РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Преподавание астрономии в школе в наше время

В 2017 году согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации в Федеральный государственный стандарт были внесены изменения. В результате предмет «Астрономия стал обязательным и был введён в школьную программу.

Стоит отметить, что обучение астрономии способствует развитию следующих важных навыков: Развитие фундаментальных астрономических знаний, которые способствуют освоению современного научного мировоззрения, основанного на достижениях человеческой культуры и научного знания.

У школьников должны сформироваться чёткие и ясные представления об особенностях эволюции Вселенной и нашей планеты. Такие знания должны излагаться в ясной и чёткой форме. Образование должно стать побудительным мотивом к улучшению и развитию собственных знаний.

Изучение астрономии в школах должно способствовать естественно – научной и гуманитарной грамотности населения. Формирование критического научного мировоззрения способствует более эффективному и правильному использованию приобретенных знаний. Приобретенное знание развивает интеллект, что помогает в будущем планировать и решать практические задачи в своей жизни.

Как показывает школьная практика, преподавая основу астрономии бывает еще недостаточно для того, чтобы у учащихся формировалось научное мировоззрение. В этой связи на выручку приходит предметные конференции и семинары методологической направленности.

Хочу поделиться своим опытом по проведению уроков в нашей школе. Примером являются уроки «Пресс-конференции» по астрономии.

Эти уроки я организую так, что их проводят учащиеся - консультанты. Они выступают в роли «специалистов», хорошо знающих определенные области науки.

Подготовка к уроку осуществляется следующим образом.

Предварительно (за две недели) сообщаю учащимся о проведении урока в форме «пресс-конференции» и знакомлю с вопросами, которые на нем будут освещаться. Сообщаю, что проведение подобного урока требует большой подготовительной работы. Обращаюсь к наиболее способным ученикам с предложением об активном участии. Каждому ученику, изъявившему желание вести урок, даю книги, брошюры, из личной библиотеки для первичного ознакомления с основным материалом. Затем предлагаю им перечень необходимой литературы, которую они помогут прочесть в школьной и сельской библиотеках.

Далее с этими учащимися провожу первое занятие. На нем мы вместе придумываем роли «специалистов» (с учетом выбранной роли рекомендую проработать список дополнительной литературы). На втором занятии (его провожу уже с каждым учащимся в отдельности) определяем содержание и объем рассматриваемой на уроке информации, работаем над вопросами, которые будут заданы в ходе урока (основную часть вопросов готовлю сама). Ответы на вопросы «специалист» находит самостоятельно (они должны быть по возможности краткими).

Приведу пример одного из своих уроков по теме: «Малые тела Солнечной системы»

План урока:

  1. Астероиды;
  2. Метеориты, болиды, метеоры;
  3. Кометы;
  4. интересные события.

На демонстрационном столе помещены таблички с указанием имен и фамилий «звездочета», «геолога», «астролога».

Ведущая (ученица) обращается к классу:

«Сегодня у нас проводится пресс-конференция. На ней будут освещены следующие вопросы (зачитывает тему урока и план). Прежде чем «пресс-центр» начнет свою работу, мы послушаем небольшое сообщение на тему: «Состав Солнечной системы». (Очень коротко ученица комментирует цветной слайд с изображением планет на фоне солнечного диска.)

А теперь послушаем наших «специалистов».

Выходит, «звездочет».

Его речь начинается со слов: «Если в безлунную ночь посмотреть на небо, то видно множество звезд. Сколько их? Возможен ли счет? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать природу небесных тел. Я постараюсь ознакомить вас с астероидами». Делает сообщение, сопровождаемое комментированием таблицы, цветного слайда с изображением планет и астероидов.

Далее «звездочет» рассказывает о некоторых событиях, связанных с появлением астероидов. Самую широкую известность приобрел открытый в 1949г. астероид Икар. Он при своем движении близко подходит к Земле и стал знаменит в связи с возможностью столкновением с ней, которое якобы должно произойти летом 1968 г. Некоторые обсерватории вынуждены были официально опровергнуть эти предположения. И действительно Икар при своем приближении к Земле благополучно миновал ее на расстоянии 6 млн. км.
Еще раньше тоже близко подходил к Земле астероид Гермес (1937 г.) – на расстояние 580 000 км., но это не вызвало паники.

Ведущая представляет слово «геологу».

Который делает небольшое сообщение и отвечает на интересующие вопросы. Сообщение начинается с комментирования цветного слайда с изображением метеорита, рассматриваются вопросы о природе, причинах возникновения и видах метеоритов. «Геолог «рассказывает о различных метеоритах, болидах, а затем приводит интересные факты из истории: «Известны интересные случаи, связанные с падением метеоритов. В 1836 г. в Бразилии осколками метеорита побиты овцы, в 1911 г. в Египте убита собака. В 1684 г. Метеорит пробил купол церкви в Тобольске, а в XVIII в. Упал на башню Баварского монастыря, разрушив ее. Иногда масса и скорость падения метеорита небольшая, и он не вызывает разрушений. Например, один из метеоритов угодил в корыто прачки, напугав ее, а другой (1927 г.), масса которого несколько граммов, запутался в складках платья маленькой японки» .

Ведущая предлагает послушать сообщение «астролога».

Этот ученик рассказывает: «Я занимаюсь учением о возможно существующей связи между расположением небесных светил и истинными событиями, судьбами людей и народов. Моими услугами пользуются для «предсказания» будущего, составления гороскопов. Чтобы составить гороскоп, необходимо разбираться в вопросах небесной механики. Я хочу выступить перед вами с сообщением о таких небесных телах, как кометы. Расскажу об их природе, характере движения, коснусь исторических событий, связанных с появлением комет, и их влияния на судьбы людей»

Делается сообщение, где раскрываются физическая природа комет, их открытие и движение, а также причины исчезновения и появление метеоритных потоков. Объяснение ведется с использованием иллюстраций учебника (через эпидиаскоп). В конце рассказа «астролог» напоминает об интересных событиях, связанных с появлением комет.

Ведущий: «Итак, мы прослушали все сообщения и просим членов нашего пресс-центра занять свои места». Затем предлагается залу задавать «специалистам» вопросы (на каждом ученическом столе находится рекомендуемый перечень вопросов). Приводим некоторые из них.

«ГЕОЛОГУ»

  • Почему люди редко находят метеориты? (ОТВЕТ. Около 70% земной поверхности составляет вода, метеориты падают в воду)
  • Как можно отличить метеориты от земных пород? (ОТВЕТ. У метеоритов поверхность в виде окалины, на ней продолговатые узкие углубления – канавки, прорезанные струями, застывшие подтеки, капли вещества)
  • Можно ли на Луне наблюдать метеоры? (ОТВЕТ. Нельзя, так как там нет атмосферы)
  • Какие физические явления наблюдаются при полете в атмосфере тел с космической скоростью? (ОТВЕТ. Нагревание, испарение и разрушение тела, сопровождаемое звуком.)

«ЗВЕЗДОЧЕТУ»

  • Как можно отличить на небе астероид от звезды? (ОТВЕТ. Астероид перемещается относительно звезд.)
  • Можно ли сосчитать все астероиды? (ОТВЕТ. Нельзя)
  • Может ли астероид столкнуться с Землей? (ОТВЕТ. Может, подобно тому, как может столкнуться с Землей метеорит.)

«АСТРОЛОГУ»

  • Как отличить при наблюдении комету без хвоста от обычной туманности? (ОТВЕТ. При наблюдении простым глазом за несколько часов видно перемещение комет среди звезд, а туманности неподвижны.)
  • Можно ли длину кометного хвоста определить с большой точностью? (ОТВЕТ. Нельзя, так как хвост постепенно сходит на нет) [3]
  • При приближении к Земле и к Солнцу блеск некоторой кометы ослабел. Чем можно объяснить это явление? (ОТВЕТ. Либо по какой-то причине само свечение кометы ослабело, либо уменьшилась поверхность кометы, отражающая свет Солнца, возможно действие и обеих причин.)

По окончании «пресс-конференции» ведущий предоставляет слово «корреспондентам», которые рассказывают , что им особенно понравилось в сообщениях «специалистов», показывают свои рисунки, дружеские шаржи.

В результате подготовки и проведения урока-конференции у школьников формируется комплекс учебных действий: они учатся работать над информацией (читать литературы, выделяя компоненты её текста: формулировки, доказательства, примеры и т.п., вести записи ), разрабатывать режиссуру выступления (соразмерять его содержаний с подготовленностью аудитории, использовать элементы «Ораторского искусства», продумывать место и роль слайдов, последовательность иллюстрации и т.д.), учитывать необходимость обеспечение общих задач урока-конференции.

Автор:
Анохина Г.В.,
учитель физики
МОУ СОШ № 2
ст. Григорополисская, Новоалександровский городской округ

Литература:

  1. Климишин И.А. "Элементарная астрономия". - М.: Наука, 1991.
  2. Куликовский П.С. "Справочник любителя астрономии". - М.: УРСС, 2009.
  3. Перельман Я.И. "Занимательная астрономия". - М.: УРСС, 2008.
  4. Чурюмов К.И. "Кометы и их наблюдение". - М.: Наука, 1980.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены