РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Патриотическое воспитание младших школьников

Введение

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.
Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна тем, что современная молодежь недостаточно знает о культурных традициях своего народа, часто проявляя равнодушие к близким людям, сверстникам. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город, Родину ничего не сделать. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.[1]

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Проблему патриотического воспитания школьников в разные периоды истории России исследовали А.В. Луначарский, Л.В. Кокуева, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Л.И. Мищенко, В.А. Сухомлинский, Г.Х. Полеева и ряд других ученых. Однако и сегодня проблема патриотизма и патриотического воспитания младших школьников остается актуальной и социально значимой.

Нормативно-правовой базой исследования являются следующие нормативно-правовые документы:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273.
  3. Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.
  4. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель работы – изучить условия патриотического воспитания обучающихся начальной школы.

Задачи работы:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по патриотическому воспитанию младших школьников.
  2. Определить формы и методы по формированию патриотического воспитания у обучающихся начальных классов.
  3. Подобрать диагностические материалы и определить уровень сформированности патриотизма у младших школьников.
  4. Разработать методические рекомендации для педагогов по патриотическому воспитанию младших школьников.

Объект исследования - процесс патриотического воспитания школьников.

Предмет исследования - педагогические условия патриотического воспитания младших школьников.

Методы исследования:

  • теоретические: изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
  • практические: подбор диагностических материалов.

Методологической основой исследования послужили работы таких авторов как А.К. Быков, Н.И. Болдырева, В.А.Сухомлинский, Л.С. Выгодский, Т.М. Маслова, В.М. Хлыстова.
Работа состоит из: введения, 5 параграфов, заключения, списка используемой литературы, приложения.

1. Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание».

Одно из ведущих мест в исследованиях учёных-педагогов всегда занимали вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание в разные периоды развития педагогики рассматривалось в качестве необходимой составной части воспитательного процесса. Нужно отметить, что решение этой проблемы объективно зависит от политических, социально-экономических условий конкретной страны в определенный период её развития, что является условием изменения подходов к пониманию сущности патриотизма, определению целей, задач, содержания патриотического воспитания в различные периоды развития страны.[6]

В период реформ 90-х гг. ХХ века патриотическое воспитание испытало на себе множество внешних и внутренних влияний, которые имеют место быть и на сегодняшний день. В связи с этим стали говорить об утрате этого исконно русского качества и о проблеме патриотизма и патриотического воспитания в России. [3]

В современном обществе патриотическое воспитание молодого поколения приобретает столь важное значение по нескольким причинам:

  • затруднен процесс формирования гражданской и этнокультурной идентичности школьников в условиях мультикультурного общества;
  • отсутствие национальной идеи воспитания ведет к потере чувства патриотизма у подрастающего поколения;
  • многопартийная система и плюрализм мнений создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма.

Государство уделяет большое значение патриотическому воспитанию молодежи. В нашей стране реализуется госпрограмма «Патриотическое воспитание граждан России на 2016—2020 годы». Закон РФ «Об образовании» одним из принципов государственной политики в области образования определяет воспитание гражданственности и любви к Родине.

Выявление содержания данного принципа в современных условиях требует анализа понятия «патриотизм».

В толковом словаре С.И.Ожегова патриотизм определяется как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Современная энциклопедия даёт более широкое определение понятия «патриотизм» — любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям.

Для наиболее целостной характеристики рассмотрим данное понятие с точки зрения трёх аспектов:

  • историко-философского;
  • социально-педагогического;
  • психолого-педагогического.

Историко-философский аспект патриотизма предполагает рассмотрение его как общественно исторического явления, обусловленного социально политическими, экономическими, этнокультурными и другими характеристиками конкретного общества.

В Кратком словаре по философии патриотизм определяется как «принцип, обозначающий любовь к отечеству, готовность служить интересам своей Родины», а в другом философском словаре — как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины».

В социально-педагогическом плане можно рассматривать патриотизм как социально-нравственную ценность, которая выражает отношение личности к Родине.
Проблема ценностей представляется в современных философско-педагогических исследованиях особо актуальной в связи с преобразованиями в обществе, духовной культуре и сфере нравственности. Патриотизм выражает отношение человека к Родине, т.е. любовь к Родине и верность Отечеству выступают в качестве объектов ценностного отноше ния, иными словами, патриотизм представляет «предметную» и (или) «субъектную» ценность. Как предметная ценность патриотизм оценивается как явление, имеющее доброе, истинное, справедливое в своей основе. Как субъектная ценность он выражает нормативные представления, закрепленные в общественном сознании и культуре.

Характерной чертой патриотизма является его органическая взаимосвязь с интернационализмом, уважением к другим народам. Бережное отношение к прошлому и настоящему своей Родины и Отечества неразрывно связано с признанием достижений других народов, стремлением узнать их историю, культуру, освоить их прогрессивный опыт, поэтому патриотизм представляет собой сложное образование, отражающее совокупность общечеловеческих и специфических для данного народа ценностей.

Патриотизм как социально-нравственная ценность выражает единство человеческого рода, общ ность его исторических судеб и в этом отношении позволяет возвыситься над социальной и этнической разобщенностью людей, сохраняя при этом национальные особенности каждого народа.

В психолого-педагогической литературе понятие «патриотизм» трактуется по-разному. Так, в Российской педагогической энциклопедии патриотизм — социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о её интересах и готовность к её защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Таким образом, некоторые отечественные ученые рассматривают патриотизм как нравственное чувство, другие определяют его как моральный принцип, третьи - относят к нравственным качествам человека.

Далее обратимся к определению понятия «патриотическое воспитание».

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы» определяет патриотическое воспитание как систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Таким образом, можно говорить о том, что патриотическое воспитание — это система, создающая и упорядочивающая системы смыслов, образов, интерпретации в образовательном процессе. И стержнем этой системы становится ведущая нравственная ценность, обусловливающая постановку цели, содержания, принципов, форм и методов воспитательно-образовательного процесса — ценность патриотизма.

Патриотическое воспитание — это процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения учащимися опыта познавательной деятельности, эмоционально ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически ориентированной активности в процессе учебной и внеурочной деятельности.

Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (нравственным, трудовым, эстетическим и др. воспитанием).

А.К. Быков, осуществляя всесторонний анализ системы патриотического воспитания в настоящее время, разделил обновленную систему ценностей современного патриотического воспитания на четыре сферы:

  1. духовно-патриотическую (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость);
  2. нравственно-патриотическую (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести и моральным принципам, добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким, этикет);
  3. историко-патриотическую (верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений);
  4. государственно-патриотическую (приоритет национальных ценностей и интересов России, её суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества, активное участие в решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве). Такое деление определяет сложный системный характер, комплексность, интегративность и целостность системы патриотического воспитания. [6]

На основании разностороннего анализа сущности патриотизма и патриотического воспитания можно вывести следующие определения понятий.

Патриотизм можно рассматривать как ценностное отношение человека к своему Отечеству и малой родине, характеризующееся привязанностью к месту рождения и (или) проживания, причастностью к истории и культуре своего народа, осознанием гражданской ответственности, основанной на традиционных семейных, духовных и нравственных ценностях российского общества.[4]

Патриотическое воспитание можно определить как формирование ценностного отношения к семье, родному краю, истории и культуре своего народа, своему Отечеству.

2. Формы и методы работы по воспитанию патриотизма у младших школьников

Большое значение для осуществления гражданского воспитания имеют годы обучение ребенка в начальной школе. Как и все направления воспитательной деятельности, гражданское воспитание предполагает формирование и развитие личности обучающегося, учет его индивидуально-психологических особенностей, социального опыта, мотивов, потребностей, способностей. Поэтому методы и формы гражданского воспитания в начальной школе определяются возрастными особенностями учащихся.

Младший школьный возраст - это период интенсивного развития эмоциональной сферы, когда чувства определяют поступки и выступают в качестве мотивов поведения. Младшего школьника начинают привлекать явления социальные, о чем свидетельствуют вопросы детей, темы их разговоров, игр, рисунков.[4]

В результате овладения знаниями качественно изменяется способность к произвольной волевой регуляции, складывается новый тип отношений с окружающими людьми. Ребенок получает необходимые знания и навыки поведения в коллективе, учится соотносить свои желания и возможности с желаниями и возможностями других детей, осознает свою ответственность перед другими людьми.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, можно сформировать у них систему обобщенных знаний о явлениях общественной жизни, которые являются предпосылкой их гражданского воспитания.

Воспитание гражданственности осуществляется в процессе жизнедеятельности детей, главной составляющей которой в этом возрасте является учение. В процессе обучения у младших школьников формируется целостная картина мира, закладывается фундамент мировоззрения человека-гражданина.

Основной формой учебно-воспитательной работы в современной начальной школе является урок. Богатые возможности для формирования целостного гражданского мировоззрения учащихся имеют интегрированные уроки, основное преимущество которых в том, что они позволяют с различных сторон познавать явление или предмет изучения.[8]

Младших школьников отличают высокая эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное. Удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер помогают нестандартные уроки.

С целью осуществления гражданского воспитания младших школьников целесообразно использование следующих форм нестандартных уроков: уроки в форме соревнований и игр; уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала (уроки мужества, уроки памяти и т.д.); уроки, напоминающие публичные формы общения (диалог, встречи и др.); уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций (суд, следствие, ученый совет и др.).

Для решения одной из важных задач гражданского воспитания на этом возрастном этапе - формирования навыков социального взаимодействия с группой сверстников, большие возможности представляют коллективные формы воспитательной работы. Эффективна в современной начальной школе такая форма коллективной воспитательной работы как классный час, основным компонентом которого является беседа классного руководителя с учащимися на заранее спланированную тему.

Одной из наиболее эффективных форм гражданского воспитания младших школьников является коллективное творческое дело, в методике проведения которого выделяют четыре основных компонента: коллективную деятельность по улучшению окружающей жизни; проявление творчества; сменяемость всего актива; особую позицию педагога.

Общественно-полезные и развлекательные внеклассные мероприятия имеют эффективность при условии понимания детьми полезности и важности совместной деятельности.
Массовые формы обеспечивают возможность взаимообогащения, эмоционального «заражения»; способствуют развитию каждого ученика; создают условия для формирования коллективных чувств, мировоззренческих взглядов и навыков коллективного труда; помогают включить 7-10 летних ребят в круг интересов старших школьников и взрослых, привить им принципы, которые формируют активную жизненную позицию гражданина России. Поэтому использование таких форм в гражданском воспитании младших школьников позволяет повысить его эффективность.

Большое значение для учащихся начальной школы имеет игра. Она выступает как способ познания мира, стимулирует инициативу и творчество. В игре ребенок в соответствии с сюжетом или игровыми правилами сам строит свои отношения в качестве субъекта общения.

На этом основании важное место в гражданском воспитании младших школьников занимают игровые формы (имитации, соревнования, ролевые и деловые игры, игровые ситуации), способствующие созданию эмоциональной атмосферы занятия, повышению познавательной активности детей, раскрытию их творческого потенциала.

В процессе гражданского воспитания младших школьников формируется опыт активного социального действия. Решению этой задачи способствует форма социальных проектов школьников, получившая распространение в современной начальной школе.

Формирование гражданского отношения к Отечеству невозможно без воспитания чувства любви к малой родине. Этому способствуют различные формы краеведческой работы (краеведческие кружки, туризм, конкурсы, сбор материала для школьного краеведческого музея, выставки и т.д.).

Гражданское воспитание школьников в процессе обучения других видов деятельности (общения, игры, труда, кружковой работы и т.д.) осуществляется через разнообразие методов воспитания и обучения.

Большие воспитательные возможности для формирования гражданственности младших школьников заключены в словесных методах обучения. В рассказах, беседах, объяснении дети получают возможность увидеть не только обращенный к ним факт, но и воспринять дух отношений, принятых в обществе.

Наиболее эффективным из наглядных методов является метод наблюдения, при применении которого ученик больше учится сам, чем его учат, развиваются терпение, настойчивость - качества, необходимые для формирования гражданской самостоятельности и активности.

Из практических методов наиболее эффективными для решения задач гражданского воспитания являются практические работы, проводимые в классе или на пришкольном участке. Ценность практических работ заключается в том, что они обеспечивают включение учащихся в реальную, связанную с жизнью деятельность.

Для того чтобы сформировать человека-гражданина, необходимо в процессе обучения и воспитания создавать проблемные ситуации, требующие от школьников анализа сложных явлений, определения, защиты своих позиций, умения конструктивно взаимодействовать с иными позициями.

Поэтому для решения задач гражданского воспитания наиболее эффективными по логико-мыслительной деятельности являются проблемные и исследовательские методы обучения.

В процессе гражданского воспитания младших школьников используются различные методы воспитания. Охарактеризуем наиболее эффективные для гражданского воспитания младших школьников методы организации деятельности.

Сущность метода приучения заключается в практической деятельности с учащимися, основной функцией которой является выработка умений и навыков гражданского поведения.

Эффективность этого метода обусловлена тем, что он оказывает большое влияние и на формирование сознания, обеспечивая подкрепление формирующихся убеждений в деятельности.[13]

Суть метода поручения заключается в определении воспитанникам и выполнении ими разнообразных заданий воспитателя с целью формирования у них положительных качеств личности. Выполнение поручений способствует формированию ответственности, дисциплинированности, самостоятельности.

Применение метода требования эффективно при следующих условиях: требование должно быть выполнимым и непременно выполненным; в требованиях воспитателей должно соблюдаться единство; требования должны поддерживаться коллективом и осознаваться воспитанниками как общественные.

Эффективны в гражданском воспитании младших школьников игра и метод создания воспитывающих ситуаций, обеспечивающие самовоспитание в созданных педагогом воспитательных ситуациях и в играх, имеющих воспитательный эффект. Педагогическая ценность игры обусловлена тем, что она способствует свободному проявлению и развитию самодеятельности учащихся и их гражданских качеств.

В гражданском воспитании младших школьников большое значение имеют методы формирования сознания. Рассмотрим наиболее эффективные из них. Богатые воспитательные возможности заключены в методах убеждения. К ним относятся: беседа, рассказ существа дела с объяснениями его важности и полезности. Большую значимость на этом возрастном этапе имеет пример.

Суть метода заключается в формировании определенного отношения к явлениям действительности на основе какого-либо образца. В качестве образца могут использоваться примеры родителей, близких людей, великих ученых и общественных деятелей, героев художественной литературы, кино, а также личный пример учителя.
Для достижения наибольшей эффективности гражданского воспитания младших школьников, кроме основных методов используются дополнительные методы стимулирования, направленные на стимулирование деятельности воспитанников с помощью положительной оценки их поведения - поощрения, или коррекцию неправильного поведения с помощью отрицательной оценки их действий - наказания.

В качестве поощрений используются одобрение, похвала, благодарность, награда, в качестве наказаний - порицание, предупреждение, ограничение в правах, лишение почетных обязанностей. Наказания могут придумываться самими нарушителями норм, на которые дает согласие группа. Важно выбирать наказания, которые бы не унижали достоинства учащихся.

Таким образом, на основе теоретического анализа литературных источников, мы пришли к следующим выводам. На современном этапе наиболее эффективными для решения задач патриотического воспитания являются такие формы учебно-воспитательной работы, как интегрированные и нетрадиционные уроки, например: «Уроки мужества», «Урок памяти»; тематические классные часы; КТД, например коллективно -творческая деятельность ко Дню защитника Отечества; игровые формы, например: «Солдат в учебе»- спортивно -игровая программа; краеведческие работы, например «Моя родина -Коми земля».

В современной начальной школе эффективны следующие методы патриотического воспитания:

  • метод организации жизнедеятельности и поведения воспитанников (мотивация, побуждение путем создания воспитывающих ситуаций);
  • методы стимулирования деятельности и поведения воспитанников (использование положительного примера; поощрение);
  • методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, объяснение; тематические встречи с интересными людьми, наблюдение, практическая работа).

Эффективность форм и методов патриотического воспитания младших школьников достигается за счет разумного их сочетания; учета возрастных особенностей учащихся, уровня их развития и воспитанности.

3. Особенности формирования патриотизма у обучающихся начальной школы.

Реализация патриотического воспитания в начальной школе должна осуществляться с учетом особенностей младших школьников. В исследованиях отечественных ученых отмечается, что данному возрасту соответствует психологические особенности, которые необходимо учитывать при осуществлении патриотического воспитания:

  • данный возрастной период характеризуется интенсивным накоплением знаний, их выборочным усвоением, доверчивым подчинением авторитету учителя, повышенной восприимчивостью, внимательностью [4];
  • учащиеся начальных классов осознают свое поведение, сравнивают себя с другими; – в данном возрасте совершенствуется нервная система, быстро развивается психика ребенка;
  • восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью»;
  • внимание непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему;
  • младший школьный возраст начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, которая является фактором становления новообразований личности.
  • данный возраст является наиболее сензитивным периодом для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма.[14]

Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создает благоприятные предпосылки для успешного решения проблемы использования средств народной педагогики в патриотическом воспитании учащихся начальных классов. Своеобразие патриотического воспитания младших школьников предопределяется особенностями развития патриотизма как качества личности в этом возрасте, а также спецификой нравственного развития личности младшего школьника в целом. Эта специфика предопределяется, прежде всего, общими особенностями этого возраста – весьма сильная восприимчивость младшего школьника к внешним влияниям, большая возбудимость его эмоциональной сферы, предрасположенность к усвоению нового, яркость восприятия. Младшие школьники мыслят образами, эмоционально воспринимают ярко окрашенные события и факты, особенно облеченные в художественную форму.

По мнению Болдырева Н.И., патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется в школьном возрасте, и, как любое нравственное качество, оно включает:

  • содержательный компонент - овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: природе родного края, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, социальном устройстве общества, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;
  • эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру (любви к родному городу (селу), краю, стране, гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения к историческому прошлому родной страны, восхищения народным творчеством, любви к родному языку, природе родного края), проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;
  • деятельностный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности), наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

Правильная организация работы по формированию чувства патриотизма у младших школьников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста.

Как отмечают психологи, в младшем школьном возрасте, появляются новообразования, свидетельствующие о необходимости и возможности осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию детей.

К ним относится, прежде всего, формирование у школьников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний.

Ребёнок младшего школьного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребёнка к окружающему.

Важное значение в процессе формирования у школьников любви к Родине имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей младшего школьного возраста приобретают более глубокий и устойчивый характер. Ребята этого возраста способны проявить заботу о близких людях и сверстниках.

Отличительной особенностью чувств детей младшего школьного возраста является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Глубокое знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни.[16]

В воспитании детей младшего школьного возраста большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявлений чувств взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности.

Психологи подчёркивают важность возникновения ростков патриотизма, которые составляют «прошлый опыт» человека, опыт чувств, отношений к окружающей действительности. Если ребёнок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, радость от хорошего поступка, восхищение подвигом, он тем самым приобрёл «эмоциональный опыт, который будет иметь громадное значение для его дальнейшего развития. Тем самым это будет являться основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного эмоционального развития человека.

Психологи утверждают, что нравственные чувства и их развитие зависят от средств и методов воспитания, от условий, в которых живёт ребёнок. При целенаправленном воспитании чувства ребёнка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются они раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания.
Самое существенное в воспитании нравственных чувств - это непосредственное проявление их в реальных практических поступках и действиях детей. Чувства проявляются, формируются и развиваются в деятельности, становятся побудительной силой поведенческого акта.

В младшем школьном возрасте значительно расширяется объём знаний об окружающем мире, которыми овладевают дети, что связано с их возросшими возможностями в умственном развитии. Младшим школьникам доступны знания, выходящие за рамки непосредственно воспринимаемого. Однако самостоятельно ребёнок школьного возраста не может проникнуть в сущность общественных явлений. Только под руководством взрослых дети младшего школьного возраста могут усвоить систему знаний на основе понимания естественных, действительно существующих в окружающем мире связей и отношений между отдельными предметами и явлениями. Для этого педагогу необходимо содержание системы знаний построить по иерархическому принципу: выделить ядро, центральное звено знаний, которые могли бы стать основой целенаправленной системы. В процессе формирования у школьников такой системы знаний необходимо учитывать особенности содержания этих знаний и усвоения их детьми.

У детей младшего школьного возраста могут быть сформированы полноценные представления и простейшие нравственные понятия, а также способность к сравнению, анализу, классификации, группировке знаний по определённым признакам.

У школьников формируются познавательные интересы - избирательная направленность личности на явления и предметы действительности. Дети младшего школьного возраста начинают ставить перед собой познавательные задачи, ищут объяснение замеченным явлениям. Происходит переход от простого любопытства к любознательности, которая вызывается внутренней стороной предмета или явления. Учащихся начинают привлекать социальные явления, о чём свидетельствуют детские вопросы, темы разговоров, рисунков, игр.

У детей младшего школьного возраста можно сформировать систему обобщённых знаний о явлениях общественной жизни, которые являются основой их сознательного отношения к окружающему, предпосылкой патриотического воспитания. Этому способствует увеличение объёма представлений и понятий об окружающем мире у школьников.
К младшему школьному возрасту у ребят увеличивается общая произвольность поведения на основе активного развития волевых процессов. Развивается способность управлять своим поведением, сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям.

В младшем школьном возрасте складываются начала действенного в полном смысле этого слова отношения к Родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, ответственно относиться к порученному делу, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, бережно обращаться с природой.

Одной из существенных особенностей детей младшего школьного возраста является то, что в этом возрасте у ребёнка появляется соподчинение мотивов и на этой основе складываются общественные мотивы трудовой деятельности, стремление сделать что-то нужное, полезное для окружающих. Данный факт имеет большое значение для формирования патриотических чувств у учащихся, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности, приводит к изменению содержания чувств маленького гражданина нашей Родины.[18]

Таким образом, организуя работу по воспитанию патриотических чувств, обеспечивая ее педагогическую эффективность, учителю необходимо осуществлять работу на высоком эмоциональном уровне. Важное значение в процессе формирования у школьников любви к Родине имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей младшего школьного возраста приобретают более глубокий и устойчивый характер. Ребята этого возраста способны проявить заботу о близких людях и сверстниках. Самое существенное в воспитании нравственных чувств - это непосредственное проявление их в реальных практических поступках и действиях детей, например: помощь старшему поколению (бабушке, дедушке). Чувства проявляются, формируются и развиваются в деятельности, становятся побудительной силой поведенческого акта. Появление социальных мотивов деятельности также является основой формирования нравственных качеств личности, приводит к изменению содержания чувств маленького гражданина нашей Родины.

4. Диагностические материалы для определения уровня сформированности патриотизма у обучающихся начальной школы.

Благополучие и мощь Российской Федерации зависит, от граждан - людей, которые будут безраздельно любить свою Родину и стремиться к ее процветанию и развитию. Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм, а важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является гражданско-патриотическое воспитание. Именно гражданско-патриотическое воспитание продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем государства и современной школы.[13]

Работу над воспитанием патриотизма лучше всего начинать с раннего детства, так как это самый сенситивный для этого период. Однако многие нравственные качества человека, а также гражданско-патриотические качества, формируются именно в школьные годы. Это является несомненной заслугой и целью учителей. В.А.Сухомлинский писал: «Как у маленького дерева, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

Для диагностики формирующихся гражданско-патриотических качеств у учащихся 1 и 2 классов, посещающих группу продленного дня, была подобрана методика «С чего начинается Родина?» (автор: В.М. Хлыстова).

Цель данной методики - определение когнитивной составляющей патриотизма у младших школьников. Когнитивная составляющая заключается в объеме знаний у учащихся истории и культуре своей страны и малой Родины. Знание понятий «большая родина», «малая родина».

Описание проведенной диагностики: обучающимся предлагалась анкета, состоящая из 10 вопросов (См. приложение 1). Диагностика проводилась в устной форме. Ответы детей показывают, какие знания, представления о стране, семье, городе у них сформированы. Оценивание ответов младших школьников по результатам анкеты проводилось по полноте представлений о патриотизме.

На основе проведенной методики были выделены следующие уровни:

  1. 8-10 баллов высокий уровень;
  2. 5-7 баллов средний уровень;
  3. 0-4 балла низкий уровень.

Анализ результатов проведенной методики показал, что в группе детей, состоящей из 16 человек, высокий уровень патриотизма показали 10 человек (62,5%). Ученики с высоким уровнем знаний ответили правильно практически на все вопросы. Средний уровень патриотизма был выявлен у 3 человек (18,75%). Ученики со среднем уровнем сумели дать ответ на половину вопросов. Они сумели только назвать свою страну, поселок, но не смогли памятники и стихи о своей Родине. Ребят с низким уровнем знаний был у 3 человек (18,75%).

Ученики с затруднением отвечали на вопросы, а на некоторые вопросы и вовсе не смогли ответить.

Таким образом, проведенная методика В.М. Хлыстовой «С чего начинается Родина?» позволяет сделать вывод о том, что в группе продленного дня среди обучающихся 1 и 2 классов, наблюдается высокий уровень сформированности патриотических знаний, но есть учащиеся у которых мы выявили низкий уровень сформированности патриотических знаний о Родине.

Для определения уровня сформированности патриотических качеств и любви к своей Родине можно с помощью представленных методик Масловой Т.М.
Методика «Незаконченное предложение». Цель: выявить объём знаний младших школьников по истории «малой родины», их полноту, прочность, уровень знаний сущности патриотизма (определить уровень патриотической воспитанности по конгитивно-интеллектуальному критерию).

Методика состоит из 14-ти незаконченных предложений (см. Приложение 2), которые учащиеся должны завершить, по их мнению, правильным ответом. Данная методика проводилась индивидуально с каждым учеником, руководитель эксперимента задавал вопросы и записывал ответы.

Критерии оценки:

За правильный ответ учащийся получал 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 34.

Результаты подсчитываются и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности детей по данному критерию.
1. 85-100% – высокий уровень: знает историю «малой родины», знает все символы России и Петербурга.
2. 55-84% – средний: знает историею «малой родины», но не на высоком уровне; из символов России и Петербурга узнаёт лишь некоторые.
3. 35-54% - ниже среднего: историю «малой родины» знает поверхностно, из предложенных символов России и Петербурга узнаёт лишь незначительную их часть.
4. 0-34% – низкий: историю «малой родины» не знает, из предложенных символов России и Петербурга не указывает ни одного правильно.

Методика «Я – патриот». Цель: выявить уровень проявления интереса младших школьников к «малой родине» и ее истории, частоту проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности; выявить уровень овладения учащимися практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине», (определить уровень патриотической воспитанности по мотивационно-потребностному и поведенческо-волевому критериям).
Методика состоит из 20 вопросов (см. Приложение 3), половина из них – на выявление мотивационно-потребностного критерия, другая половина – на определение поведенческо-волевого критерия. В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому мы для чистоты эксперимента опрашивали детей индивидуально.

Критерии оценки:

За каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов:
1. «да» - 2 балла;
2. «не уверен» - 1 балл;
3. «нет» - 0 баллов;

Максимальное количество баллов – 40.

Результаты подсчитываются и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности детей по данным критериям:
1. 85-100% – высокий уровень: проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях; ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей «малой родины».
2. 55-84% – средний: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях.
3. 35-54% - ниже среднего: слабо проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях незначительное; недостаточно высокая активность при патриотической деятельности; интересуется историей «малой родины», но по заданию учителя.
4. 0-34% – низкий: редко проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях не проявляется; при выполнении патриотической деятельности проявляет вялость, инертность, историей «малой родины» не интересуется.[29]

Данные методики подобраны с учетом возрастных особенностей и могут быть использованы как диагностических материал для выявления уровня сформированности патриотических знаний и качеств у детей младшего школьного возраста.

Рекомендации для педагогов по формированию патриотизма у младших школьников.

Школьники, в силу известных возрастных особенностей, обладают огромным потенциалом активности. Задача современного педагога-воспитателя направить эту активность в социально значимое русло, придать ей индивидуализированный, личностно-значимый смысл. Имеющаяся в наши дни общественно-психологическая ситуация диктует острую необходимость качественного обновления содержания, форм, методов и приемов военно-патриотического воспитания. Поиски путей такого обновления должны сопровождаться теоретическим осмыслением имеющегося практического опыта (как положительного, так и отрицательного), его концептуальным педагогическим анализом, фиксирующим наметившиеся в стране реальные тенденции развития воспитательно-образовательной системы.[26]

Для формирования системы патриотического воспитания рекомендуется организовать социально-педагогическую среду по патриотическому воспитанию в самых разнообразных, пусть не всегда должным образом теоретически осмысленных видах и формах.

Кроме этого необходимо:

  1. Разработать концепцию патриотического воспитания школьников;
  2. Создать в школах опорные зоны и экспериментальные площадки для накопления, обобщения и распространения педагогического опыта по патриотическому воспитанию;
  3. Разработать модели организации, кружков традиционной культуры, этнографии народных ремесел, учреждений дополнительного образования патриотической направленности и внедрить их в педагогический процесс ОУ;
  4. Расширять представления и знания детей о Родном крае, его жителях, их достижениях;
  5. Включать задачи патриотического воспитания школьников во все виды учебной и внеучебной деятельности.

Синтез обозначенных выше рекомендаций дает, на первый взгляд, потенциальный ресурс повышения качества патриотического воспитания. Другое дело, что эти ветви опытно-практической деятельности не всегда реально соединены на практике, не всегда они в своем завершенно-целостном виде направлены на растущую личность как уникальное, системно-целостное образование.

Формирование межэтнической толерантности необходимо осуществлять с учетом культурных особенностей, традиций, обычаев наций и народностей детей, представленных в классе.

Вносить изменения в содержание, формы и методы внеклассной работы, что позволяет развивать у младших школьников способность к эффективному межэтнически толерантному взаимодействию.

Педагог должен знать особенности национальных культур, уметь вводить детей разных национальностей в мир обычаев и традиций разных народов, показывать их гуманную сущность, воздействовать на чувства детей. Ему необходим педагогический такт и тонкое умение при работе с многонациональным коллективом.
К работе по формированию межэтнической толерантности младших школьников привлекать родителей, людей старшего поколения, так как они являются носителями своей национальной культуры.

В содержание внеклассных занятий включать материал, направленный на:

  • обогащение знания детей о культуре и истории, традициях и обычаях, образе жизни и языке разных народов;
  • возникновение положительных эмоций, терпимого, уважительного и доброжелательного отношения к представителям других национальностей;
  • -формирование первоначальных навыков общения с представителями разных наций. Умения пользоваться ими в своей практической деятельности.

С целью формирования межэтнической толерантности младших школьников во внеклассных занятиях целесообразно использовать следующие формы работы с детьми и их родителями: кружки, секции, клубы, игры, конкурсы, викторины, праздники, а также индивидуальные беседы с родителями, родительские собрания, и т.д., включающие приемы ее организации, такие как прослушивание народных музыкальных произведений, просматривание видеофильмов о жизни людей разных национальностей, разучивание народных песен и танцев, организация народных игр, праздников и т.д.

Вся эта работа должна строиться на основе сотрудничества, подражания, поддержки, одобрения, создания ситуации успеха.

Заключение

В современном образовании достаточно много внимания уделяется развитию патриотизма. Разработаны федеральные программы патриотического воспитания учащихся, которые регламентирует федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) в своей Концепции духовно-нравственного развития и воспитания (2009).

На основании изучения педагогической и методической литературы можно сделать следующие выводы:

1. Теоретический анализ педагогической литературы позволил сформулировать понятие патриотизма как высшего нравственного качества личности, сущность патриотизма заключается в представлениях о Родине, в эмоционально-ценностном отношении к ней и поведении, в котором проявляются лучшие черты человека, любящего свою Родину. Патриотизм рассматривается как отношение людей к своей стране, которое проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к Родине.

2. Воспитание патриотизма - это целенаправленный процесс, направленный на приобретение младшими школьниками знаний о родине, формирование эмоционально-ценностного отношения к малой родине, к ее истории и культуре, и включение в активное и позитивное участие в сохранении и приумножении природных ресурсов, семейных традиций, всего лучшего, что накоплено предшествующими поколениями, результатом которого является патриотизм как нравственное качество личности. Содержание воспитания патриотизма для младших школьников - это воспитание любви к семье, своему городу, к природе родного края, истории Отечества, его культурное наследие и традиции.
Что бы воспитать чувство патриотизма у детей младшего школьного
возраста, педагоги должны использовать различные методы и формы организации деятельности школьников

3. У младших школьников возможно воспитание патриотизма, учитывая особенности развития детей младшего школьного возраста:
- активное развитие познавательного интереса к явлениям окружающей жизни;
- способность усваивать большой объем систематизированных знаний об окружающем мире;
- единство эмоциональных и познавательных процессов;
- воспитание патриотических чувств на основе эмоциональных переживаний;
- отражение накопленных знаний об окружающем мире в самостоятельной деятельности.

4. Этап экспериментальной работы был заключен в проведение методики В.М. Хлыстовой «С чего начинается Родина?» с целью определения когнитивной составляющей патриотизма у младших школьников. Результаты данной диагностики показали, что у 10 из 16 учеников высокий результат. Дети знают значение слова Родина, «малая родина», реки, цвета государственного флага и стихи о Родине, но в экспериментальной группе также есть дети с низким уровнем патриотических знаний, что доказывает о недостаточности уровня сформированности когнитивной составляющей патриотизма у данных детей.

5. Разработаны рекомендации для педагогов на повышения качества по патриотическому воспитанию младших школьников.

Список используемой литературы
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11-е классы. - М.: Вако, 2019. - 122 с.
2. Агапова И.И., Давыдова М.Р. Патриотическое воспитание в школе, М.: Айрис-Пресс, 2012. - 132 с.
3. Белова С.Н., Шамова Т.И., Ильина И.В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. - М.: Педагогическое общество России, 2020. - 520 с.
4. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2016.
5. Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 405-412.
6. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика. - 2020. - №2. - с. 374.
7. Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры, Издательство: Феникс, Ростов-на-Дону, 2016.
8. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова - СПб: КАРО, 2018. - 128 с.
9. Выгодский, Л.С. Нравственное воспитание / Л.С. Выгодский Пед. психология. - М., 2011.
10. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: - М.: 2014.
11. Горский В.А., Журкина А.Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В.В. Система дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 2012.
12. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы // Под ред. И.С. Артюховой. - М.: ВАКО, 2019.
13. Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности: тезисы и материалы Всероссийской науч. практ. конференции «Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей». - СПб., 2018.
14. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. - М.: Институт практической психологии, 2018. - 352 с.
15. Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование, 2015. - №9. - С. 21-23.
16. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2019. - 98 с.
17. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. - Т.5. - С. 109-225.
18. Максименко Н.А., Спутник классного руководителя. 1 -4 классы - Волгоград: Учитель, 2019. - 174 с.
19. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. Пособие для студ. Высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. - 272 с.
20. Мамцева Г. Определение уровня воспитанности школьника // Классный руководитель. - 2019. - №5 - с. 32-35.
21. Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1-11 классы. - М.:ВАКО, 2019. - 192 с.
22. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт. Сост. И.А. Пашкевич. - Москва: Учитель, 2018.
23. Подготовка педагогических кадров к введению профильного обучения. Методическое пособие. / Под ред. И.Д. Чечель. - М.: АПК и ПРО, 2020. - 320-325 с.
24. Ревская Н.Е. Психология и педагогика. - СПб.: Альфа, 2019. - с. 550.
25. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. Учеб. пособие / А.Н. Вырщиков, С.Н.Климов, М.Б. Кусмарцев, И.В. Метлик / под общ. Ред. А.К. Быкова и В.И. Лутовинова. - М.: Изд. «Планета», 2020. - 336 с.
26. Савенков, А.И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. - 2018. - №4. - С. 144-148.
27. Уманский В.С. Педагогика: учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2019. - 290 с.
28. Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. Учебное пособие. - М.: Педагогика, 2020, с. 54-57.
29. Выявление уровня патриотического воспитания у младших школьников [Электронный ресурс]: https://nsportal.ru (Дата обращения 28.03.2022)

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены