РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методические рекомендации учителям физической культуры

Возраст 11 —12 лет характерен тем, что темпы развития организма девочек и мальчиков в данный период различны. У девочек это связано с началом периода полового созревания и резким ускорением развития двигательной функции. Мальчики же находятся как бы на переходном этапе от детского к подростковому периоду, и у них отмечается временное замедление в развитии физических качеств. В связи с этим необходимо было проверить, какие средтва и методы физического воспитания наиболее оптимальны для комплексного совершенствования двигательных качеств у девочек и мальчиков 11—12 лет.

Нами проанализирована сравнительная эффективность развития силовой выносливости методом круговой тренировки, применения упражнений скоростно-силового характера, бега различной интенсивности методами равномерной, повторной и переменной тренировки на уроках физической культуры в пятых классах. Занятия проводились в течение 9—10 мин. в конце основной части урока на протяжении учебного года.

При развитии силовой выносливости в каждом занятии ученики выполняли упражнения для развития силы основных мышечных групп (рук, ног, спины, живота). Комплекс состоял из 8 динамических и 1 статического упражнения, выполняемых по «станциям». Соблюдалась следующая дозировка: 30 сек.— работа в темпе 50— 60% от максимального, 30 сек.— переход к следующей «станции» и отдых. Время удержания статических положений составляло от 5—7 сек. в начале до 13—15 сек. в конце учебного года. Класс делился на 5 групп по 4—5 человек в каждой.

Скоростно-силовые упражнения выполнялись поточно-групповым способом, чтобы обеспечить 1—2-минутные интервалы отдыха.

В содержание занятий входили: бег (ускорения до 30— 40 м, бег со старта до 20—30 м, бег с высоким подниманием бедра, бег прыжками, бег на месте у опоры с высоким подниманием бедра в максимальном темпе), прыжки (в длину с места и с разбега, тройной с места, с продвижением вперед на двух, с продвижением вперед в приседе, прыжки на месте с чередованием высоких и низких, прыжки на одной с продвижением вперед и др.), метания (разновидности метаний гранаты весом 300 г и набивного мяча 1 кг из различных положений), подвижные игры («Сильные и ловкие», «Охотники и утки», «Бегуны и скакуны», «Эстафеты по кругу», эстафеты с бегом и прыжками).

Приводим содержание одного из занятий:

  • бег 20 м с низкого старта поточно-групповым способом (3 раза);
  • метание набивного мяча 1 кг двумя руками из-за головы в парах или тройках (8—10 бросков);
  • тройной прыжок с места — 5 раз (выполняет поочередно половина класса);
  • эстафета (3 прыжка с продвижением вперед в приседе — бег 15—17 м — прыжок через препятствие высотой 50—60 см — бег 15—17 м; количество игроков в каждой команде не превышало 5—6 человек; эстафета повторялась 3 раза).

В классе, где проводился бег различной интенсивности, размеры дистанций и продолжительность бега были выбраны на основе требований школьной программы. В равномерном темпе учащиеся бежали от 3 мин. в начале до 10 мин. в конце учебного года. При повторном методе тренировки использовались дистанции 60 м (девочки—11,0—11,5 сек., мальчики —10,8—11,3 сек.) и 100 м (девочки— 18,7—19,6 сек., мальчики—17,9— 18,7 сек.).

Примерное содержание занятий:

  • 1-е занятие — медленный бег 4 мин.;
  • 2-е занятие — бег 4 мин. с увеличением общего расстояния на 50-60 м;
  • 3-е занятие — повторный бег 3x100 м;
  • 4-е занятие — повторный бег 5x60 м;
  • 5-е занятие — переменный бег 3 мин. с ускорениями по 30-40 м через 200 м;
  • 6-е занятие — переменный бег 4 мин. с тем же заданием и т. д.

Полученные результаты показывают, что применяемые в пятых классах упражнения на преимущественное развитие силовой выносливости являются малоэффективным средством при развитии быстроты, скоростно-силовых качеств и выносливости в беге.

При применении упражнений скоростно-силового характера в течение учебного года у учащихся возросли показатели всех контрольных испытаний. Девочки улучшили результаты в беге на 300 м и в прыжках в длину с места. У мальчиков выявлены наибольшие сдвиги по сравнению с остальными классами в кроссовом беге, беге на 30 м со старта и с хода, приседаниях на одной ноге.

В классе, где применялся бег различной интенсивности, у девочек отмечены максимальные приросты в беге на 30 м со старта и с хода, в кроссовом беге, прыжке в длину с места. В сравнении с контрольным классом у них улучшились результаты в беге на 300 м и приседаний на одной ноге. У мальчиков этого класса возросли показатели в беге на 300 м и в прыжках в длину с места.

Проведенное исследование показало, что на организм девочек в возрасте 11—12 лет более глубокое и разностороннее воздействие оказывает бег различной интенсивности. У мальчиков этого возраста всестороннее воздействие оказывают упражнения скоростно-силового характера. Таким образом, в целях обеспечения гармоничного физического развития и повышения работоспособности детей необходимо уже в возрасте 11—12 лет для мальчиков и девочек применять различные средства и методы физического воспитания.

Учитель физической культуры О.А.Богазов
МКОУ СОШ с. Карджин

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены