РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Индивидуальная траектория развития педагога

Изменения в социокультурной и экономической жизни общества требуют качественного преобразования деятельности педагога, постоянной и кропотливой работы по самообразованию, самосовершенствованию и умению проектировать индивидуальную траекторию своего профессионального развития.

В последнее время цели образования претерпевают существенные изменения в направлении гуманизации педагогического процесса и самой личности обучающегося. Если раньше образование рассматривалось, прежде всего, как процесс овладения учащимися определенных знаний и умений, то теперь приоритетными становятся формирование, становление и развитие творческой личности, с учетом сохранения ее позитивных индивидуальных возможностей и способностей, а также адаптации к реальной жизни. В таком контексте повышается роль школы, в которой закладываются предпосылки для формирования творческой личности в процессе обучения и воспитания. Решение этой задачи напрямую зависит от профессионализма педагога. Поэтому необходимо создать условия для его непрерывного профессионального развития, сформировать профессионала, который способен адаптироваться к растущим изменениям содержания и форм образования, необходимости вырабатывать новые образовательные программы, методы, приемы и способы их реализации.

Таким образом, педагог новой формации – компетентный в профессиональной деятельности, в совершенстве владеющий предметом и методикой преподавания работник, непрерывно развивающаяся личность, открытая для всего нового, умеющая отказываться от штампов и стереотипов, свободно ориентирующаяся в постоянно изменяющемся информационном поле, человек с чувством собственного достоинства, готовый расти в профессиональном плане, быть адаптивным и способным обеспечить высокопрофессиональное педагогическое сопровождение школьников [6].

Следовательно, непрерывное образование предполагает не только повышение уровня педагогического мастерства через курсы повышения квалификации, а организацию непрерывного самообразования, самореализации и самосовершенствования с учетом индивидуальных профессиональных целей, потребностей, мотивов, интересов педагога, а также требований и целей образовательной организации [5].

Рассматривая роль личностного участия педагога в освоении профессии и совершенствовании своего мастерства, исследователи (Н.В. Кузьмина, В.М. Монахов, В.А. Сластенин и другие) приоритетное значение отдают самопроектированию профессионального саморазвития.

Педагогическое проектирование это реакция на изменяющуюся социально-педагогическую ситуацию, создание опережающего образа педагогической деятельности, позволяющее учителю выстраивать профессионально-педагогическую деятельность в соответствии с переменами, происходящими в социокультурной и образовательной среде. Учителю необходимо владеть навыками проектирования собственного развития, использование которых приведет к целенаправленному выбору модели и содержания собственного повышения квалификации, выстраиванию индивидуальной образовательной траектории.

По мнению Г.П. Щедровицкого, индивидуальная образовательная траектория – это «…выбор и самостоятельное осуществление возрастно-адекватных и вневозрастных видов деятельности, требующих осмысленного освоения и применения социального, культурного опыта».

А.М. Маскаева представляет индивидуальную траекторию как «…процесс и результат развития опыта и личностных качеств обучающегося на основе вариативного обучения» [4].

Э.Ф. Зеер утверждает, что «…индивидуальная траектория профессионального становления личности характеризуется изменением направления вектора развития, обусловленного нарушением последовательного, линейного, упорядоченного процесса профессионального становления [3].

Группа ученых Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др., индивидуальную образовательную траекторию представляют, как понятие, обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория рассматривается как специфическая инновация в системе повышения квалификации, которая обеспечивает расширение возможностей образовательного пространства, выбор наиболее эффективных и удобных для педагогических работников путей и способов непрерывного образования, роста профессиональной компетентности, квалификации и конкурентоспособности педагогов на рынке образовательных услуг [1].

Индивидуальные образовательные траектории должны учитывать индивидуальные потребности и личностно-профессиональные запросы педагога, его опыт и уровень подготовки, психофизиологические и когнитивные особенности, спрогнозировать развитие по индивидуальным образовательным программам и вероятные риски на этом пути и средства их преодоления, проследить траекторию профессионального роста учителя.

Выступая современным средством профессионального саморазвития педагогов индивидуальная траектория профессионального развития, представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу его профессионального развития [2]. Она способствует определению перспектив формирования и дальнейшего профессионального роста педагога, направлений, средств, методов и форм повышения квалификации, дает возможность систематизировать и оптимизировать профессиональную деятельность, вырабатывает иммунитет к профессиональной стагнации, устойчивую потребность в развитии.

Индивидуальная программа профессионального развития учителя может состоять из следующих этапов: изучение психолого-педагогической литературы; разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса; усвоение учителем педагогических технологий; создание собственной методической системы; разработка диагностического инструментария; участие в реализации программы развития учебного заведения, в системе методической работы; обучение на курсах повышения квалификации; участие в мастер-классах, конференциях, форумах той направленности, которую выбрал для своего развития педагог, участие в работе творческих групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы; обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, мастер-классы и т.д.).

Первым шагом в проектировании индивидуальной образовательной траектории является изучение требований к педагогу, заложенных в профессиональном стандарте и с определений «точек роста» – проблем или затруднений, формулирование собственного образовательного запроса и позитивного педагогического опыта в соответствии с этими требованиями.

Затем, на основе анализа, необходимо определить индивидуальные задачи повышения педагогической квалификации в соответствии с требованиями стандарта и составить (спроектировать) индивидуальный план профессионального роста (в соответствии с профессиональными затруднениями). В ходе реализации которого, происходит систематическая оценка решения поставленных задач и корректировка темпов, содержания, форм и методов деятельности по их достижению.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория профессионального развития учителя охватывает такие элементы: формирование готовности педагогов к самообразованию – формирование опыта самообразовательной деятельности – развитие профессиональной компетентности – совершенствование личности и деятельности профессионала.

В результате каждый педагогический работник должен научиться: 1) проектировать личностно-значимую систему самоорганизации и саморазвития; 2) самостоятельно планировать профессиональный рост с учетом собственных педагогических способностей, качеств и потенциальных возможностей, образовательно-личностных потребностей и запросов; 3) определять ближайшие и дальнейшие перспективы профессионального развития; 4) вести самостоятельно творческий поиск профессионально значимой информации; 5) использовать собственный опыт (социальный, профессиональный, личностный) в качестве источника обучения; 6) анализировать эффективность индивидуального образовательного маршрута и при необходимости менять его.

Таким образом, возникает потребность в овладении учителем не только особой профессиональной технологией педагогического взаимодействия, но и требование постоянного профессионального и личностного роста, что и должны обеспечить проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий педагогических работников.

Список литературы

  1. Бектурова, З.К. Индивидуальная траектория профессионального развития педагога в условиях повышения квалификации / З.К. Бектурова // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-3. – С. 360-361.
  2. Даутова, О.Б., Христофоров, С.В. Инновации и образование, СПб, 2003.
  3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
  4. Маскаева, А.М. Проектирование ИОТ обучающихся / А.М. Маскаева // Инициативы 21 века. – 2010. – №3. – С.23-24.
  5. Поперечная, Л. Ю. Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития учителя начальных классов в межаттестационный период // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 189-191.
  6. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Читайте также:

Арабаджи Ольга Петровна 02.03.2021 609 0 Фото: pixabay.com / monicore
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.