РАЗРАБОТКИ

Другие модули

«Круговая тренировка» как средство развития физических качеств

Для полноценного и гармоничного развития ребёнка нужно не только развивать его умственные способности, но также и физические.

Физическая культура воспитывает в человеке выносливость, целеустремлённость, желание побеждать и, конечно же, поддерживает его организм здоровым, сильным и ловким. Правильное преподавание предмета делает его интересным и помогает воспитать характер учащегося. Для педагога представляется возможным демонстрировать свои предметные знания, также подходить к предмету с творческой стороны, увлекая ребят в мир физической культуры. Для достижения результата при работе с учащимися необходимо знать методику проведения занятия, различные методы и методические приемы.

На протяжении всей своей работы в школе комплексно использую различные методы и приемы, но предпочтение отдаю методу «круговой тренировки», так как считаю, что этот метод наиболее эффективен для решения цели всестороннего развития основных двигательных качеств учащихся. Круговая тренировка на уроках физической культуры хорошо связана с программным материалом по легкой атлетике, спортивными играми, особенно по гимнастике, способствует повышению плотности урока и положительно воздействует на организм, так как в кратчайшие сроки позволяет развивать общую и специальную физическую подготовку.

В чем же заключается сущность метода круговой тренировки?

«Круговая тренировка» включает в себя разносторонность, целесообразное распределение нагрузки и дозировки, что способствует гармоничному развитию ребенка. На уроке физической культуры круговая форма занятий позволяет большему числу учащихся упражняться одновременно и самостоятельно, использовать максимальное количество инвентаря и оборудования. Время, планируемое на проведение круговой тренировки, будет зависеть от задач, которые необходимо решить в процессе общей и специальной подготовки и количества станций.

«Круговая тренировка», осуществляемая на уроках физической культуры, представляет собой целостную организационно-методическую форму физической подготовки. Она не сводится к какому-либо одному способу выполнения упражнений, она включает в себя ряд частных методов строго регламентированного упражнения с избирательным общим воздействием на организм учащихся. Она органически вписывается в конкретную серию учебных занятий, помогает учителю выполнять учебную деятельность.

Итак, основой «круговой тренировки» является многократное выполнение предписанных действий, движений в условиях точного дозирования нагрузки и точного порядка ее изменения и чередования с отдыхом.

Педагогика утверждает, что нельзя назвать определенные универсальные методы обучения. Каждый метод эффективен, если он наиболее успешно решает намеченную задачу. Поэтому необходимо выбирать оптимальное сочетание средств, методов и форм обучения, такому сочетанию наиболее приемлем метод круговой тренировки.

Большую роль в выборе этого метода сыграла переполненность МАОУ СОШ №211 имени Л.И. Сидоренко г. Новосибирска, в которой обучается около 3000 человек. Несмотря на созданные условия: в здании школы имеется отдельный спортивный блок на первом этаже, где расположены спортивный зал и бассейн, на втором и третьем этажах – зал ЛФК, класс хореографии, два тренажерных зала, один из которых оборудован специальными тренажерами для обучения и улучшения техники плавания; на пришкольной территории оборудована спортивная площадка, площадки с малыми игровыми формами (для игр в баскетбол, футбол, волейбол), беговые дорожки для сдачи нормативов на 30м, 60м, 100м; школа имеет весь необходимый спортивный инвентарь; но залы постоянно заняты несколькими классами одновременно (поскольку всего их в школе 94), а классы в среднем состоят из 30-35 человек.

При такой общей загруженности моторную плотность урока помогает увеличить «круговая тренировка».

«Круговая тренировка» хорошо сочетает в себе избирательно направленное и комплексное воздействия, а также строгое упорядоченное и вариативное воздействия. Комплексы упражнений подбираются в зависимости от прохождения определенной темы и с учетом комплектования класса.

При проведении круговой тренировки учащихся распределяют на небольшие группы и разводят по станциям. В каждой группе рекомендуется четное число занимающихся. Затем их знакомят с выполняемым упражнением, после чего предлагают выполнить упражнения самостоятельно.

Упражнения выполняют не торопясь, по несколько повторений. Главное внимание следует уделять правильности выполнения. При разучивании и опробовании круговой тренировки переходы со станции на станцию выполняются по команде.

На занятиях с использованием метода «круговой тренировки» особое внимание необходимо уделять технически правильному выполнению упражнений, сочетанию движений с дыханием и темпом упражнений. Выполнять упражнения на 4–6 станциях. Паузы между упражнениями выдерживать по 30–35 секунд, между сериями 90–180 секунд. Для оптимальной индивидуальной нагрузки и предупреждения перегрузки организма между сериями у занимающихся необходимо измерять пульс.

Интервалы отдыха следует использовать для выполнения упражнений на расслабление, легкие упражнения на мышцы-антагонисты, не задействованные во время выполнения упражнений на той или иной станции.

Модель обучения при применении круговой тренировки

В своей работе я постаралась обобщить методику моделирования «круговой тренировки» на уроках физической культуры. Предприняла попытку создать карточки-задания, состоящие из двух частей: символического рисунка и текстового описания упражнения. Такие карточки-задания применяю в круговой тренировке в дополнительных групповых и индивидуальных занятиях непосредственно на уроках физкультуры, так и на секционных занятиях.

В своей школе этот метод организации физического воспитания я стала использовать из-за маленького спортивного зала и большого наполнения учащихся в классах (30-35 человек).

Организация метода:

  • в спортзале оборудуются так называемые «станции», то есть места для выполнения соответствующих двигательных действий;
  • на каждой «станции» обучающимся даются определённые задания (упражнения), дозировка, методические указания по его выполнению;
  • задания выполняются одновременно всеми учащимися.

Учащиеся путём перестроения делятся на отделения, в каждом отделении назначается старший отделения.

Применяя «круговой» метод на уроках физкультуры, необходимо соблюдать правила:

  • подбирать упражнения в соответствии с целями и задачами занятия;
  • с учётом переноса двигательных качеств и навыков;
  • выполнение всех упражнений необходимо строго регламентировать, исходя из уровня подготовленности, возраста и пола обучающихся.

Упражнения круговой тренировки приучают учащихся к самостоятельному мышлению, развитию физических способностей, вырабатывают алгоритмы двигательных действий близких по своей структуре к спортивной или профессиональной деятельности в комплексе с морально-волевой подготовкой.

«Круговая тренировка» на уроках физкультуры

  1. Хорошо сочетается с программным материалом по лёгкой атлетике, спортиграм и особенно гимнастике.
  2. Способствует повышению не только плотности урока, но и положительно воздействует на организм в целом.
  3. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку.

Примерный комплекс упражнений

Примерные комплексы упражнений круговой тренировки:

Урок лёгкой атлетики:

  1. Прыжки через короткую скакалку.
  2. Сгибания и разгибания рук в упоре лёжа от гимнастической скамейки – девочки; в упоре лёжа, ноги на скамейке – мальчики.
  3. Прыжки через гимнастическую скамейку на двух из стороны в сторону (девочки с промежуточным прыжком).
  4. Метание малого мяча в цель с 6-ти метров.
  5. Передвижение в низком приседе, руки за головой.
  6. Бег с выбрасыванием вперёд прямых ног, с высоким подниманием бедра, с захлёстом голени (по прямой).
  7. Поднимание туловища из положения сидя на гимнастической скамейке, руки за головой.
  8. Многоскок (бег в шаге – по прямой).
  9. Приседание на одной ноге с опорой.
  10. Из виса на гимнастической стенке лицом, отведение прямых ног назад.

Урок спортивных игр (баскетбол):

  1. Прыжки через короткую скакалку.
  2. Ведение мяча бегом (по прямой).
  3. Сгибания и разгибания рук в упоре лёжа от гимнастической скамейки – девочки; в упоре лёжа от пола, ноги на скамейке – девочки.
  4. Броски мяча в корзину с места.
  5. Приседания на оной с опорой.
  6. Передача двумя от груди в парах, тройках, со сменой мест.
  7. Поднимание туловища из положения сидя на гимнастической скамейке, руки за головой.
  8. Подтягивание из виса – мальчики, из виса лёжа – девочки.

Приведённые комплексы могут быть использованы на уроках в 5 – 7 классах. На каждой станции упражнения выполняются от 45 секунд до 1 минуты.

Подводя итог, хочется отметить, что МАОУ СОШ № 211 им. Л. И. Сидоренко - одно из крупнейших образовательных учреждений города Новосибирска. Большое внимание уделяется созданию в стенах учреждения системы качественного урочного, внеурочного обучения, а также дополнительного образования, позволяющего личности каждого учащегося стать гармонично развитой. Для этого в школе организуются спортивные секции по волейболу, баскетболу, лыжным гонкам, настольному теннису, оздоровительные занятия для младших школьников, свободное плавание, а также бальные и народные танцы.

Метод «круговой тренировки», используемый на уроках, во внеурочное время, позволяет решить проблемы, связанные с переполненностью зала, с высокой наполняемостью учащихся в классах, загруженностью педагога, он способствует проведению качественных и интересных занятий, полноценному физическому развитию учащегося, а также развитию у него УУД.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.