РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проект как инструмент измерения образовательных результатов

В последнее время всё активнее обсуждается компетентностный подход к образованию [1], который, в числе прочего, подразумевает оценку образовательный результатов как ключевых компетенций учащегося. На этапе выпуска из школы в сформированности учебной и трудовой компетенций заинтересованы как вузы, так и средне-специальные учебные учреждения, а также работодатели.

Стандарт определяет три типа образовательных результатов [2] выпускника средней школы: личностные, метапредметные и предметные. Однако современная практика организации замера образовательных результатов ориентируется исключительно на предметные результаты [3].

Очевидно, что замер исключительно предметных результатов даёт весьма размытое представление об учебных компетенциях выпускника.

Одним из инструментов замера сформированности учебной компетенции является, введенный в стандарты индивидуальный проект, однако пока он не является учитываемым аспектом при приеме в вузы, другие образовательные учреждения и на работу; внимание, которое уделяется школами и самими учащимися этому проекту, весьма условно. Это можно объяснить сложившейся традицией, когда формирование учебной компетенции и производственной компетенции является делом вуза или конкретной компании. Получается замкнутый круг: школа может себе позволить относиться к индивидуальному проекту формально, так как его результаты не влияют напрямую на успешность поступления в вуз или трудоустройство, работодатели и вузы не обращают внимания на результаты проекта, так как школы могут подходить к организации и оцениванию проекта формально.

Решением этого вопроса может быть грамотная организация проектной деятельности в учебном заведении и выбор актуальных характеристик проекта для того, чтобы отражать интересующие компетенции [4].

Для определения характеристик проекта, которыми он должен обладать, чтобы отражать необходимые вузу и работодателю компетенции, можно воспользоваться стандартами, однако количество этих характеристик и размытость формулировок делает создание и оценку такого проекта практически нереальным. Видимо, это и является одной из причин недостаточного внимания школ, вузов и работодателей к указанному проекту. Однако в мировой практике есть примеры разработанных моделей организации и оценки проектов такого рода. Одним из таких примеров является персональный проект системы MYP IB [5].

Кратко его основные характеристики [6] можно сформулировать следующим образом.

Учащийся в ходе проекта должен продемонстрировать способность:

  • Ставить сложно, но достижимую, четкую, измеримую цель, связанную с личными интересами и направленную на решение конкретной проблемы.
  • Анализировать свой опыт (в том числе и предметный), необходимый для достижения этой цели, и понимать, как этот опыт был получен; анализировать недостающие для проекта навыки и понимать, как и где эти навыки можно получить.
  • Планировать и проводить исследования: актуальности проблемы, существующих и возможных путей решения, критериев успешности продукта, технологии создания продукта на основе проведенного анализа достоверности разных источников информации.
  • Логично и доказательно отражать результаты исследований.
  • Анализировать свои навыки исследования.
  • Продумывать и доказываться актуальные характеристики продукта (критерии успешности).
  • Продумывать и доказывать адекватные методы измерения достижимости цели.
  • Анализировать и привлекать ресурсы, необходимые для проекта.
  • Планировать свою деятельность сообразно поставленной цели и реалиям окружающей действительности.
  • Создавать, анализировать и испытывать модели (разработки) продукта.
  • Соблюдать разработанный план.
  • Анализировать свои навыки планирования.
  • Вести журнал проекта и получать регулярную обратную связь по ходу проекта.
  • Проявлять самостоятельность, инициативу и творческий подход к решению текущих задач.
  • Следовать и модифицировать технологию создания продукта сообразно реалиям.
  • Создавать законченную версию продукта высокого качества, соответствующего поставленной цели.
  • Делать обоснованный рациональный выбор; аргументировать суждения; пересматривать свое понимание на основе новой информации; распознавать и оценивать недостатки и ограничения метода (способа, подхода); распознавать, анализировать и эффективно решать возникающие проблемы.
  • Использовать полученные ранее знания и навыки в новой ситуации, приобретать необходимые для проекта знания и навыки.
  • Предлагать оригинальные идеи, разработки, способы решения возникающих проблем.
  • Анализировать свои навыки самоорганизации.
  • Устанавливать и поддерживать необходимую коммуникацию и сотрудничество с людьми, связанными с проектом, брать и (или) делегировать ответственность.
  • Создавать четкую и логичную исполнительную документацию на продукт и на проект.
  • Логично, последовательно и лаконично представлять проект.
  • Анализировать свои коммуникационные навыки.
  • Планировать и проводить испытание продукта на предмет соответствия цели проекта.
  • Выявлять достоинства и недостатки продукта и процесса его создания.
  • Проводить оценку продукта и проекта.
  • Анализировать перспективы развития проекта и его необходимые модификации.
  • Проводить рефлексию в отношении развития своих навыков и темы проекта. [7]

Этот список был сформирован с опорой на на критерии оценки персонального проекта в MYP IB и опробован в течение нескольких лет в ГБОУ школе 45 им. Л.И. Мильграма
г. Москвы [8].

Из перечисленного списка видно, что для успешной реализации персонального проекта учащийся должен проявить как личностные, так и метапредметные навыки (в частности, отражает способность учиться и использовать свои знания для продуктивной деятельности). Безусловно, в ходе такого проекта невозможно использовать и, соответственно, оценить все предметные результаты. Однако это и не требуется (так же, как, например, для поступления в вуз не требуется сдавать экзамены по всем предметам школьной программы)! Существенно ценнее то, что необходимые для проекта предметные навыки используются в реальной целенаправленной деятельности, что и является проявлением компетенции.

Соответственно, для того, чтобы подобный проект полноценно отражал ожидаемые вузом или работодателем компетенции, требуется, чтобы тема проекта отражали оцениваемые субъектом принятия решений предметные компетенции (то есть была связана с теми предметами, которые актуальны для конкретного вуза или работодателя).

В отличие от отечественной практики, персональный проект MYP IB имеет не только рубрицированные критерии оценки, но и систему мониторинга достоверности результатов и систему поддержки организаторов проектной деятельности в школе.

Построение аналогичных систем [4] и учет результатов индивидуального проекта как одного из основных образовательных результатов выпускника сможет не только улучшить эти результаты, но и повысить качество образовательного процесса в целом.

Библиография

  1. Компетентностный подход — Портал «Школа. Образовательные технологии» [Электронный ресурс], URL: http://edu.enterinfo.ru/инновационные-педагогические-техно/компетентностный-подход, 7.05.20
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты — Портал «ФГОС», [Электронный ресурс], URL: http://fgos.ru, 7.05.20
  3. ЕГЭ — Портал «ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», [Электронный ресурс], URL: http://fipi.ru/ege, 7.05.20
  4. Лебедев В.В. Проектная и исследовательская деятельность// YouTube. 2017 (http://www.youtube.com/watch?v=5or2vsQRf10) Просмотрено: 8.02.20
  5. Middle Years Programme — Портал «International Baccalaureate» [Электронный ресурс], URL: http://www.ibo.org/programmes/middle-years-programme, 12.05.20
  6. Middle Years Programme Subject Brief — Портал «International Baccalaureate» [Электронный ресурс], URL: http://www.ibo.org/globalassets/digital-toolkit/brochures/myp-brief_personal-project_2015.pdf, 12.05.20
  7. Анохина Е.Б. Критерии оценки персонального проекта — ГБОУ Школа 45 им. Л.И. Мильграма, Москва, 2016
  8. Персональный проект — сайт ГБОУ Школы 45 им. Л.И. Мильграма [Электронный ресурс], URL: https://ms45.edu.ru/d/ru/node/1817
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены