РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Использование техники торцевания как средства развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

Простой листок бумаги,
Но в опытных руках
Он может обернуться
Жар-птицей в облаках.

Но главное богатство,
Что красоту творя,
Простой листок поможет
Создать тебе себя!
(Н.Хоменко)


Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима. Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, поддается любым изменениям, известный запас прочности позволяет делать не только творческие работы, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы.

Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, фиксирование на клей – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

Аппликация (лат.applicatio - прикладывание) – один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть, основана на активном взаимодействии с различными предметами .

В процессе непосредственной образовательной деятельности дети знакомятся со свойствами разных материалов, учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до закрепления фигур на плоскости); развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу). Они учатся группировать округлые, прямоугольные, многоугольные фигуры, правильно называть величинные понятия (длинный — короткий, узкий — широкий, высокий — низкий, больше — меньше, пополам, вдвое, вчетверо и т. д.).

Эти знания дети учатся применять в практической деятельности. В детском саду воспитанники овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клей, кисточка, салфетка и т. д.). У детей формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты. В тоже время воспитывается умение работать и в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности (коллективные работы).

Аппликация - один из излюбленных детьми видов изобразительной деятельности: яркие цвета бумаги, успешное ритмическое расположение фигур радует детей, так же сильный интерес у них вызывает техника вырезания и наклеивания.

Вид такой работы является декоративно силуэтным способом изобразительной деятельности. Процесс вырезания из бумаги создает определенную гармонию. У ребенка развивается самоконтроль, координация движений рук, а при работе с ножницами, бумагой, клеем приобретаются технические навыки.

Основная задача обучения и воспитания в процессе аппликации - приобретение детьми умений передавать впечатления о явлениях и предметах при помощи выразительных образов. Приобщая детей к художественному творчеству, учитель воспитывает у них эстетическое отношение к окружающему миру, способствовать накоплению эмоциональных переживаний, создать индивидуальные способности, интересы, склонности.

На занятиях по аппликации развивается и речь детей: название и усвоение форм, оттенков цветов, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдения за предметами, при обследовании построек, предметов, также при рассматривании иллюстраций, репродукций оказывают благотворное влияние на формирование речи и расширения словарного запаса.

В процессе работы по аппликации решаются проблемы развития эстетических чувств, а также сенсорного развития детей:

  • формирование системы перцептивных действий;
  • развитие всех видов восприятия (слухового, зрительного, тактильно- двигательного, восприятие времени и пространства);
  • развитие целостности, устойчивости и обобщенности восприятия;
  • формирование межсенсорных связей, зрительно-моторной координации перцептивные операции;
  • развитие скорости и дифференцированного восприятия объектов и явлений окружающего мира;
  • формирование умений обозначать перцептивные действия и сенсорные признаки словом .

Для нравственного воспитания занятия аппликацией имеют и следующее значение: развивается потребность доводить начатое дело до конца, заниматься сосредоточенно и целенаправленно, преодолевать трудности, помогать товарищу и т.д.

У детей с ЗПР наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы, низкий уровень познавательной активности, недостаточные представления об окружающем мире, нарушение речевого развития, отставание психомоторном развитии, разные формы общедвигательных нарушений и нарушения тонкой моторики.

В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ЗПР важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе аппликации .

Она предоставляет больше возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребёнка, для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций, мелкой моторики, речи.

Недостаточное развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации приводит к тому, что дети с ЗПР испытывают трудности в ориентировке на заданной плоскости, часто не способны правильно и аккуратно приложить и наклеить детали аппликации. Им сложно правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали, вырезать круг из квадрата, плавно срезать и закруглять углы. Детям трудно работать в группах, часто требуется индивидуальный подход.

На занятиях аппликацией с детьми с задержкой психического развития решаются не только традиционные, но и специфические задачи по коррекции и развитию моторики, познавательной и эмоциональной сферы ребенка.

У детей воспитываются умения добиваться желаемого результата, трудиться. Развитию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует и участие ребят в подготовке и последующей уборке рабочих мест .

Итак, аппликацию можно рассматривать не только как один из любимых видов творчества детей, но и как инструмент развития и коррекции дошкольников с задержкой психического развития.

В настоящее время педагоги на занятиях с детьми с задержкой психического развития склоняются к традиционной технике обучения аппликации, а именно:

  1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
  2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
  3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.

И редко используются нетрадиционные техники аппликации, которые имеют, на наш взгляд, высокую коррекционную значимость.

Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы.

Ловкие детские и взрослые руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств — радость созидания и творчества. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.

Использование нетрадиционных техник аппликации позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции, повышается интерес к занятиям, дети развиваются интеллектуально и физически. В процессе нетрадиционной работы с бумагой у детей развивается кисть, формируется мелкая мускулатура пальцев рук, зрительно – двигательная координация - всё это служит гарантией овладения ребёнка в дальнейшем письмом.

Одной из нетрадиционных техник выполнения аппликации является «торцевание». С помощью неё можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, открытки. Ещё малоизвестная, эта техника очень быстро обретает поклонников по всему миру. Столь стремительный рост её популярности объясняется, во-первых, необычным эффектом «пушистости», который даёт торцевание, а во-вторых, очень легким способом исполнения.

Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по торцеванию. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна детям с ЗПР. Она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в их деятельность, делает ее более увлекательной и интересной.

В основе техники торцевания лежит создание изображений и предметов с помощью объёмных элементов из бумаги. Объёмный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создаётся задуманное изделие. Каждая такая «торцовочка» как один мазок кисти в создании картины, как одна петелька в вязании или одна бусинка в бисероплетении.

Торцевание – работа не сложная, но кропотливая. Она требует не только усидчивости, но и аккуратности, внимания и определённой ловкости.

Для выполнения поделок в этой технике нужен минимальный набор материалов и инструментов: бумага, клей, ножницы и, так называемый, «торцовочный» инструмент.

Бумага для торцевания подходит не всякая. Обычно в этой технике используется гофрированная бумага или по-другому креповая. Она продаётся практически во всех магазинах товаров для творчества и в культтоварах. Из гофрированной бумаги изготавливают непосредственно «торцовочки» – элементы объёмной аппликации. Ножницы и клей понадобятся для вырезания и приклеивания этих торцовочек к основе поделки. Кроме гофрированной бумаги для торцевания подойдут также обычные бумажные салфетки [58].

В качестве основы для работы используют весьма разнообразные материалы. Собственно говоря, «опушить» гофрированной бумагой можно любую поверхность, к которой эта бумага приклеивается. Поэтому для панно, картин и мозаик берётся плоская основа – лист ватмана, картон, лёгкие потолочные плитки. Для объёмных поделок делаются заготовки из пенопласта, газет, папье-маше, пластилина.

Главный инструмент торцевания – длинная тонкая палочка с тупым концом. На его роль вполне может подойти карандаш, стрежень или корпус от шариковой ручки, китайская палочка для еды и любая другая подходящая палочка.

Перед началом основного процесса следует нарезать квадратики из гофрированной бумаги нужного цвета, размером примерно от 5 мм до 1 см.

Полученные квадратики лучше разложить по разным коробочкам (пакетикам, баночкам - как вам удобнее), чтобы они не смешивались.

На плотной бумаге или картоне нарисовать любой узор, например цветок.

Заготовку, на которую будут наклеиваться эти квадратики, надо смазать тонким слоем клея или смачивать в клее уже подготовленную гофрированную бумагу.

Технология наклеивания гофрированной бумаги имеет некоторые нюансы, которые при выполнении потребуют максимальной аккуратности и точности. Каждый готовый кусочек бумаги нужно брать, придерживая его по центру с помощью палочки, при этом бумагу надо смять, прижав её к палочке. Делая это, не следует нажимать слишком сильно, иначе существует риск порвать бумагу палочкой.

"Обернуть" конец стержня бумагой, прокатав стержень между пальцами. У нас получится цветная трубочка-торцовочка. После этого каждая торцовка слегка обмакивается в клей и наклеивается в нужном месте. Следует помнить, что приклеивать торцовки нужно достаточно плотно, чтобы не оставалось свободных промежутков .

Процесс торцевания можно разделить на несколько этапов.

Торцевание даёт очень оригинальный эффект «пушистости», поэтому с его помощью удачно имитируют траву, мех, снег, сосновые иголки.

Несмотря на то, что торцевание довольно молодое направление прикладного искусства, различают несколько видов выполнения работ в этой технике:

1. Торцевание на бумаге:

  • контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения);
  • плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);
  • объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение;
  • многослойное (торцовки вклеивают друг в друга).

2. Торцевание на пластилине (выполненная из пластилина поделка заторцовывается по цвету и дополняется деталями).

Работа с пластилином в свою очередь также оказывает значительное влияние на развитие мелкой моторики.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. При создании поделки для торцевания из пластилина используются основные приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаще всего десятью. Так массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребенка .

Работа в технике торцевания положительно сказывается на творческом развитии ребенка, развивает его вкус, пространственное мышление и чувство цвета. А также, всё это способствует гармоничному развитию личности. Творчество способствует развитию эмоциональной сферы, учит ребёнка выражать свои чувства справляться с ними. Творя своими руками, ребёнок не только развивает мелкую моторику, но ещё реализует потребности в познании мира и самоутверждения и растёт как личность.

Следовательно, в процессе работы в технике торцевания развиваются:

  • мелкая моторика пальцев рук;
  • сенсорное восприятие, глазомер;
  • логическое воображение;
  • волевые качества;
  • художественные способности и эстетический вкус;
  • формируется самостоятельность, уверенность в себе, самооценка.

Достоинство описанной техники заключается в том, что она проста в выполнении. Изделия получаются очень красивые, а выполнение таких поделок не требует специальных навыков. Техника торцевания хороша и тем, что неаккуратности и погрешности почти не видны. Даже у малышей получается весьма эффектно.

Таким образом, использование нетрадиционной техники аппликации «торцевание» на занятиях с детьми с задержкой психического развития способствует развитию их мелкой моторики, познавательной и эмоциональной сферы. Дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие. Кроме того, занятия по торцеванию не утомляют дошкольников, а, наоборот, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени.

Читайте также:

Ирина Алексеевна Чернова 28.10.2021 245 0 Фото: TheDigitalArtist / pixabay.com
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены