточно много. Буду говорить о тех, которые я использую  на уроках.

«Угадай слово»

Отрабатывая алгоритм решения задач по определенной теме, чтобы избежать усталости от однообразной работы, можно в наборе заданий с помощью букв зашифровать какое-либо слово. После решения всех заданий ребята смогут его расшифровать и узнать для себя что-то новое, полезное из разных областей знаний. Здесь можно использовать интересные факты из  математики, географии , истории, биологии, музыки. Такие задания хорошо  использовать в  процессе общей работы (устный счёт) или групповой. Хорошо пригодятся такие задания и для индивидуальных заданий.

Тема «Обыкновенные дроби»

Самая большая в мире черепаха, вес которой достигает 600 кг. Ответ –правильно выполненные задания: вычесть из единицы дроби. ( архелон)

«Кто это?» (из великих математиков)

Тема «Десятичные дроби» (Используется при закреплении знаний)

Задание. Выполните действия и расположите ответы в порядке возрастания  в таблицу.Зачеркните третью и восьмую буквы и прочтите слово. А вы знаете кто это? Если никто из учеников не знает кто такой, то учитель коротко рассказывает  о нём  и даёт задание найти и прочитать информацию об этом великом математике дома.(Архимед)

С  0,64: 3.2          М  1: 0,5             А  0,125:25           Е  1: 0,125           Р  0,63:21    

 Д  83:0,01           Х  0,56:0,7         И  8,91:11              К  47:0,1

«Математическое лото»

Тема «Натуральные числа»

Карточки для игры (в двух вариантах), «фишки»

Вопросы для лото:

  1. Какое из чисел натурального ряда наименьшее?
  2. Вспомните сказку про волка и козлят. Сколько было козлят?
  3. Наименьшее двузначное число?
  4. Какое число следует за наибольшим двузначным числом?
  5. Если  а=15, то чему равно а+1?
  6. Если  а=21, то чему равно а-1?
  7. Какое число стоит перед 1000?
  8. Какое число не является натуральным?

Если ученик ответит правильно на все вопросы, то «открытыми»  останутся числа 13,73,101.( можно карточки составить так, что открытыми остануться разные числа в вариантах)

Вопросы  и числа можно менять и составлять по разным темам и в разных классах.

Эту же игру можно проводить иначе: в специальном конверте учащимся предлагается набор карточек-заданий и карта-ответов. Ученик достает из конверта карточку, решает упражнение и накрывает ею соответствующий ответ. Если все задания решены правильно, то после переворачивания лицевой стороной должен получиться рисунок. Учитель, проходя по рядам, легко определяет результаты работы

«Бегунок»

Каждая  команда (ряд) получают листочки, текст заданий которых приведен ниже. Учащиеся по очереди выполняют действия и передают «бегунок» соседу начиная с первой парты и до последней ( можно наоборот) Ответ предыдущего действия ставится в первую клетку следующего. Выигрывает та команда, которая первой скажет правильный ответ в последней клетке. Задания для каждого ряда можно заранее написать на классной доске.

«Математическое домино»

На каждую парту выдаётся набор карточек, из которых нужно сложить правила (например: «Сложение целых чисел»).

и набор карточек с примерами на эти правила

«Солнышко»

Тема «Целые числа»

Каждый член команды выполняет одно задание (от центра  по лучу)

 

«Математические цветы»

«Геометрический лабиринт»

Заполнить пропуски, учитывая, что в одинаковых фигурках записаны равные числа

 

«Лестница»

Тема «Арифметические действия с рациональными числами»

Данные задания составляются по числу команд ( обычно 3 команды). Из каждой команды вызываются к доске по одному ученику, которые ведут устный счет с нижней ступеньки. Решивший один пример, отмечает ответ в таблице. Дальше его сменяет другой член команды. Происходит движение вверх - к заветному флажку.

«Стрела»

Тема «Многочлены»

Найдите сумму выражений  5х-3у  и  -2х+у  и результат запишите в третью клетку. Найдите сумму двух последних выражений и запишите результат в следующую клетку и т.д.  Какое  выражение будет записано в 6-й клетке? 

«Кроссворд»

Тема «Четырёхугольники»

В кроссворде зашифрованы основные понятия и формулы

В выделенном столбце получится ключевое слово урока.

  1. Четырёхугольник, у которого 2 стороны параллельны, а две другие нет.
  2. Сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла.
  3. Латинский…, используемый в геометрии.
  4. Четырёхугольник, площадь которого равна квадрату его стороны.
  5. Треугольник, у которого квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
  6. Утверждение, справедливость которого устанавливается путем рассуждений.
  7. Четырёхугольник, площадь которого равна половине произведения его диагоналей.

 

В заключение следует сказать, что описанные игровые моменты  оказывают заметное влияние на деятельность учащихся. Учащиеся приобретают навык самостоятельной работы. Учатся серьезнее относиться к своей деятельности, а в итоге появляется и большая заинтересованность предметом.

«На уроках математики игра приобретает особенное значение, не столько для друзей математики, сколько для ее недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению.»  Я.И. Перельман

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика