РАЗРАБОТКИ
|
Создание развивающей образовательной средыКозаченко Елена Олеговна, Создание развивающей образовательной среды при введении нового образовательного стандарта
Новый образовательный стандарт предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы: личностным, метапредметным и предметным. Метапредметные результаты отражают уровень сформированности универсальных учебных действий, обусловливающих успешность образования в любой предметной области. При введении нового образовательного стандарта перед каждым учителем встаёт вопрос о создании развивающей образовательной среды. Традиционная система обучения, по выражению Л.С. Выготского, «плетётся в хвосте детского развития», сводится, в основном, к упражнению памяти, воображения, восприятия, представляет собой заучивание большого класса разнообразных правил, способов решения частных задач; ребёнок - «объект» обучения. При использовании традиционных педагогических подходов невозможно сформировать у ребёнка умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей, научить использовать различные способы поиска, обработки и передачи информации, обеспечить овладение учащимися различными логическими действиями. Л.В. Занков предложил эффективную концепцию обучения, обеспечивающую развивающую функцию образования. Его дидактическая система оказывает развивающий эффект при соблюдении следующих принципов:
Теоретически система развивающего обучения оказывает существенное воздействие на развитие эмоциональной сферы учащихся. Уже сам учебный интерес, возникающий в результате рефлексивной оценки проблемной ситуации, представляет собой сложное эмоциональное переживание неудовлетворенности собой, своей некомпетентностью, спроецированное на объект действия. Именно это переживание, вызывающее состояние внутренней напряженности, побуждает ученика искать ключ к пониманию проблемной ситуации, не позволяя удовлетвориться подсказанным из вне или случайно найденным способом выхода из нее. Система развивающего обучения академика Занкова Л.В. дала возможность для реализации идей новой концепции среднего образования: - идей демократизации, гуманизации образования. Она опирается на теорию развития ребенка, разработанную российским ученым Л.С. Выготским, который первым дал критическую оценку традиционной системы с точки зрения недостаточности се развивающего эффекта. Дидактическая система, направленная на общее развитие школьников, разработанная под руководством академика Л.В. Занкова, является альтернативной той системе обучения, которая действовала и действует сейчас в практике. В ней решаются такие задачи, которые сейчас волнуют учителей: как можно учить детей без двоек и без принуждения, как развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным. Чтобы учителям сопутствовал успех, в системе развивающего обучения реализуется две принципиально важных идеи. Первая заключается в том, что занковская система рождена жизнью и духовностью человека, который был безоглядно предан своей идее и самоотверженно служил учителям и детям, и каждый, кто хочет работать в ней, должен помнить, что и от него также потребуется мужество утверждения нового и преданность своей профессии. Вторая важная идея занковской дидактической системы выражена в призыве, с которой ученый обращался к своим последователям: «Ум, сердце и руки – вот что нужно развивать в детях как единое целое!» ТИПИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, являются, по сути, средством реализации принципов. Примером реализации многогранности может служить взаимная проверка детьми выполненных работ. После проверки работы товарища ученик должен указать ему на найденные ошибки, высказать свои замечания по поводу способов решения и т. п. При этом замечания должны быть сделаны обязательно вежливо, тактично, так, чтобы не обидеть товарища. Каждое замечание нужно обосновать, доказать его правильность. Со своей стороны, тот ребёнок, чью работу проверяют, учится не обижаться на сделанные замечания, а осмысливать их, критично относиться к своей работе. В результате такого сотрудничества в детском коллективе устанавливается психологически комфортная обстановка, в которой каждый ученик чувствует себя самоценной личностью. Таким образом, одно и то же упражнение обучает, развивает, воспитывает, снимает эмоциональное напряжение. Системность обеспечена тем, что учебный материал предъявляется ученикам в виде взаимодействующей системы, где каждая единица учебного материала взаимосвязана с другими единицами. Функциональный подход заключается в том, что каждая единица учебного материала изучается в единстве всех её функций. Вариантность выражается в гибкости процесса обучения. Одну и ту же задачу можно выполнять разными способами, которые выбирает сам ученик. Одно и то же задание может преследовать разные цели: ориентировать на поиск путей решения, обучать, контролировать и т. п. Вариантными являются и требования к ученикам, учитывающие их индивидуальные различия. Характер отношений между учениками и между учителем и учениками не должен блокировать свободную мысль учеников, возможность самостоятельно открывать новое, привлекая уже известное. Это значит, что источником решаемой проблемы может быть и учитель, и любой ученик. В системе развивающего обучения сложилась своя типология уроков:
Как выяснилось, такой подход к планированию и проведению уроков существенным образом влияет на результаты обучения. Учащиеся активно ведут себя на уроках, часто начинают предлагать свои собственные суждения, свое выступление начиная со слов: "Я думаю, что...", "Я считаю...", "Мне кажется..." Остановимся подробнее на раскрытии содержательной стороны дидактических принципов, т.к. именно в этом проявляется чаще всего непонимание и искажение системы. Опыт нашей работы по принципам развивающего обучения показывает, что ребенок переходит от внешних и материальных условий ориентировки и исполнения заданий через этап громкой социализированной речи к собственно умственному действию. Качество усвоения знаний при таком построении обучения не снижается, а повышается, при большой экономии времени в прохождении программы. Принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых, подтверждает высокую гуманную направленность дидактической системы Занкова. Особая, доверительная атмосфера обучения, которая устанавливается между учителем и учащимся, добрые, уважительные отношения детей друг к другу являются важнейшим условием эффективной реализации дидактических принципов системы и продвижения детей в развитии. Литература:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями Опубликованы проекты демонстрационных вариантов ОГЭ на 2025 год Глава Рособрнадзора предложил реформу школьных экзаменов после 9 класса В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Статей за текущий месяц нет.
Родителям
Как развить талант у ребенка: 6 советов для родителей 11 советов родителям, которые отдают детей на обучение в школу искусств Гимнастика для глаз как один из видов здоровьесбережения дошкольников Как подготовить ребёнка к школе? Рекомендации для родителей детей первой младшей группы «Безопасное поведение детей раннего возраста» |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены