РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Великие ученые и мыслители Востока о физическом воспитании

Ученые-энциклопедисты Востока, всемирно известные мыслители Аль-Хорезми, Абу Райхон Беруни, Аль-Фараби, Ибн Сина, Амир Темур, Мирзо Улугбек, Алишер Навои, Захириддин Мухаммад Бабур и многие другие составляют мощный пласт духовно-просветительских идей в истории и культуре Узбекистана. На базе их идей формировались высокие культурные и познавательные ориентиры, придавшие образованию социальную направленность и значимость.

Ученые-педагоги Востока Аль-Фараби, Абу Райхон Беруни, Ибн Сина предлагали введение в образовательную систему новых форм и методов обучения в школах, учебная программа, которых должна включать такие дисциплины, как литература, родной язык, математика, география, история, физическое воспитание. Они утверждали, что такая учебная программа обучения способствует развитию умственных способностей, совершенствованию физических качеств, формированию духовного мировоззрения молодежи. В научных трудах выдающихся ученых, обладавших универсальными знаниями во всех сферах, значительное место занимают различные аспекты физического воспитания эпохи средневековья.

Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг ал-Аль-Фараби, известный на средневековом мусульманском Востоке как «второй учитель» (т.е. второй после Аристотеля), родился в г. Фарабе, расположенном на Сырдарье при впадении в нее р. Арысь, в 870 г. в тюркской семье. Гениальный ученый-энциклопедист. Творческое наследие Аль-Фараби огромно, до сих пор еще не поддается точному подсчету количество его трудов.

Аль-Фараби написал подробные комментарии к сочинениям Аристотеля «Метафизика», «Физика», «Этика», Риторика» и др. и познакомил с ними ученых Европы и Востока. Современниками ему было присвоено звание «второго учителя», то есть Аристотеля на Востоке. Наибольшей известностью пользовались его трактаты «Жемчужина премудрости» и «Взгляды жителей добродетельного города».

В последнем трактате Аль-Фараби разделяет города-государства на идеальные и невежественные. Идеальное государство мыслитель уподобляет здоровому человеческому организму, все органы которого взаимосвязаны и помогают друг другу, чтобы сохранить жизнь живого существа. К числу невежественных городов, которые Аль-Фараби подвергает критике, относится город «низости и несчастья», это город, жители которого стремятся к наслаждениям – в еде, питье, в удовольствиях. В идеальном городе есть глава, своего рода учитель, обучающий своих подопечных наукам и путям для достижения счастья. Путь к счастью – наука, воспитание, формирование здорового образа жизни.

Аль-Фараби впервые дал определение понятиям обучения и воспитания. В процессе обучения и воспитания он рекомендует применять не только методы стимулирования, но и метод принуждения. Аль-Фараби подразделяет знание на практическое (ремесло) и теоретическое (наука). Он был сторонником гармоничного воспитания личности – умственного, физического и нравственного.

На основе разумной деятельности человека как его естественных свойств Аль-Фараби сделал ряд выводов о гуманистическом равенстве всех людей в результате всеобщего разумного характера автономии человека, творческой активности человек, свобода человеческой воли, независимая от ценности человеческой жизни. Этот вопрос Аль-Фараби рассматривал в своем «Трактате о взглядах жителей добродетельного города» [3].

Великое общество - это собрание компаний всех людей, живущих на земле, среднее - это объединение людей в некоторых частях земли, небольшое - это небольшая ассоциация жителей.

Согласно Аль-Фараби, наибольшее благо и высочайшее совершенство могут быть достигнуты, прежде всего, городом, а не обществом, стоящим на более низком уровне совершенства. Последним аль-Фараби считает село, район, улицу и дом. Эта система представляет собой совершенное общество, построенное Аль-Фараби со строгой логической последовательностью, является результатом логического мышления ученого, исходя из отношения между понятиями общего и частного [4].

Этика в современном понимании категории «добродетель» для Аль-Фараби является ключом к телеологической интерпретации бытия как вселенной и самого человека, так и человека в обществе, поскольку добродетель является способом мышления, познания. На самом деле, образование является одним из важнейших социальных явлений в философской системе Аль-Фараби. Он касается человеческой души и гарантирует, что человек с раннего возраста готов стать членом общества, достичь своего собственного уровня совершенства и, таким образом, достичь цели, ради которой он был создан.

Действительно, вся деятельность образования, по мнению Аль-Фараби, может быть обобщена как приобретение ценностей, знаний и практических навыков человеком в течение определенного периода и определенной культуры. Цель образования - привести человека к совершенству, так как человек был создан для этой цели. Совершенный человек (аль-инсан аль-камил), думал Аль-Фараби, - это тот, кто приобрел теоретическую добродетель - таким образом, завершая свое интеллектуальное знание - и приобрел практические моральные добродетели - таким образом, становясь совершенным в своем моральном поведении. Затем, увенчивая эти теоретические и моральные добродетели эффективной силой, они закрепляются в душах отдельных членов сообщества, когда они принимают на себя ответственность политического лидерства, таким образом становясь образцами для подражания для других людей. Аль-Фараби объединил моральные и эстетические ценности: добро - это прекрасно, а красота - это хорошо; прекрасное - это то, что ценится интеллигенцией [5].

Итак, это совершенство, которого он ожидает от образования, сочетает в себе знания и добродетельное поведение; это счастье и добро в одно и то же время.

В заключении мы можем сказать, что актуальность исследования трудов Абу Наср Аль-Фараби и на данный момент не теряет своей актуальности, так как Абу Наср Аль-Фараби возвращается к вопросу совершенствования системы чувств и мышления, воспитания и действия. Без обучения она не воспитывает человечество. Необразованный человек не может распознать отличительные качества других. Нет больших достижений без воспитания души. Только через науку и образование может быть достигнут духовный прогресс. Он предупреждает, что тот, кто не может изменить свое поведение, не может достичь истинной науки. В целом Абу Наср Аль-Фараби говорит, что от него зависит достижение тех целей, которые он ставит перед собой. Человек должен постоянно совершенствоваться духовно, и он уверен, что истина может быть получена только через познание окружающего мира.

Список литературы

  1. Сатыбекова С.К. Гуманизм Аль-Фараби. - Алма-Ата, 1975 .- 136-138.
  2. Аль-Фараби. Книга достижения счастья. - Хайдарабад, 1926 .- 44-46.
  3. Лолита Сафронова. Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26980/
  4. Жолмухамедова Н. В поисках совершенного: Аль-Фараби и Ибн Сина. - Алматы, 2014 .- 181.
  5. Дербисалиев А. Эстетика Аль-Фараби. - Алматы, 1980.- 36.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.