РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Использование Интернет - средств для организации взаимодействия «семья – школа»"

Ушакова Ольга Валерьевна, 
учитель химии МБОУ СОШ № 2 
г. Мичуринска Тамбовской области 

Какова основная цель современного образования? Пожалуй, главным образом, это формирование компетентной, конкурентоспособной личности, способной легко адаптироваться в постоянно меняющемся мире.

Какими средствами можно достичь подобного результата?

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о том, что «Новая школа», в первую очередь, должна стать центром взаимодействия с родителями. В принципе, ничего нового мы не видим. Родителям всегда отводилась ведущая роль в процессе воспитания ребенка.

Но почему на это положение сделан акцент?

На наш взгляд, дело в противоречии, которое мы наблюдаем в современной школе. Это противоречие между потребностью общества и государства в воспитании гармонично развитых, компетентных выпускников и, с другой стороны, в отсутствии средств и возможностей семьи оказывать полноценную помощь педагогам в образовательном процессе.

Как показывает практика, родительские собрания посещает от 30 до 50% родителей в каждом классе. До 10% родителей активно участвует в жизни коллектива (организуют и участвуют в походах, внеклассных мероприятиях, концертах), не говоря о ремонте и озеленении классных кабинетов, пришкольного участка и т.д.

В чем причина «отчуждения», сложившегося в последнее время у значительной части родителей?

В первую очередь, это нехватка времени и сил у родителей, вынужденных зарабатывать на хлеб насущный. Во-вторых, это отсутствие временной возможности у педагога оповестить каждого родителя о текущих делах, ведь не секрет, что не каждый ученик доносит всю необходимую информацию до родителей.

В результате отсутствия времени для общения с педагогами, как говорится, с глазу на глаз, посещения тематических лекций, встреч с педагогом-психологом, социальным педагогом школы наблюдается недостаточный уровень подготовленности и осведомленности родителей по ряду вопросов; растет разрыв между школой и семьей, школа лишается возможности разносторонней объективной оценки личностных особенностей каждого ребенка. Как следствие, растет процент преступности, «беспризорности», снижение уровня мотивации школьников на учебу.

Какой же выход из создавшейся ситуации?

Обратимся к современным средствам, позволяющим наладить тесную двустороннюю связь и интерактивное общение между педагогическим коллективом и родителями. Это, в первую очередь, Интернет-ресурсы: сайты, блоги, средства web - 2.0.
Рассмотрим подробнее указанные средства для оптимального построения связи «семья – школа».

В первую очередь заслуживают внимания средства связи, доступные каждому педагогу и родителю: электронная почта, skype, обратная связь в рамках школьного сайта, возможности портала «Дневник.ru». Подобные средства дают возможность родителям быть в курсе проблем, возникающих у детей (в ходе учебного процесса, их адаптации к школе, общения со сверстниками).
Заходя на странички школьного сайта или, если есть такая возможность, классного блога, родители оказываются в гуще событий образовательного учреждения. Они имеют возможность планировать деятельность своей семьи в соответствии с анонсами событий школы/класса, контролировать результаты конкурсной и творческой активности своего ребенка, результаты диагностических проверок качества знаний и психологических особенностей школьников, знакомиться с новостями школы, творческими работами ее воспитанников, анализируя возможности своего ребенка, участвовать с ним в различных мероприятиях, предлагаемых педагогическим коллективом. Обратная связь, существующая на сайте школы, позволяет родителям обратиться с любым вопросом как к администрации, так и к членам педагогического коллектива.

Возможности портала «Дневник.ru», в первую очередь, позволяют родителям контролировать успеваемость и посещение уроков. Но помимо этого, родителям предлагаются творческие конкурсы, в которых они могут участвовать самостоятельно или вместе со своим ребенком, что, несомненно, способствует более тесному общению и взаимопониманию в семье.

На наш взгляд, самый простой вид информационного общения – это электронная почта и программа Skype, которые позволяют быстро решать с педагогами вопросы, возникшие в ходе образовательного процесса в школе или дома.

Хочется обратить внимание на то, что данные средства предоставляют возможность родителям обратиться с вопросами, подчас не терпящими публичного представления, к специалистам школы: социальному педагогу, педагогу – психологу и др. Их контактные данные всегда имеются на соответствующей странице школьного сайта. Да, при серьезной необходимости без личного общения не обойтись, но предварительный диалог или решение мелких текущих вопросов можно осуществить именно посредством электронных средств. Именно поэтому, на наш взгляд, каждый классный руководитель в начале учебного года должен составить список электронных контактов родителей подопечного класса.

В последнее время в практику повышения квалификации работников образования вошли виртуальные лаборатории, мастер-классы, вебинары и другие формы дистанционного обучения.

У нас возникла мысль, а почему бы данные формы не предложить родителям для повышения уровня их компетентности по ряду образовательных вопросов. Для реализации данной задачи уместно в начале года провести с родителями анкетирование для выявления наиболее актуальных для них проблем образования. Это могут быть широкие темы («Повышение уровня экологической грамотности детей», «Коммуникативное общение подростков» и т.д.) и узкие, локальные темы («Дети и деньги», «Семейные ценности» и др.). Затем составляется график дистанционных мероприятий с указанием специалиста, который будет проводить его, формы и времени работы. График доводится до сведения родителей, которые делают свой выбор в пользу того или иного мероприятия. Всем записавшимся родителям предоставляется доступ к рабочей группе. Наиболее оптимальное время для реализации подобной формы – один час в промежутке от 18 до 20 часов. Для организации таких «ликбезов» можно приглашать не только педагогических работников, но и сотрудников ИДН, МЧС, медицинских учреждений, администрации районов города. Подобная работа, как показывает наша практика, способствует повышению уровня компетентности родителей по основным вопросам педагогики, мотивирует их на дальнейшее самосовершенствование и налаживание более тесной связи с работниками школы.

Обратимся еще раз к национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». В ней сказано, что «ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» [1].
Да, современные педагоги прикладывают массу усилий для того, чтобы каждый ребенок смог проявить свои способности и стал участником творческого или исследовательского проекта. Но насколько этот процесс осуществляется более эффективно, если бок о бок с педагогом данную задачу решают родители. Ведь самое интересное, что для этого им, порой, из дома выходить не надо. Здесь на помощь учителям приходят Google-документы и средства web-2.0.

На этапе актуализации, для выбора проблемы, выдвижения гипотезы, разработки плана работы над проектом существуют интерактивные доски (Stixy, Linoit, WikiWall и др.), позволяющие фиксировать, обсуждать, редактировать идеи в свободном режиме. Для этого учителю достаточно создать сервис и предоставить к нему доступ всем участникам творческой группы. Эти же средства позволяют создавать конечный продукт, размещая на нем результаты исследований («Химический состав атмосферы»).
Для проведения анкетирования, соцопроса не обязательно обходить с бумагой всех родителей и детей класса. Достаточно создать Google-документ (электронную таблицу), в которую и родители, и дети смогут вносить собственные данные в любое, удобное для них время. Подобная работа позволяет быстро и легко не только получить необходимые данные, но и провести сравнительный анализ полученных результатов, что дает более полную и объективную картину исследования (Соцопрос по теме «Экология»).

В качестве творческого задания учителя могут предложить воспитанникам создать интерактивный кроссворд (Puzzlecup.com). Данная работа позволяет обобщить знания по теме, мотивировать школьников на освоение учебного материала в рамках программы и сверх нее. Но для того, чтобы этот процесс стал для ребенка более интересным и актуальным, можно приобщить к нему родителей. Создание семейных кроссвордов повысит статус задания, повысит уровень мотивации и, как следствие, приведет к более качественному результату.

То же самое можно сказать и об интерактивных презентациях, которые могут быть созданы усилиями всей семьи, например, по теме «Семейные традиции» или «Наши домашние питомцы». Совместный подбор материала, оформление его в определенном стиле, а подчас и создание литературных произведений (стихов, эссе, сочинений) объединяет членов семьи и повышает заинтересованность родителей в общении со школой.

Через год мы будем отмечать юбилейную годовщину победы в Великой Отечественной войне. Уже сегодня оптимально начать работу по реализации, например, внутриклассного проекта «Как наши деды воевали…». Именно используя интерактивные средства общения, можно собрать богатый архивный материал, дополнить его рисунками, фотографиями, стихами, сочинениями, созданными всеми членами семей – участниками проекта и оформить это все в виде Интернет-сайта, блога, web-страницы, любой другой формы, доступной широкой общественности.

В данной работе мы постарались кратко рассмотреть некоторые возможности, которые предоставляют современные Интернет-средства для укрепления связи «семья – школа».

Мы уже не сомневаемся в том, что именно эти средства позволяют наладить активное участие родителей в школьной жизни, контроль их за деятельностью образовательного учреждения (самоуправление, родительский комитет, Совет школы) - все то, что является сегодня неотъемлемой составной частью успешного образовательного процесса в рамках школы.

Всего комментариев: 4
avatar
1 • 18:09, 21.10.2013

Статья полезная и своевременная. Спасибо автору.
avatar
2 ushakovaov • 15:12, 22.10.2013

Очень приятно читать лестные сообщения о моей работе. Спасибо за внимание, оказанное мне.
avatar
3 Ирина_Евгеньевна • 21:31, 01.11.2013

Статья очень понравилась.Нет общих фраз о необходимости налаживания взаимодействия семьи и школы. Надоело читать эту воду - всем и так понятно, ЧТО надо делать, а вот КАК делать - мало кто говорит. У вас, Ольга Валерьевна, много дельных предложений и интересных идей по организации общения с родителями через Интернет. Обязательно воспользуюсь, например, интернет-анкетированием. А исследовательские проекты с участием родителей, руководство ими через Интернет и презентация их в Интернете на сайте учителя или школы - это превосходная находка!
avatar
4 • 08:50, 03.11.2013

Спасибо большое, Ирина Евгеньевна, за Ваш комментарий. Мне и самой надоели общие фразы, не выражающие ничего! Ничего не поделаешь, новое время , новые условия диктуют новые требования к налаживанию взаимоотношений с родителями. Помогает, могу сказать на личном опыте. Желаю Вам успехов!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены