РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Технология изготовления спичек

Агеев Олег Владимирович
учитель технологии
МБОУ «Гимназия №97 г. Ельца»

Предлагаю Вашему вниманию статью в виде интересного содержательного рассказа о процессе изготовления спичек. Её содержание можно использовать на уроках технологии в 5 классах при изучении темы «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы» для расширения кругозора и развития интереса у обучающихся к изучаемому предмету, а также во внеурочное время.

Итак, начну своё повествование…

- Привет, Колька, пойдём в лес, я спички у отца взял, посидим, картошечки испечём, - сказал Витя своему приятелю, сидевшему во дворе на скамейке.

- Привет, Витёк, присядь на минутку, я что-то тебе расскажу, - сказал в ответ Коля.

- Итак, слушай, - начал свой рассказ Николай, - Ты ведь знаешь, что мой папа пожарный, и он мне всегда при случае напоминает «Спички детям не игрушки». Сейчас разгар лета, жара стоит страшная, заходить в лес, тем более со спичками, не следует. Это может привести к пожару. Мне мой папа рассказывал, что лет десять назад в нашем лесу произошла такая история. Компания подростков собралась в лесу отметить день рождения товарища. А время было, ну, примерно, как сейчас, лето, жара, 35 градусов в тени.

Развели они костёр, стали баловаться, веточки горящие кидать, трава и загорелась, а за ней начали постепенно и деревья загораться. Компания не сразу и заметила, как вокруг всё стало полыхать и дымиться. Надо звать на помощь, так ведь каким образом? Мобильников в то время ещё не было. На счастье, наш сосед, Фёдор Егорович, вышел на улицу покурить и заметил клубы дыма со стороны леса. Стал звать на помощь. Вызвали пожарных, мой папа как раз в этот день был на дежурстве. Приехали быстро, но потушили не сразу. Много деревьев погорело тогда, - рассказывал мне отец. - Подростки, к счастью, не пострадали, надышались только дыма, но этот урок жизни запомнили навсегда. Так что и ты, Витя, подумай о последствиях, может, не стоит идти в лес со спичками.

- А знаешь, Колька, не очень-то и хотелось, - сказал испуганно Витя, а также ещё подумал, что отец его может заругать за то, что спички взял без спроса. - Пойду я домой, положу спички на место пока отец не вернулся. Спасибо тебе, Коля, за добрый совет. Больше никогда не буду брать спички без спроса. Пока.

- Счастливо, Витя, - ответил ему Николай и пошёл домой, радостный оттого, что помог другу избежать беды.

Придя домой, Коля застал своего папу, Игоря Ивановича, он как раз с работы пришёл.

- Папа, можно у тебя спросить? – сказал сын.

- Конечно, сынок, что тебя интересует? – ответил отец.

- А кто придумал спичку, и как их делают? – задал Николай свой вопрос.

- Ещё в средневековом Китае (XIII-XIV век) использовали для ускорения процесса разжигания тонкие щепочки, пропитанные обычной серой, - начал своё повествование Игорь Иванович. – А в 1805 году сделал первые спички французский химик Жан Шансель. Его спички были деревянные с головкой из смеси серы, бертолетовой соли и киновари. А зажигались они при соприкосновении спичечной головки с концентрированной серной кислотой. Позднее, в 1826 году, английский химик и аптекарь Джон Уокер придумал спички, головка которых состояла из смеси сульфида сурьмы, бертолетовой соли и вязкой жидкости, выделяемой акацией. Головка спичек Джона Уокера легко зажигалась при её трении об обычную наждачную бумагу или другую шершавую поверхность. Длина спичек Уокера была примерно 3 дюйма. Сколько это в сантиметрах, сынок?

- Если один дюйм равен 2,5 см, то три дюйма – это 7,5 см.

- Правильно, сын. Так вот спички такой длины помещали в оловянные пеналы, к которым прилагался лист наждачной бумаги. Пенал вмещал 84 спички. Благодаря химическому составу, спички Уокера имели неприятный запах. В 1830 году французский химик Шарль Сориа придумал фосфорные спички. Они не имели запаха, но, благодаря наличию в их составе белого фосфора, были ядовитыми, да и зажигались они при трении друг о друга в коробке или обо что угодно, даже о подошву обуви. В 1855 году шведский химик Йохан Лундстрем белый фосфор заменил на красный и им же покрыл наждачную бумагу. Спички стали безопаснее.

- Папа, а как сейчас делают спички, какова технология их изготовления? - спросил Николай, очень воодушевлённый рассказом отца о первых спичках.

 - Вот, сынок, прочитай, что написано на этом спичечном коробке? – отец достал из кармана коробок спичек и протянул его сыну.

- Не забывай, Коля, спички детям не игрушки! – добавил отец.

- Спички Балабановские, - прочитал Николай надпись на коробке.

- Представь, сынок, что мы с тобой в городе Балабаново Калужской области, - предложил отец Коле.

- Изготовление любой спички начинается с дерева. Как ты думаешь, Коля, а из каких деревьев делают спички? – задал вопрос отец.

- На уроке технологии учитель нам рассказывал, что спички делают из осины, - ответил на вопрос Коля.

- Именно так, сынок, из осиновых брёвен от 3 до 6 метров, которые привозят из леса, изготовляют спички. Осину укладывают штабелями. А знаешь ли ты, сынок, как с немецкого переводится слово «штабель»? – спросил отец.

- Кажется, склад, место для складирования чего-либо, - ответил сын.

- Далее по транспортёру осина направляется в окорочное отделение. Брёвна, двигаясь по транспортной ленте, направляются к механической пиле. Оператор нажимает необходимые кнопки и брёвна распиливаются на чураки – короткие лесоматериалы длиной около 650 мм. Все чураки получаются одной длины. Но не все они, сынок, пригодятся для изготовления спичек. Некоторые из них, которые содержат пороки, то есть недостатки древесины, отправят на переработку в щепу для изготовления плит ДВП. А правильные чураки попадают в окорочный станок, где с них снимается кора, и гладкий чурак направляется в следующий цех.

- Папа, откуда тебе так подробно знакома эта технология? - поинтересовался сын.

- Мы проходили практику в городе Балабаново, и нас водили на экскурсию в эти цеха, - пояснил отец.

- Затем, сын, чураки попадают в пропарочный цех. Чтобы древесина осины лучше обрабатывалась, её пропаривают. Потом по транспортной ленте чураки едут в лущильное отделение и попадают в лущильный станок. На нём с чураков снимается слой спичечного шпона толщиной всего в 2 мм. От чурака остаётся только сердцевина – средняя часть древесины, сынок, которая на производство спичек не идёт. А спичечный шпон попадает в шпоноукладчик. Затем шпон в специальной машине рубиться на спичечную соломку. После этого заготовка спички подаётся в пропиточно-шлифовальное отделение. Здесь они пропитываются фосфатами – растворами, препятствующими их склеиванию. Потом будущие спички необходимо просушить. Затем спичечная соломка шлифуется и полируется в специальном барабане. Зачем необходимо это делать со спичками, сынок, как ты думаешь? – спросил отец.

- Наверное, чтобы не получить занозу при обращении со спичками, - ответил ему сын.

- Правильно, Коля. Потом уже отшлифованные и отполированные спички сортируют. Специальный аппарат сортирует спички дважды и отбирает из них только те, которые соответствуют стандартам длины. Николай, возьми линейку, достань из коробка одну спичку и измерь её длину, - предложил отец сыну.

Коля взял со своего письменного стола линейку, достал из коробка спичку и стал измерять.

- 4 см – длина одной спички, папа, - ответил сын.

- Но спички хранятся в коробке, - продолжил отец, - Спичечные коробки делают одновременно со спичками. И происходит это так. Картон в рулонах режется на Бабины двух видов, отличающиеся по размерам, - одни на наружный, другие на внутренний коробок. Бабины в течение суток проходят акклиматизацию, то есть просто «отдыхают». Это делается, сынок, для того, чтобы печать изображения на картон ложилась как можно качественнее. Затем в коробкоклейном отделении собираются внешние коробки. В этом отделении находятся три станка, которые выполняют операции: печатают этикетки – цветные или чёрно-белые, разрезают картон на ленты, а последние на заготовки. Заготовки затем переходят на автоматическую линию, где изготавливаются внешние коробки. В этом же отделении находится линия по изготовлению внутреннего коробка. Клей для внешних коробков варят на самой фабрике. А внутренние коробки тщательно склеивают клеем ПВА. Затем внутренние и внешние коробки потоком по пневмотрубам попадают в автоматное отделение. Они попадают в бункер, разделённый по типу коробков на две части. Потом коробки по конвейеру строго друг за другом движутся навстречу спичкам. Спичка-заготовка тоже попадает в автоматное отделение. Сначала её окунают в парафин, потом формируют спичечную головку и аккуратно просушивают. На 50% спичечная головка состоит из бертолетовой соли, в ней только 5% серы, остальное – наполнители. А коробки тем временем попадают на линию с двумя полосами, на каждой из которых строго друг напротив друга устанавливаются внутренние и внешние коробки. Потом в каждый внутренний коробок помещаются готовые спички. Закрытие внутреннего коробка со спичками внешним коробком, сынок, происходит автоматически. Затем коробок со спичками проходит контрольный стол и направляется к последнему этапу – нанесению фосфорной массы на спичечные коробки. Их переворачивают на бок и аккуратно с двух сторон наносят состав. Потом коробки сушат. И вот свежие коробки со спичками готовы к упаковке. По 10 штук их одевают в целлофан и отправляют в ящик. Каждую минуту отделение производит ящик спичек или ровно 1000 коробков. А далее эти маленькие источники огня направляются к нам, мы ими с удовольствием пользуемся и не забываем, сынок, что спички это не игрушки.

- Спасибо, тебе, папа, за содержательный рассказ о спичках, я всегда вспоминаю твои слова, что «спички детям не игрушки» и говорю об этом своим товарищам, - сказал радостно Коля.

- Тебе спасибо, сын, что интересуешься полезными и интересными изобретениями.

Затем Коля пошёл в свою комнату делать уроки, а папа – помогать маме с ужином…

За основу повествования взят материал:

  1. Материал из Википедии. Спичка. URL-адрес: https://clck.ru/ADrTM
  2. Видеофрагмент «Как это сделано – спички». URL-адрес: https://www.youtube.com/watch?v=Bxg06HKNjXI
Всего комментариев: 1
avatar
1 Игоревич • 22:57, 13.02.2016

Спасибо! Интересная статья!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены