РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Характеристика особенностей в развитии творческих способностей детей и подростков

Педагогический процесс обучения театральному искусству в детских учреждениях дополнительного образования представляет собой цепь логически связанных и психологически обоснованных действий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся, формирование интереса к театру, художественно-творческой деятельности и овладение приёмами сценического мастерства.

Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Это объясняется двумя основными моментами: во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы фактически с детского сада, начиная от знакомства с общественными явлениями, формирования элементарных знаний, физического совершенства.

Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.

Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших.

В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает обучающемуся по классу театра выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.

Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят.

В истории учебно-воспитательного процесса дополнительного образования детей, на всех этапах развития школы искусств педагогическая практика постоянно искала, формы и методы эффективного использования средств театрального искусства в целях проявления творческого потенциала и самовыражения личности ребенка.

Все эти годы признается огромное этическое и эстетическое значение художественного творчества, и необходимость широкого внедрения искусства в педагогический процесс.

Особое место отводится театральному искусству. Это объясняется синтетической природой этого вида искусства, природой, которая объединяет творчество драматурга, режиссера, актера, художника, воздействует и на зрителя, и на актера при помощи многообразных средств, таких как: технический свет, звук, костюм, грим, реквизит, бутафория; средств образной выразительности: пластики, мимики, жеста, интонации. Известно, театральное искусство в частности, является специфической формой отражения действительности в художественных образах, одним из важнейших способов эстетического освоения мира. В литературе эстетическое воспроизведение мира осуществляется через слово, в театре – через воплощение людьми – актерами, действий героев.

Под понятием «театральное искусство» имеется в виду вид искусства, в основе которого лежит художественное отражение жизни, осуществляемое посредством драматического действия, исполняемого актером для зрителя.

В истории театральной работы с детьми еще в самом начале XIX века поднимался вопрос использования театрального искусства в детском образовании.

Проблема художественного воспитания детей школьного возраста средствами театрального искусства продолжает оставаться одной из самых острых в педагогике.

Современной педагогикой сформулированы общие принципы театральной работы с детьми:

  • доступности драматического материала и сценического выражения, что предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей и интересов детей;
  • последовательного и целесообразного накопления художественных впечатлений;
  • принцип единства анализа театральной постановки и изучения литературной первоосновы;
  • принцип опоры на игровую деятельность ребенка, что соответствует психическим особенностям ребенка;
  • принцип синтезирования различных видов искусства в ходе театральной работы;
  • принцип правдивого действенного исполнения;
  • важное значение имеет художественно-драматическая деятельность учащихся.

Известно, что каждый возрастной период имеет свое своеобразие и неповторимость. В раннем возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей театральной творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей.

Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.

Дети, которые приходят в школу, не похожи друг на друга по уровню подготовки к учению, с разными интересами, отличающиеся по уровню развития умений, навыков, с разным уровнем воспитания. Но есть то, что объединяющее всех первоклассников. Это игровой тип деятельности, который был преобладающим в дошкольный период. Первоначально творческая деятельность носит игровой характер, она развивается из игры и создается в игре. К концу дошкольного возраста намечается переход от игровой деятельности (она является ведущим типом деятельности дошкольника по А.Н.Леонтьеву), к учебной деятельности, являющейся ведущим типом деятельности младшего школьника. Для развития художественно-творческих способностей младших школьников важно осуществить преемственность типов деятельности. Ребенок, играя ту или иную роль, не просто переносится в чужую личность, входя в роль, он расширяется, обогащает свою собственную личность.

В это время улучшается понимание характера переживания других людей, растет способность сопереживать, сочувствовать эмоциональным переживаниям других.
В игре развивается способность ставить себя на место другого и действовать в воображаемой ситуации. Уметь внешне выражать внутреннее состояние изображаемого образа через средства образной выразительности: интонацию, жест, мимику, слово передать характер, настроение. Ребенок в этом возрасте начинает обращать пристальное внимание на качество исполнения роли, у него возникают предпосылки для развития специальных способностей.

Кроме того, всех младших школьников объединяет преобладание эмоционально-образного восприятия мира и получения информации, повышенная эмоциональность, стремление силой своего воображения одушевить окружающие неодушевленные предметы, вдохнуть в них жизнь.

Именно это объясняет интерес данного возраста ко всему красочному, необычному, всему, что вызывает у них эмоциональный отклик. Благодаря этому школьник охотно включается в заинтересовавшую его деятельность.

Другой потребностью является движение, что объясняется уровнем созревания нервной и мышечной системы, и психических процессов. Все рассмотренные нами возрастные черты обучающихся являются благоприятной предпосылкой для развития творческих способностей, которое необходимо осуществлять внутри конкретной деятельности.

Только собственное художественное творчество позволит использовать преходящие особенности возраста для развития способностей к творчеству.

Театральное творчество отвечает основным потребностям школьного возраста. Театральное творчество:

  • обращено к чувствам его воспринимающего, эмоционально окрашено, дает возможность участвующему в нем, проявить свои качества, примеряя на себе различные роли, воплощаясь в различные образы;
  • театральное творчество открывает возможность для каждого обучающегося в школе искусств по классу театра развивать выразительность собственного тела, мимики, жестов, пластики, не сковывая его жесткой дисциплиной и стандартными требованиями.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод:

  • что школьный возраст, даёт прекрасные возможности для развития творческих способностей. И от того, насколько мы используем эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Список использованных источников и литературы

  1. Азатян С. А. Театрализация как средство развития творческого потенциала школьника // Актуальные проблемы современной науки. - 2012. - № 2. - С. 96.
  2. Алексеев А.Н., Божков 0.Б., Дмитриевский В.Н., Докторов Б.З. Театр и молодежь.- М.:1979, 291 с.
  3. Боркина Н. В. Становление опыта творческой деятельности младших школьников в процессе интегрированных музыкально-театральных занятий [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук / Боркина Н. В. – Улан-Удэ, [2008]. Режим доступа : локальная сеть СОУНБ им. Белинского, зал ЭИ.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.очерк: Кн. для учителя.-3-е изд.-М.: Просвещение, 1991.-93 с.
  5. Выготский Л. С. Психология искусства/ Под ред. Иванова.-Изд. испр. и доп.-М.: Искусство, 1978.-576 с.
  6. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей. (По материалам зарубежных исследований)// Вопросы психологии.
  7. Загрекова Л. В. Роль театральной деятельности в процессе профессиональной ориентации учащихся в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе // Интеграция образования. - 2009. - N 3. - С. 84-89.
  8. Козлов П. Педагогическая работа в школе с учащимися над театральными спектаклями: Дис. .канд.пед.наук.-Алма-Ата, 1953.-232 с.
  9. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Ч.I: Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика.-М.: Искусство, 1995.-479 с.
  10. Творчество и личность: Тезисы докладов Междунар. симпозиума.-Курск, 1995.-192 с.
  11. Художественное творчество и психология.-М.:Наука,1991. -192 с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены