РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Визуальный образ спектакля

«Позовите Синего Слона!» (по пьесе Ксении Степанычевой «Розовый Бантик»)

Пьеса "Розовый бантик" сразу нам понравилась - понятные герои, много смешных реплик, живой язык… Немного насторожила главная героиня: слова "простите" и "спасибо-пожалуйста" на каждом шагу! Вроде бы хорошо - вежливость, но немного приторно и затянуто. В процессе обсуждения все мнения сошлись на том, что сейчас даже самые воспитанные дети так не разговаривают.

При анализе пьесы мы иногда используем парадоксальный подход Мейерхольда, предлагающий воспринимать пьесу противоположно тому, как это принято традицией: то есть если пьеса считается мрачной, читайте ее как жизнерадостную; если легкомысленной, то ищите в ней философскую глубину. Сказка "Розовый бантик" на первый взгляд показалась простенькой детской историей-путешествием. Но поискав в ней что-то ещё, кроме как все "шли-шли и пришли", мы смогли определить и тему, и идею пьесы.

Сразу после читки все задумались - как можно воплотить перемещения героев? Школьный коридор - и тут же - закуток, где Мышонок попал в мышеловку (они ведь туда побежали!); КАК спустится Лунный свет, если у нас над сценой просто потолок? Чердак, где царят пыль и паутина, а потом вдруг он оказывается завален старым хламом?. С чего начать?

Ищем не выкройки, а характер! или Как мы создавали костюмы.

В среде детских любительских театров живёт спор, сродни спору "что было первое - курица или яйцо". Руководители театров спорят - без чего может обойтись детский спектакль, а без чего - никогда: костюмы или декорации?

Одни говорят: главное - ДЕКОРАЦИИ, а сыграть можно и в "чёрных силуэтах", обозначив героя деталями (шляпкой, передником, воротником).

Другие говорят: главное - КОСТЮМЫ, а "дворец", "лес" и другие места действия дорисует детская фантазия, "увидев" в театральных кубиках троны, дубы и всё остальное….

В нашем театре костюм — это визуальный момент, он имеет первостепенное значение для спектакля, и такой же смысловой момент, как и сценография. Театральный костюм - это средство преображения актера и один из элементов игры. Прежде чем костюм «заиграет», он должен пройти множество этапов: от идеи до материального ее выражения.

Работая над костюмами, мы учитывали характер персонажа, место действия, жанр пьесы и многое другое, в том числе и удобство и безопасность костюма для ребёнка.

Первая стадия создания костюма - "переговорная" - проходила довольно долго: уж слишком непривычные персонажи действовали в пьесе. Помимо идеи необходимо было продумать все сцены и все костюмы и придумать целый мир, который потом воплотится на сцене.

Первое, что решили - не пытаться воспроизвести форму предмета! То есть не шить на Карандаша балахон-трубу; не делать Барабан из обручей хула-хуп, так, чтоб актёр в него весь помещался; не пытаться делать костюм-конструкцию в виде банта, чтобы только голова и ножки актрисы торчали…

Дети приняли самое деятельное участие в "костюмировании" спектакля, принеся из дома готовые костюмы Мышонка, Летучей Мыши-Бэтмэна и даже костюм "Ночь" - для Лунного Света.

И тут же сразу, безо всяких лекций о ТЕАТРАЛЬНОМ костюме, им стало ясно, что маскарадные новогодние костюмы на сцене не годятся - не только по размеру, а главное - по сути!
Для создания образа персонажа необходимы знания характера героя, его привычек, среды проживания, любых других «мелочей». И, конечно же, важно знать - кто кого будет играть и учитывать черты самого актера, его пластику и фактуру.

Большое внимание мы уделили подобру правильной цветовой гаммы. Ведь у автора просто написано "Синий карандаш", "Жёлтый", "Розовый бантик" - а оттенков этих цветов десятки. Ну и, наконец - выбор материала для костюма. "Сметы расходов", как в профессиональном театре, у нас не существует - потому что расходовать, в общем-то, нечего. Но нам повезло: в то время в Саратове были большие распродажи тканей и нам удалось за маленькие деньги купить много ткани и "одеть спектакль" во всё новое, а не распарывать старые шторы и вещи, как обычно.

Прежде чем сшить костюмы - их необходимо нарисовать. Прежде чем нарисовать - их надо придумать! А прежде, чем начать придумывать - надо ещё раз внимательно прочитать пьесу, чтобы понять: кто они - эти действующие лица? Какие они? И какие костюмы необходимо для них сделать.

Карандаши - Синий и Жёлтый.

Это подростки. Хорошие, добрые, но не пай-мальчики. Любят "поприкалываться", поклонники хип-хопа. Не прочь произвести впечатление на новенькую девочку; имеют свои сложившиеся отношения с другими обитателями - Барабаном и Мышонком.

Поэтому костюмы им были придуманы с учётом подросткового стиля - длинные шорты и "ветровки" с капюшонами, объёмными карманами, шнурками, патами, пряжками. Чтобы избежать монотонности, для отделки использовалась ткань другого оттенка, немного отличающаяся от основной. Также были подобраны футболки и носки (жёлтые и синие), но до полного фанатизма мы решили не доходить и обувь цветную не делать. Зато кеды были куплены одинаковые.

Ну и как дань образу - конусообразные шапки, которые, впрочем, довольно быстро снимались и забрасывались за кулисы. Потом, в некоторых сценах, шапки опять появлялись на головах Карандашей. Именно так мальчишки обычно используют галстук: надевают в торжественном случае, но как только парадный момент прошёл - снимают и небрежно запихивают в карман.

Мышонок

Местный хулиган. Вернее, просто озорник и хвастун. Он смелый, шустрый, хотя и маленький. У нас эта роль досталась девочке, ученице 5 класса. Из "мышиных" признаков (именно как зверька) - только уши и хвост. Ну и цвет - серый. Большие серые мешковатые штаны, которые держатся на подтяжках. Подтяжки серебристые - ведь и озорники не прочь приукрасить себя! Серая бейсболка с ушами, хвост - гибкий.

И всё же мы решили не надевать на Мышонка серый "верх" (свитер или рубашку), а дали ему чёрно-белую тельняшку. Во-первых, чтобы также избежать монотонности, а во-вторых, тельняшка - это и храбрость ("нас мало, но мы в тельняшках"); и достоинство ("и все биндюжники вставали, когда в таверну он входил"), и что-то от "митьков"; и чёрные (попал в мышеловку) и белые (нашёл друзей) полосы его жизни….

Обут Мышонок в старые, потрёпанные раритетные кеды производства 70-х годов.

Алоэ

Этот персонаж удивил ещё на этапе прочтения "действующие лица". Почему алоэ? Не кактус, не фикус, не герань? Уже потом, после прочтения сказки, стало ясно, почему Ксения Степанычева ввела именно это комнатное растение - было необходимо лекарство!

Итак, Алоэ. Одно из народных названий - "колючий цветок". И характер у персонажа колючий. Видимо, он так устал от признания своей полезности (ведь все знают, что это крайне полезное лекарственное растение!), что решил стать врединой и жадиной.

У нас эту роль играла девочка, сама по натуре гламурная и капризная - и эти черты она привнесла и в свою героиню. Поэтому, помня уговор - "не копировать форму", зациклились на подборе цвета. Мы искали именно такой оттенок зелёного - слегка белесого, чуть прозрачного, с небольшим глянцем.

Подошла портьерная ткань "жатка". Из неё была сшита пышная юбка а-ля "стиляги", платок-накидка на плечи, концы которой имитировали листочки алоэ (один из них откреплялся). На голове у Алоэ была небольшая корона (какие обычно делают принцессам) из той же ткани, с зубцами в форме листьев алоэ. Чтобы актриса чувствовала себя комфортно - могла садиться на пол, нагибаться - под юбку были сшиты штанишки-"велосипедки", которые очень сочетались с зелёными кедами.

Эти кеды немного гасили "принцессистость", и зритель сразу верил, что такая девчонка непременно полезет на чердак, на крышу, за приключениями.

Барабан

Необходимо было понять - какой это барабан: пионерский? Большой, из духового оркестра? Игрушечный? Ну, в школе, скорее всего, мог бы оказаться пионерский барабан…но в пьесе не было ни малейшего намёка…ни фразы "Всегда готов!", ни "пионерского задора"… Решили, что наш Барабан будет из ВИА - вокально-инструментального ансамбля: это ещё в школах встречается - в отличие от пионерии.

Руки актёру оставили свободными - не стали использовать барабанные палочки. А костюм сделали в лучших традициях времён расцвета ВИА - вишнёвые плюшевые брюки с серебряной отделкой, такой же жилет и белая рубашка.

Сам барабан (средний барабан из ударной установки) был тоже вишнёвого цвета, с никелированными ободами и крепился на широкими серебряными лямками на животе актёра. Костюм просто слился с барабаном.

Звук извлекался просто руками. Вот такой персонаж - немного пустоватый, шумный, растерявший свои палочки, но не растерявший желания задавать темп, ритм, бить тревогу (если понадобится).

Розовый Бантик

Вот вроде бы всё ясно и понятно, но.. Какой это бантик? Из ленточки? Какой? Атласной? Капроновой? Завязывают сейчас девочки бантики? А может это был готовый бант, который крепится зажимом? Бантик говорит "меня забыла девочка Аня" - значит, снимала с головы? Положила куда-то и забыла? А во время знакомства с Барабаном она говорит "меня потеряла девочка Аня". Значит, незаметно слетел…

Наконец, в тексте нашлась подсказка!

Желтый Карандаш (указывая на Розовый Бантик). Зато у нее зубы есть, и она тебя сейчас так покусает!..

Желтый Карандаш (Мышонку). Ты будешь первым!.. У нее, знаешь, какие зубы? Во!.. (Показы¬вает руками очень большие зубы.)

Синий Карандаш. Да нет — во!.. (Изобража¬ет еще больший размер.) Вот такие у нее зубы!

"Бантик с зубами" - это заколка! Бантик-заколка, который держится в волосах зубчиками. Заколки для девочек обычно милые, простенькие, с блестяшками… Такое платьице и придумали для героини: немного оборочек, рукав-фонарик, юбка "татьянка", отделка блестящей тканью с пайетками. Ткань хлопчатобумажная, сорочечная, приятного розового оттенка. Розовые колготы, малиновые туфельки…

Но этот фасон, так мило смотревшийся в эскизе, не подошёл девочке, получившей роль Бантика! На крепенькой пятикласснице, с весьма условной талией, платье просто "не сидело"!

К решению проблемы подключилась активная и финансово обеспеченная мама девочки. Закупив дорогих и очень красивых тканей, отделочных материалов, придумав фасон, она сама сшила дочке костюм - раз уж ребёнок получил главную роль! Платье получилось шикарное! Просто королевское!

….И абсолютно "выламывающееся" из общего строя и образа спектакля. Оно кричало публике: "Я - ПЛАТЬЕ!!! Я - из лучших розовых тканей!"…и вся история была уже неважна…

Мама посмотрела на свою красавицу, вздохнула, платье подарила в фонд театра, а мы стали придумывать следующий вариант костюма.

В итоге из обычного недорогого розового габардина были сшиты юбка-шорты, очень коротенькие, в складку и свободная блузка без рукавов, со слегка спущенным плечом. На плечах и по низу шорт - блестящая тёмно-розовая отделка. Блузка надевалась навыпуск (раз уж у девочки пока нет талии!) и по силуэту костюм напоминал одежду времён нэпа… Поэтому появилась шапочка-сетка из розовой нити.

Юбка-шорты давала полную свободу движений - героиня ползала, сидела на корточках, забиралась на кубы. Сдержанный простой силуэт не подавлял на сцене других героев, как это было бы, если бы платье было пышное.

Лунный Свет

У автора это мужской персонаж. У нас играла девушка, и над костюмом пришлось поломать голову…. СВЕТ!!! Как его показать? Вроде бы всё ясно - лёгкий белый балахон как у молодой Аллы Пугачёвой, и высветить лучом. Но одновременно этот силуэт здорово напоминает и "приведение с мотором" - "страшное, но симпатишное"… А у нас персонаж лирический…

Решили - раз Лунный Свет сотворила чудо: появилась внезапно, перенесла Бантик к её девочке - значит, это фея… И костюм наш неуловимо напоминал Фею из фильма "Золушка".
Платье на широких бретелях, облегающее фигуру, из белого плотного трикотажа. В конструктивных швах на уровне бедра вставлены капроновые клинья из молочно-белой ("лунно-белой") вуали. Сзади клинья скроены подлиннее и образуют небольшой шлейф. В полотнище центрального задника была вшита вставка из такой же вуали ("окно"). И у зрителя создавался эффект, что Лунный Свет просто вливается в окно.

На голове - ободок из серебряной парчи, к которому прикреплен полумесяц из серебряной голографической плёнки, дающей интересный эффект в лучах софитов, и полосы вуали, концы которых закреплялись на кистях рук. Важно было избежать сходства со свадебной фатой! Когда Лунный Свет поднимала руки или водила ими - полосы вуали повторяли движения, создавая эффект струящегося света..

Пыль

Ещё один персонаж, совершенно не имеющий формы (как и Лунный Свет). Решили, что костюм должен быть похож на пыльный мешок.

Это был широкий комбинезон с капюшоном, по низу рукавов и штанин сборки на резинку. Цвет - серый, глухой. По рукавам, штанинам и краю капюшона - отделка из велюрового трикотажа, удивительно напоминающего комья слежавшейся пыли - и по цвету и по структуре. Этим же трикотажем обтянута обувь пыли. Применяется грим доля придания румяному детскому лицу более зловещего выражения.

Паутина

Постарались не сбиться на образ Спайдермена! Случайно попалась ткань, одновременно напоминающая и тельце паука и паутину - чёрный, жатый какими-то пупочками, поблёскивающий трикотаж… (Что из такой ткани можно сшить в "мирной", нетеатральной жизни - просто загадка!)

А мы сшили облегающие штанишки-велосипедки и такую же кофточку, с капюшоном из сетки. Из этой же сетки сделан был большой бант, венчавший голову актрисы. Грим и чулки в крупную сетку дополняли образ. Но главная деталь - это юбка. Два обруча из проволоки, соединены тонкими полосками основной ткани и крепятся пояском на талии. А в ячейках между обручами и соединительными полосками сплетена паутина из белой нити и посажены блестящие декоративные пауки.

Пыль и Паутина прикидываются добренькими, поэтому мы постарались, чтобы их костюмы были привлекательными, а не страшным с самого первого появления.

Старый Хлам

Хотя эту роль и получил самый высокий мальчик в нашем театре, но всё равно - одному ему образ ОГРОМНОЙ кучи всякого старья ему не создать.

Костюм состоит из полотнища, площадью 49 м², то есть семь метров в длину и столько же в ширину. Сшито оно из самых разных кусков ткани тёмных, линялых цветов. Посредине полотнища - отверстие с воротом, в которое актёр просовывает голову. На голове - шляпа с полями, изготовленная из тех же кусочков ткани. С полей шляпы на спину и плечи свисают куски ткани (как у пасечника). Когда актёр сидит на кубах, опустив голову в шляпе - создаётся впечатление непонятной горы, хлама.

Но по сюжету Хлам шевелится. Реагирует на шум, производимый героями с целью Хлам разбудить. Наконец, он двигается, давая героям пройти! Для этого под это самое огромное полотно забирается 6-8 актёров, которые создают всевозможные холмики и впадины в этой горе хлама, раскинувшегося по всей сцене.

В процессе репетиций выяснилось, что ноги ближних актёров при манипуляции тканью всё-таки иногда видны. Даже в чёрных брюках, они создавали ощущение чужеродности: как будто Хлам завалил людей в чёрных брюках…. Поэтому из остатков тканей, из которых было собрано всё полотнище Хлама, сшили "ползунки" - брюки, с зашитыми внизу штанинами.

Летучая Мышь

Персонаж, безусловно, отрицательный: не признавала родства, хотела съесть… И главное дело для неё - обед, "серьёзнее обеда может быть только ужин".

На роль была назначена крупная (даже толстенькая), но очень пластичная и подвижная девочка. Костюм состоял из брюк под колено (с манжетами), что зрительно добавляло объёма и курточки с рукавами-крыльями. Для того, чтобы крыло было пропорционально и похоже - были выполнены конструктивные швы, имитирующие перепонки и в руках актриса держала палки по 60 см, обтянутые той же тканью и являющимися продолжением крыла. Двусторонняя синтетическая ткань (коричневая - лицевая, серая - изнаночная) создали дополнительный эффект.

На голове крепились ушки-рожки, а чтобы добавить зловещести - надевали иссиня-чёрный парик "каре". Однажды парик забыли, обнаружилось это в разгар спектакля, а так как Летучая Мышь появляется только в конце спектакля - актриса, чтобы не испортить образ своей приличной школьной стрижкой, успела сделалть себе за кулисами такой "зловещий" начёс, что парик был исключён, а начёс стал обязательным.

Географические Карты - Физическая и Экономическая

Тут мы не удержались и пошли по пути реализма-натурализма: костюмы сшиты из старых настоящих географических карт.

Это просто квадратного балахон силуэта, и когда актриса раскрывает и разводит руки в стороны - полная картина "Карты Европейской части СССР". Собственно, карте ничего больше и не полагается, но в секонд-хэнде нашлись чудесные "географические" брюки (в количестве 3 штук). Полная имитация карты - с сеткой параллелей и меридианов. И кокетливые шарфы-банты из голубого шифона на голове.

Карты - подруги, немного сплетницы, и враждуют с глобусом, потому что они тоненькие, а Глобус толстый.

Глобус

Выклеить шарообразный костюм из папье-маше, конечно, реально…но мы же условились - не повторять форму предмета буквально!
Поэтому Глобус был в чёрных брюках (как и полагается ножке глобуса). Из тех же "географических" брюк (их же было куплено три штуки) выкроили рукава и ободок с козырьком на голову, а кофта была сшита из двух кругов со сложной системой вытачек, придающих кругу форму полушара.

Материал - голубой утеплитель-пенопропилен 3 мм толщиной. Континенты вырезаны со старой карты мира и наклеены вручную.

Глобус крутился вокруг своей оси при помощи круга "Грация".

Медные тарелки

Тарелки - подружка Барабана. Когда-то они были очень близки - ведь они из одной ударной установки! Тарелки (с частью установки) закинули на чердак, но, хотя краска и облупилась, а медь потускнела - всё же можно понять, что это - участники одного ансамбля.

Белая рубашка (как и Барабана), жилетка такого же фасона, но из чёрной сетки, и лишь одна полочка из плюша с маленьким серебряным кусочком отделки. Чёрные скучные брюки…но половина одной штанины - вишнёвый плюшевый клёш с серебряным лампасом! В руках у актрисы - медные тарелки.

Девочка Аня и Школьницы.

Форма состоит из чёрных юбочек (брюк) и жёлто-коричневых клетчатых жилетов. В тон жилетам - банты в причёсках школьниц: жёлтые с коричневым. И только у Ани бант - розовый, с блёстками. Точь-в-точь как костюм у исполнительницы Розового бантика.

Директор, Учительница, Завхоз, Школьная нянечка.

Здесь мы использовали обычные цивильные костюмы. Девочкам подобрали фасоны постарообразней, юбки ниже колен - чтобы "прикрыть" их юность. Нянечка - в типичном сатиновом халате, платке, калошах.

Заключение

Подводя итог исследования работы детского театра на примере постановки спектакля "Позовите Синего Слона!" (по пьесе К. Степанычевой "Розовый бантик") можно сделать вывод: народная мудрость «Голь на выдумки хитра» подтверждается в условиях малобюджетного театра и помогает создать визуальный образ спектакля в атмосфере полноценного сценического зрелища.

Театральное искусство в целом и Театр, где играют дети в частности — крайне изменчивая и подвижная субстанция, постоянно и всецело зависящая от социально-экономических условий, от национальных культурных традиций и изменяющегося общественного сознания современного ему социума.

Театр, где играют дети – это, безусловно, художественное явление, где вырабатывается новая ни на что не похожая эстетика, обретающая свой собственный образный язык и имеющая свою собственную художественную ценность.

В современных социально-экономических условиях детский любительский театр выступает как самостоятельное социально-культурное явление. Устойчивая тенденция интеграции в общий культурный процесс, многофункциональность воздействия, постоянное совершенствование творческого потенциала позволяют по-новому рассматривать роль детского любительского театра в российском обществе, воспринимая его новой формой современного театра.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика