РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Качество образования и профессиональная компетентность учителя

Педагогика

Образовательный процесс в школе направлен на развитие личности обучающегося, вооружение его способами действий, которые позволяют успешно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы. Основной задачей школы является организация образовательной среды, способствующей развитию ученика, как личности.

Задача учителя – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предмета, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Решение этих задач напрямую зависит от того какими профессиональными компетенциями владеет педагог.

В стремительно меняющемся мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам - умение учиться.

Следовательно, в современных условиях, важным является философская и педагогическая позиции учителя, методическая, коммуникативная и другие компетенции.

«Компетенция» и «компетентность» очень часто употребляются как понятия, тесно связанные друг с другом.

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к предмету.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

  • Способность делать что-либо хорошо или эффективно.
  • Способность выполнять особые трудовые функции.

Профессиональный рост педагога, прежде всего, заключается в становлении и развитии его личности. Успешность его работы обусловливается в первую очередь социально-коммуникативными качествами, которые способствуют взаимодействию, общению с другими участниками образовательного процесса, стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, помогают взаимопониманию.

Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме. Зачастую понятия «профессиональная компетентность» и «профессионализм» отождествляются. Я считаю, что понятие «профессиональная компетентность» уже, чем «профессионализм». Человек может быть профессионалом в целом в своей области, но не быть компетентным в решении всех профессиональных вопросов.

От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально экономическое и духовное развитие общества.

Профессионализм учителя реализуется и выявляется через успешность учеников. При этом в понятие «профессионализм» входят не только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая составляющие компетентности работников образования, но и личностный потенциал педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки, дающие качественные образовательные результаты.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Поэтому понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. индивидуальный стиль работы.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие.

Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет само ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым из нас поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени».

Если рассматривать профессиональную компетентность учителя технологии, я считаю, что это:

  1. владение современными инновационными педагогическими технологиями, активными и интерактивными методами обучения, передовым педагогическим опытом.
  2. формирование умения конструировать урок с учётом современных требований, умения проводить самоанализ работы.
  3. раскрытие творческого потенциала учителя путём приобщения его к исследовательской деятельности, формирование умения систематизировать и обобщать собственный педагогический опыт.

Каждый педагог знает, что жизнь в современном мире требует обрести способность перестраиваться, быть открытым по отношению к развивающейся ситуации.

Для педагога, призванного живо реагировать на социальные изменения, защитная позиция, нежелание движения означают полное или частичное выпадение из профессионального поля, что лишает его уверенности и надежности. Обращение в сложных ситуациях к прошлому опыту продуктивно лишь с целью извлечения из него способов собственных достижений успеха. Эмоциональная, поведенческая, интеллектуальная гибкость дают педагогу возможность учитывать многообразие индивидуальных характеров, мнений, позиций. Косность, упрощенчество, – прямая угроза его профессиональному здоровью и долголетию.

У педагога должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования. Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на которых я и закончу своё выступление: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

МБОУ «СШ №21»
Учитель технологии:
Вьюнова Т.М

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика