РАЗРАБОТКИ

Другие модули


"Математические экскурсии" - организация экскурсий в процессе обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта

Работа
Перушкиной Светланы Васильевны,
учителя математики
МОУ «СОШ №9 с. Нины» Советского района

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что ощущения человека, получаемые от внешнего мира, являются первой ступенью его познания. На следующей ступени приобретаются знания в виде понятий, определений, правил и законов. Для детей с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательных интересов.

Известно, что при нарушении интеллекта оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятие.

Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп. Дети с нарушением интеллекта выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.

Для детей с нарушением интеллекта характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире.

Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено.

У данной категории детей выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. При возникновении трудностей дети не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения.

1. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ПРОДУКТИВНОГО УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

1.1 Наглядность обучения

Существует ряд методических приемов, помогающих детям с нарушениями интеллекта более продуктивно усваивать учебный материал

Чтобы знания у обучающихся были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения.

Выполняет эту функцию наглядность обучения. Обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и выработки умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов, явлений и действий. В классах коррекционно-развивающего обучения для формирования универсальных учебных действий, предметная наглядность используется более длительное время. Это связано с тем, что у детей с нарушениями интеллекта резко нарушены процессы отвлечения и обобщения, им трудно оторваться от наблюдения конкретных предметов и сделать отвлеченный вывод или заключение, что необходимо для формирования того или иного понятия.

Наряду с созданием у детей четких и полных представлений об окружающем мире, необходимо научить их правильно пользоваться соответствующими словами и терминами, обозначающими свойства предметов, признаки явлений, отношения и связи, существующие в реальном мире. Слово учителя в этом процессе является организующим и регулирующим фактором. Еще более возрастает роль слова в тех случаях, когда наглядность используется для формирования у учащихся общих представлений и понятий.

1.2 Осознанность обучения

Понимание учащимися изучаемого учебного материала: сущности усваиваемых понятий, смысла трудовых действий, приемов и операций, означает осознанность в обучении.

Сознательное усвоение знаний и навыков обеспечивает успешное применение их в практической деятельности, предотвращает формализм, способствует превращению знаний в устойчивые убеждения. В процессе сознательного усвоения учебного материала происходит более интенсивное психическое развитие обучающихся с нарушениями интеллекта.

Нарушения аналитико-синтетической деятельности, характерные для таких детей, препятствуют усвоению учебного материала на основе его полного понимания. Поэтому в классах коррекционно-развивающего обучения вопрос о том, как достичь полного понимания учебного материала учащимися был и остается наиболее значимым. Решение этого вопроса возможно в том случае, если учитель будет применять коррекционные методические приемы, направленные на развитие мыслительных операций, а также умений выражать свои мысли словами. Ведь судить о том, насколько ученику понятен тот или иной учебный материал можно по характеру применения знаний при выполнении упражнений.

1.3 Проблемный метод обучения

При изучении нового учебного материала или его обобщении, в условиях, соответствующих условиям детей с нарушениями интеллекта, при изучении нового учебного материала или его обобщении можно применить проблемный подход в обучении, как одно из средств организации учебной деятельности.

Сущность его заключается в том, что учитель ставит перед учениками учебную проблему, учащиеся совместно с учителем или самостоятельно определяют пути поиска решения проблемы, самостоятельно или с помощью учителя находят решение, делают выводы, обобщения, сравнения. Можно рассматривать проблемный подход в обучении как создание условий для самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся. Если учитель будет постепенно подводить школьников к новому учебному материалу, вовлекая их при этом в рассуждения и, поощряя их собственные высказывания с анализом наблюдении или своего опыта, то такое обучение будет способствовать активизации мыслительной деятельности детей с нарушениями интеллекта.

2. ЭКСКУРСИЯ КАК МЕТОД ОВЛАДЕНИЯ УЧЕБНЫМИ НАВЫКАМИ

2.1 Определение экскурсии

На основании особенностей овладения учебными навыками учащимися специальной коррекционной школы непосредственно в учебном процессе наглядность, сознательность и проблемный метод обучения в полной мере возможно применить при такой форме обучения как экскурсия. Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне классного кабинета.

Большое значение здесь имеют моменты, вносящие элементы занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроках математики.

В связи с внедрением и реализацией компонентов ФГОС, выражающихся в связи образования с реальной действительностью, данная тема является достаточно актуальной.

2.2 Математические экскурсии

Математические экскурсии – исключительно интересная, но сравнительно редко применяемая форма внеурочных занятий. Не следует думать, что они сводятся только к геодезическим работам на местности. Во время экскурсии ученик видит, где на практике встречаются и применяются различные геометрические фигуры, изученные им в школе, знакомится с применениями математики в различных областях народного хозяйства. На экскурсии ученик видит немало случаев, когда приходится использовать известные ему формулы для вычисления тех или иных геометрических величин (длин, площадей, объемов). Хорошо поставленные экскурсии укрепят уверенность учащегося в том, что с математикой действительно сталкиваешься на каждом шагу, что «математика всюду», что она действительно необходима человечеству. У учащихся значительно повышается интерес к этому предмету. Хорошо подготовленные экскурсии приводят к лучшему пониманию учащимися отдельных вопросов курса математики.

Каждая экскурсия представляет собой особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, эмоциональность, активность, обратная связь).

2.3 Цели и задачи экскурсий

Главная цель экскурсий – формирование новых знаний за счет непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами или явлениями. В процессе проведения экскурсии учащиеся имеют возможность наблюдать изучаемые объекты или явления под непосредственным руководством учителя.

Экскурсии воплощают в действительность те же задачи, что и уроки: обучающие, воспитывающие, развивающие.

2.4 Место экскурсий в системе школьных занятий

В процессе теоретического исследования данной темы выявлено, что экскурсии можно подразделить на предметные и комплексные. На предметных экскурсиях основное внимание уделяется изучению какого-то одного компонента одного вопроса темы. На комплексных экскурсиях изучается комплекс объектов.

По месту в системе других школьных занятий экскурсии можно подразделить на вводные, текущие (сопутствующие классному изучению темы), заключительные.

Вводные экскурсии, как и вводные уроки, предваряют изучения той или иной темы или большой части курса.

Цель вводной экскурсии – обрести базовые представления об изучаемых объектах для последующего их развития и интеграции в условиях классных занятий. На этой же экскурсии собираются материалы для их последующего использования на классных занятиях при изучении соответствующей темы. Целесообразность вводных экскурсий подтверждаются словами А.В. Сухомлинского, говорившего, что «… без того, чтобы сначала учить детей задумываться над явлением природы, начинать учить детей в классе нельзя…».

Текущие экскурсии проводятся параллельно с классным изучением соответствующей темы.

Заключительные экскурсии проводятся в конце изучения темы или всего курса. Главной дидактической целью таких экскурсий является систематизация и интеграция полученных теоретических знаний с реальной действительностью.

2.5 Проведение и планирование экскурсий

Экскурсия - это психологически грамотное средство формирования понятий умственных действий, поскольку она дает благодатную возможность реализовать принцип поэтапности.

При проведении урока в форме экскурсий реализуются идеи системного подхода, повышается уровень понимания учебного материала, поскольку в новой обстановке используется умственные способности учащихся.

При планировании и проведении математических экскурсий полезно соблюдать следующие рекомендации:

1. Организация и проведение экскурсий слагаются из следующих этапов:

1) подготовка к экскурсии учителя и составление плана;
2) подготовка детей - участников экскурсии;
3) работа детей во время экскурсии;
4) подведение итога экскурсии и использование наблюдений и материалов, собранных во время экскурсии.

2. Руководителю экскурсии заранее следует посетить место проведения экскурсии, осмотреть объекты, побеседовать с теми специалистами, которые помогут провести экскурсию.

3. В плане проведения экскурсии определяют ее цели и организационные вопросы. Все это потом доводится до сведения учащихся в виде подробного инструктажа (куда и зачем идем, что будем делать, что и как записывать и т.п.).

4. В ходе экскурсии руководитель контролирует выполнение учащимися поставленных перед ними задач и занятость каждого участника.

5. При подведении итогов, кроме прочего, выясняют, что нового узнали дети.

3. ВИДЫ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ

3.1 Математические экскурсии на местность

Математические экскурсии имеют целью ознакомление детей с различными видами измерений на местности, с простейшими измерительными приборами и практическим применением их. На этих экскурсиях дети учатся провешиванию прямых на местности, упражняются в измерении расстояний на глаз, в измерении расстояний до недоступных точек и др.

При провешивание прямых на местности обучающиеся получают представление о прямой, знают, как прямую можно изобразить на листе бумаги с помощью линейки и карандаша, как провести прямую на доске с помощью мела и линейки. Они знают, как прямую линию можно отбить на классной доске, на бревне с помощью шнура, натертого мелом. По существу дети знают, как проводятся отрезки прямых, длина которых не превышает 5—6 м. Однако вполне естественно, что в период классных занятий или при обработке материала внеклассной работы по математике могут возникнуть вопросы: как провести прямую на местности, если она проходит через 2 точки, расстояние между которыми превышает, скажем, 30 м? Как измеряются большие расстояния на местности? Известно, что расстояния в десятки метров между какими-то точками на местности можно измерить правильно только при условии, если это измерение проводят по прямой линии. Если прямая линия заранее не намечена, то, как правило, измерение проводят не по прямой, а по ломаной линии.

Как же наметить большой отрезок прямой на местности? Способ, аналогичный тому, которым пользовались при проведении прямых на бумаге, здесь не подходит, так как нет такой линейки и чертить на местности не везде удобно и возможно. Нельзя и отбить на местности прямую с помощью натертого чем-нибудь шнура. В этом случае применяют специальный способ, с помощью которого намечают прямую на местности. Этот способ — провешивание, сущность которого заключается в том, что на местности наносится не сплошная прямая, а отдельные точки этой прямой. Точками прямой служат короткие колышки, вбитые в землю, либо длинные колышки, называемые вехами (вешками). Чем чаще эти колышки будут поставлены, тем легче ориентироваться по прямой при измерении.

Во время экскурсии на местность полезно научить детей прежде всего провешиванию прямых и измерению отрезков прямых. С этой целью надо заранее приготовить:

  1. флажок для сигнализации при провешивании,
  2. 5 вешек высотой 1,5 м,
  3. 10—15 колышков длиной около 40 см каждый,
  4. рулетку или мерную 10-метровую веревку с бирками через каждый метр.

До выхода на местность в помещении (в классе) учитель демонстрирует процесс провешивания. В классе провешивание можно продемонстрировать либо с помощью обычных вешек, либо на столе. В качестве вешек в последнем случае можно использовать палочки, вставленные в отверстия катушек или их половинок. При выходе на местность учитель делит класс на бригады по 2-3 человека. Для каждой бригады берут комплект вешек, колышки, рулетку и т. д. Бригадам дают отдельные задания по измерению определенных расстояний (в 40— 50 м), между крайними точками которых предварительно должно быть проведено провешивание прямых линий.

Во время экскурсии на местность можно научить детей определять среднюю длину своего шага, а затем измерять расстояния шагами. Для этого заранее измеряется расстояние, например в 20 м. Затем каждый из ребят свободным шагом проходит данное расстояние 4 раза, запоминая или записывая количество шагов. Эти числа дети складывают и полученную сумму делят на 4. Так они узнают, сколько шагов в среднем каждый из них делает на расстоянии 20 м. Наконец, деля 20 м на вычисленное среднее число шагов, находят длину своего шага в дециметрах или сантиметрах.

Математические экскурсии полезно использовать для развития у ребят глазомера. В жизни часто приходится измерять расстояния на глаз. Например, шофер должен при движении всегда находиться от впереди идущей машины на известной дистанции, на известном расстоянии до остановки он должен затормозить и т. д. И эти расстояния им определяются только на глаз. Определенные навыки в измерении на глаз нужны каждому человеку. Наиболее целесообразно такое измерение на глаз, когда расстояние, высота, длина предмета оценивается путем сравнения с видимым и уже известным значением величины. Сравнивая, например, на глаз высоту двери с высотой стола, определяют, во сколько раз дверь выше стола. Измерив высоту стола, легко находят высоту двери. Проверка измерением высоты двери покажет допущенную ошибку.

Перечисленные упражнения подготавливают учеников к измерению расстояний на глаз во время экскурсий. Во время экскурсий полученные умения можно использовать следующим образом. Если известно, что расстояние между столбами составляет 50 м, то, находясь на прямой дороге, вдоль которой идут телеграфные столбы, дети могут определить расстояния до отдельных деревьев, до моста, до здания, расположенных у дороги. Для этого они могут сосчитать количество промежутков между столбами от места, где стоят, до отдельного дерева, или до моста, или до здания у дороги. Умножив 50 м на полученное число промежутков, находят расстояния до перечисленных объектов.

Аналогично можно определять расстояния между предметами, расположенными на дороге, идущей под прямым углом к направлению нашего взгляда и вдоль которой поставлены телеграфные столбы.

Надо учитывать условия, в которых производится наблюдение. Например, предметы будут казаться ближе, чем на самом деле, если: 1) они ярко освещены; 2) между предметом, который наблюдается, и учеником нет других предметов (при измерении расстояний в открытом поле, на воде); 3) предмет расположен на горе и виден на фоне неба; 4) удлиненный предмет расположен вертикально, а не горизонтально. Наоборот, предметы будут казаться дальше, чем на самом деле: 1) во время дождя и тумана; 2) если между предметом, который наблюдается, и учеником находятся промежуточные предметы; 3) если наблюдатель на горе, а предмет под горой.

Для выработки умений определять размеры предметов на глаз в условиях местности полезно проводить упражнения, когда размеры предмета или расстояния сначала определяются на глаз, а затем эти результаты проверяются инструментальными измерениями. Последние упражнения полезно организовать в форме игры-соревнования.

3.2 Математические экскурсии на производство

Важным условием для успешной интеграции учащихся в социум является умение применять полученные знания на практике. Возникает необходимость формирования элементов экономических знаний у учащихся. С целью формирования таких знаний незаменимы экскурсии на производство. Цель перечисленных экскурсий – знакомство с различными видами труда людей, с элементами технологии производства.

Если во время экскурсий в природу учитель в беседе сам сообщает числовые данные познавательного характера, то одной из важных целей экскурсий на промышленное и сельскохозяйственное предприятие является получение детьми этих данных от людей, непосредственно работающих на производстве.

При изучении тем «Десятичные дроби. Арифметические действия с десятичными дробями» и «Проценты» на таких экскурсиях приходится составлять и решать задачи на расчёт платежей за коммунальные услуги, используя счета-квитанции, принесённые из дома. Решать задачи на расчёт налогов, о ссудах, вкладах, скидках на товар. Таким образом, учащиеся учатся свободно ориентироваться в тарифах, видах услуг и единицах измерения за каждый вид услуги. Через решение задач формируются прикладные умения, идёт подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, трудовой деятельности.

4. ЭКСКУРСИЯ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

На математических экскурсиях дети приобретают новые знания, поэтому в процессе экскурсии мысль их работает напряженно, внимание сосредоточенное. Это обязывает учителя при планировании экскурсий предусматривать не только время на движение и образовательную часть ее, но и на отдых, который должен быть разумно организован. На экскурсию предусматривается не более полутора часов, из которых полчаса отводится на два перерыва. В минуты отдыха полезно организовать подвижные и сидячие игры.

Математические экскурсии планируются так же, как и другие виды внеклассных мероприятий, так же, как и уроки. В плане предусматривается:

  1. подготовительная к экскурсии работа с детьми (объяснение приемов работы, которые будут применяться на экскурсии, выработка детьми первоначальных умений);
  2. изготовление соответствующих приборов;
  3. разделение учащихся на бригады, распределение между ними приборов и измерительных инструментов;
  4. разъяснительная беседа, как надо вести себя во время похода на экскурсию и во время отдельных видов работ и отдыха;
  5. распределение времени, которое пойдет на каждый этап экскурсии;
  6. выделение того материала, который дети должны записать в своих тетрадях;
  7. обработка материала после проведения экскурсии.

Перед проведением экскурсии учитель сам должен посетить соответствующие пункты, выделить работу для каждой ученической бригады, провести эти работы, предусмотрев все элементы безопасности. В период этого посещения полезно учесть время на движение до места экскурсии и обратно, наметить места, удобные для отдыха детей.

Ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся.

Во время экскурсионных занятий дети оздоравливаются во время уроков параллельно с их обучением. Экскурсии помогают снять напряжение с нервной системы ребёнка, успокоить его, расслабить, улучшить его работоспособность, снять эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию, тоску и депрессию. Дети легче и прочнее усваивают знания. Такие занятия улучшают наблюдательность и глазомер, активизируют память, повышают готовность к деятельности, а также помогают ребёнку восстановиться для дальнейшей работы.

«Десять заповедей для учителя при проведении экскурсии»

  1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.
  2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь ее тему и составь ее план.
  3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.
  4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
  5. Избегай длинных объяснений.
  6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
  7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
  8. Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть все видно.
  9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
  10. Закрепи экскурсию в памяти учеников последующей проработкой материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Математика – это точная наука, для изучения которой требуется острый ум и усидчивость. Но даже в этом случае можно подобрать для школьников темы экскурсий, которые существенно разнообразят уроки математики в школе.

Математические экскурсии являются эффективным средством достижения нового, современного качества образования. Формирование универсальных учебных действий не может быть осуществлено, если преподавание ограничивается только рамками школьных учебников, а от учащихся требуется только сидение за партой. Данная форма обучения помогает обучающимся активизировать познавательную деятельность, отрабатывать умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни, мотивирует детей на здоровый образ жизни.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лисицына Т. Б. Экскурсия – педагогический процесс / Т. Б. Лисицына // Молодой ученый. — 2012. — №6
  2. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб, для студ. дефект, фак. педвузов. — 4-е изд., перераб. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 408 с.: ил. — (Коррекционная 1 педагогика)
  3. Баряева Л.Б. , Зарин А.П. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд.-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 96 с
  4. Смолеусова, Т. В. Математические экскурсии как средство формирования социальной компетентности детей с диагнозами «задержка психического развития» и «ранний детский аутизм» / Т. В. Смолеусова, Ю. П. Зайкова //Сибирский учитель. – 2010. – № 1.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены