РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Первые сестры милосердия в Российской империи (начало)

Предыстория.

У восточнославянских народов с древних времён женщины бескорыстно приходили на помощь раненым, больным, старым и беспомощным. В древнерусских летописях есть упоминание о женщинах и девушках, которые в мирное время исцеляли больных, а в ратное занимались врачеванием раненых. В одной из Летописей писалось о таких женщинах и девушках: «…больным служаща, горшки и прочие их сосуды умываша и варения их искушаша, ложици поданша, хлеб резаша, брашну приносяша ...и прочие послужения творяша».
Петр I, понимая важность ухода женщин за больными и ранеными, законодательно утвердил такой труд. В генеральном регламенте для госпиталей говорилось: «… необходимо работниц иметь...для... больных по болезням. Для надзирания над бельем и над работницами иметь во всяком госпитале по одной помощнице из старых вдов или добрых замужних женщин». А в 34-й главе «Воинского устава» (1716 г.) конкретизировалось: «Так же потребно всегда при десяти больных были для услужения по одному здоровому солдату и нескольким женщинам, которые оным больным служить имеют и платье на них мыть». Но постепенно эти введения Петра I забылись и результатом такой забывчивости стала огромная недостача медицинских сестёр во время наполеоновского нашествия. Тогда и вспомнились старинные традиции помощи раненым воинам. Множество женщин и молодых девушек во время войн добровольно приходили на позиции для ухода за ранеными. А в тыловых госпиталях женщины и девушки в свободное время становились сиделками и медсестрами. Благодаря их бескорыстному труду были спасены жизни и здоровье множества защитников Отечества.

Основание общин сестёр милосердия.

Видя огромную пользу женского труда во время боевых действий и в уходе за старыми и больными в мирное время, царская семья взяла под свою личную опеку создание женских православных общин по уходу за больными и немощными стариками. В России самой ранней по времени основания общиной сестер милосердия стала Санкт-Петербургская Свято-Троицкая, учрежденная в 1844 году по инициативе великой княгини Александры Николаевны. Община располагалась в доме подполковницы Сучковой в Рождественской части. Её муж, полковник Сучков, на личные средства провел переоборудование дома под «Заведение для сестёр милосердия» из 6 отделений. В доме располагались: отделение сестер милосердия, женская больница, пансион, приют, исправительная школа и отделение кающихся. Позже появилась и богадельня для неизлечимых больных. Женская больница принимала у себя бедных больных женщин разных возрастов и званий, представляла собой нечто вроде современного хосписа. Пансион, приют и детское исправительное отделение принимали только девочек. В приют принимали на уроки и приходящих девиц. Так же при и общине была создана четырехклассная школа, где обучалось 120 девочек из бедных семей. Обучение строилось так, что по окончании школы, выпускницы могли посвятить себя уходу за больными, ранеными и немощными.

В общину могли вступать вдовы и девицы всех свободных состояний в возрасте с восемнадцати лет, а возраст вступающих вдов не должен был превышать сорок лет. Как правило заканчивали свой жизненный путь сестры милосердия в богадельне при общине. Там к ним было уважительное отношение и внимательный уход. Сестра милосердия должна была отличаться «набожностью, милосердием, целомудрием, опрятностью, скромностью, добротой, терпением и безусловным повиновением постановлениям». Следует отметить, что изъявившие желание стать сестрами милосердия, так называемые «сестры испытуемые», по уставу пребывали в этом статусе до трех лет. В течение этого времени проверялись их нравственные и деловые качества. Кроме того, готовившихся в сестры «подвергались, в отношении способностей своих хождению за больными, испытанию доктора», который сообщал о его результатах начальнице общины и управлявшему ею Комитету. Комитет принимал решение о присвоении испытуемой звания Сестры милосердия и т.д. Сестра приводилась к присяге священником общины в присутствии попечителя и получила особый знак, возлагавшийся на нее Санкт-Петербургским митрополитом. Этот знак – золотой нагрудный крест с изображением Пресвятой Богородицы и надписью «всех скорбящих радость» на одной стороне и «милосердие» на другой – носился на зеленой ленте.

Создатели православной общины Сестер милосердия ставили перед собою следующие задачи:

  • попечения больных и уход за ними на дому;
  • призрение и воспитание малолетних сирот.

В том же 1844 г. императрица Александра Федоровна в память о дочери взяла общину под свое покровительство. В 1846 г. управление общиной было передано вел. княгине Марие Николаевне, сестре императора Александра II. Начальницей общины стала Сарра Александровна Биллер - одна из самых известных петербургских благотворительниц первой половины XIX века. Помогал руководителю общины Комитет, куда входили дамы – благотворительницы из высшего общества помогал руководителю общины в решении многочисленных вопросов. В официальном документе отмечалось, что содержалась община «на проценты с капитала Великой княгини Александры Николаевны (младшей дочери Николая I)». После ее кончины, покровительство этим женским движением перешло к императрице. А в 1847 году попечителем общины Сестер Милосердия был назначен принц Петр Георгиевич Ольденбургский (1812 – 1881) целиком посвятивший себя делу благотворительности. Еще в 1839 года ему было поручено руководство Санкт-Петербургской Мариинской больницей для бедных, а в 1844 году П.Г. Ольденбургский стал председателем Санкт-Петербургского опекунского совета. Принцем было пожертвовано 50 тысяч рублей на покупку здания, в котором размещались учреждения общины. Всего до своей кончины в 1881 г. он передал на её нужды более 130 тысяч рублей.

За первый год существования общины её сёстры посетили на дому 21200 больных, а в общинной больнице вылечились более 300 тяжело больных. Подобную работу вели сестры и в других православных общинах Сестер милосердия -Петровская община, община Св. Георгия, община «Утоления печали» в Москве, Благовещенская Крымская община в Ялте и многие другие. При каждой общине был православный храм. Сёстры обязательно присутствовали на службах, постоянно исповедывались и причащались.

Уже само название общин говорило о подвижничестве первых военных медсестер России и верном служении наивысшим идеалам православия: милосердию и состраданию. Облик женщин в монашеском одеянии в белоснежном платке с крестом на долгие годы стал символом человеколюбия. Здесь сочеталось служение Богу, с решимостью посвятить себя столь необходимому делу- уходу за ранеными, больными и немощными. Это сочетание давало замечательные результаты. Но в случае большого потока раненых имеющегося количества сестер милосердия конечно было мало.

Особенно ярко это проявилось во время Севастопольской компании Крымской войны 1854-1856гг. Этот русский город стал синонимом мужества, стойкости и величайшего терпения народа.

Крымская война 1854-1857 гг.

Первые сестры милосердия прибыли на Крымскую войну 30 ноября 1854 года. Группа состояла из 28 сестёр. Возглавляла группу сестра - настоятельница, вдова офицера, Анна Павловна Стахович. А всего в Севастополе помогали раненным воинам 120 сестёр милосердия из Крестовоздвиженской общины и 40 из других православных общин. Знаменитый хирург (профессор петербургской Медико-хирургической академии) Н.И Пирогов, который был главным врачом и ведущим хирургом во время обороны Севастополя, взял сестёр милосердия под свою опеку. Во время войны главным местом деятельности общины был город Севастополь. Небольшие группы сестёр были также рассредоточены для служения по таким населённым пунктам, как Бахчисарай, Симферополь, Перекоп, Херсон, Николаев.

Героизм сестёр милосердия.

Прибыв на место, сёстры милосердия немедленно приступили к уходу за ранеными. Официальные документы отмечают, что «начатое с любовью дело принесло уже достойные плоды».

В общине давались очень широкие медицинские знания и это позволяло сестрам иногда заменять хирурга. Сёстры делали всё: готовили еду для раненых, перевязывали, ассистировали на операциях, кормили и поили лежачих, мыли их и одевали, писали письма родным раненых, занимались постелями и одеждой, медикаментами и процедурами. Один из участников сражения писал: «…они выносили с поля боя раненых, это их руки нежно касались пылающего лба солдата, бережно снимали и накладывали повязки, мягко и неназойливо успокаивали». По Уставу общины, за пять лет усердного служения, сестра милосердия могла быть удостоена звания крестовой сестры и права ношения на груди на голубой ленте серебряного с позолотой креста. Но не за награды и отличия совершали свой христианский труд женщины. Самой высокой наградой за их труды были слова благодарности от выздоровевших воинов.

Читая чудом уцелевшие письма той поры, невольно восхищаешься подвигом этих женщин. Испытываешь чувство гордости за принадлежность к народу, представительницами которого были они были. В письмах эмоциональные рассказы о страдании из-за невозможности помочь некоторым раненым, о нечеловеческих усилиях по возвращению в строй даже казалось безнадежно раненых воинов, о бытовых неудобствах, неженском самообладании и о слезах безмерной усталости. Сестра - настоятельница писала родным: «Поверьте, что мы забыли о себе, живем для наших больных и надеемся на милость всевышнего, что он нас подкрепит в исполнении нашей великой обязанности». В письмах рассказано в каких условиях приходилось работать сестрам каждый день. Одна из сестёр пишет: «С 10 на 11 число (1855 г.) у нас была сильная пальба, в ночь принесли 45 раненых. Сестра Гордынская, мать Серафима и еще три сестры были на дежурстве с полуночи до 11 часов утра. Они помогали докторам и были обмыты кровью от множества ампутаций». Другая сестра Крестовоздвиженской общины, вдова чиновника, Травкина писала дочерям из Севастополя: «Наконец ...началась моя служба Богу и человечеству и признаюсь нет ничего приятнее, как все минуты жизни быть в действии и знать, что этим исполняешь свое название».

Показателем тяжести труда врачей и сестёр может служить всего один день, 12 марта. Тогда, после многочасовой бомбардировки артиллерией противника укреплений защитников Севастополя, на перевязочный пункт поступило 600 раненых. Некоторые из которых прибывали в ужасном состоянии: без рук или ног, кто-то с размозженной головой, у другого всё лицо сорвано. В этот день Пирогов и 17 подчиненных ему врачей, спасая жизнь раненых, провели 100 ампутаций. В это время одни сестры милосердия ассистировали во время операций, другие обрабатывали раны легкораненым. После этого все сёстры обмывали раненных, меняли им бельё, раздавали лекарство, меняли перевязки раннее поступившим, кормили. Затем стирали грязное бельё, снятое с раненых. К вечеру часть сестёр оставалась на ночное дежурство, чтобы ухаживать за ранеными. А другие в это время готовили перевязочный материал и всё необходимое для следующей партии раненых и лечения уже поступивших. Рабочий день сестёр милосердия начинался ранним утром, а заканчивался не раньше полуночи. Часто при большом количестве раненых сёстры вообще не спали сутками. А с 24 по 25 августа, когда начались последние штурмы города, в день раненых поступало до тысячи человек

Вскоре нагрузка на сестёр милосердия еще более увеличилась. В начале 1856 года в Крыму вспыхнула эпидемия тифа. Было много заболевших. Так, например, из ста больных, поступивших в госпиталь Николаева в январе, до 80 человек были тифозными. Весной тиф пошел на убыль, зато увеличились заболевания лихорадкой и дизентерией. 14 февраля новый главный врач общины В. И. Тарасов писал в Петербург: "Правда, сестрам будет довольно трудно - на каждую приходится до 200 больных и кроме того через пять-шесть дней каждой из сестер будет необходимо нести дежурство два дня бессменно, но этот труд не пугает их. Мы принимаем дома, в которых больные лежат на полу и при том, так, что где можно поместить 100 - там находится 200, где - 200, там - 400. Надеюсь, что наши сестры не потеряются... Цифры больных в Симферопольских госпиталях достигали 13000, смертность от 125 до 142 человек в сутки, умирают преимущественно от тифа...". Некоторые сёстры, заразившись от больных, начинали болеть. В полевом лазарете умерли от тифа баронесса Юлия Вревская и еще две сестры. А в августе 1856 г. в симферопольском военном госпитале скончались от сыпного тифа 12 сестёр. Сестра Голубцова перенесла тиф и выздоровела. Но летом 1955 года ухаживая за больными заразилась холерой и скончалась.

Солдаты любили православных сестер и старались их не подводить. Сёстры умели поддержать даже самых тяжелых раненых. Во время перевязок, причиняющих раненым невыносимые страдания, милосердные сёстры ласковыми словами так отвлекали страдальцев, что боль становилась не такой страшной. Один раненый солдат просил сестру Кузнецову: «Хоть потолкайся, матушка, возле меня, так мне уж легче будет». Но вскоре Кузнецова погибла. Одна из сестер милосердия писала домой: «В четверг...хоронили ее. Здешний протоиерей Вениамин и наш монах отпевали ее». Кроме Кузнецовой община вскоре после начала боев лишилась еще восьми сестер.
Особенно тяжелыми для сестёр были ранения и смерти детей. Сестра Бакунина писала: «Но что было ужасно, — это видеть раненых детей, как они, бедняжки, мучаются и страдают. Был у нас мальчик семи лет с перебитой ножкой; была даже грудная девочка, которой мать была убита, в то время как она ее кормила. Дочь моей старушки тоже кормила своего ребенка, и взялась кормить и нашу раненую малютку, но ребенок скоро умер. Господи, как все это было ужасно и тяжело!..».

Литература.

  1. Бестужев И.В. Крымская война 1854-1956 гг. Вооруженные силы России и Англо-Франко-Турецкой коалиции - https://history.wikireading.ru/355729;
  2. Крымская война. Оружие Великобритании. – https://u.to/KRf4Gg ;
  3. Крымская война - https://clck.ru/T3LRK;
  4. Крымская война. Первые сёстры милосердия.09.01.2015 – https://prichod.ru/parishioners-on-the-feasts/16044/;
  5. Осипов С. От пушек до гипса. Пять технических новинок Крымской войны - https://clck.ru/T3LNg;
  6. Пирогов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания – М.; Изд. Академии наук, 1950;
  7. Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV века. /Вступ. Статья Д.С.Лихачева; Сост. И общая ред. Л.А. Дмитриева и Д.С.Лихачева. – М.: Худож. Лит.,1981;
  8. 1857-1861.Переписка Императора Александра II с Великим Князем Константином Николаевичем. Дневник Великого Князя Константина Николаевича/ Сост. Л.Г.Захарова и Л.И.Тютюник. – М.: «Терра»,1994;
  9. Рассел У. Крымская война. Личные воспоминания. – Спт; Лениздат, 2013;
  10. Свято- Троицкая община сестёр милосердия. – https://ljwanderer.livejournal.com/24228.html;
  11. Сестры милосердия в Крымскую войну 1854-1855 - https://trauma.ru/content/articles/detail.php?ELEMENT_ID=4868;
  12. Сёстры милосердия в английской армии, осаждавшей Севастополь в Крымской войне – https://yandex.by/images/search;
  13. Трубецкой А. Крымска война. – М.; «Ломоносов», 2010;
  14. Тарле Е.В. Крымская война в 2 томах. Том 1. – Ленинград; «Наука», 2011;
  15. Харпалева Н. Лечение для элиты? Удивительная история мисс Найтингейл, которая думала иначе. – «Фома», 12.05.2020;
  16. Чепелев Л.А. Сёстры милосердия. - программа «Моё Отечество», 15 мая 1999 г., радио «Виктория».
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.