РАЗРАБОТКИ
|
Игровые технологии на уроке биологии«Игра - это групповое упражнение по выработке Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению биологии. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции учащегося. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения ее в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального ее изучения. Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного учащегося информацией. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра — это естественная для учащегося и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим подростков не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как им удобно и естественно его взять. При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдать следующие условия:
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
Игра – одна из древнейших средств воспитания и обучения. Игры в сочетании с другими методическими приёмами и формами повышают эффективность преподавания биологии. Они могут быть проведены на уроках, семинарах, факультативах, в кружках, их можно предложить в качестве домашнего задания. Игры разнообразны по содержанию, целям проведения, организации. Игры обучающего характера с творческим подходом: к ним относятся настольные и подвижные на местности. К настольным относятся ребусы, кроссворды, чайнворды, лото, домино и т. д. Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. В них присутствует элемент соперничества (кто быстрее, кто больше знает, кто правильнее ответит). В результате учащиеся учатся быстро и логично рассуждать. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияют на развитие личности учащегося в целом. Поэтому настольные игры – одно из средств развития способностей учащихся, расширение их кругозора. Такие игры проводят как индивидуально, так и входе групповой и коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Они необходимый элемент подготовки к творческим играм. Игра - вид деятельности, в условиях ситуации направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и усовершенствуется самоуправление поведением. В большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их разрешения. Требуется совершенно иной подход к организации обучения, изменяющий в целом систему взаимоотношений и взаимодействий. Для ребенка игра – прежде всего увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает преподавателей. В игре все равны. Она посильна даже слабым учащимся. Более того, слабый учащийся может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения. Характерная черта игры в том, что она одновременно ставит человека в несколько позиций. Эта особенность позиции вытекает из двуплановости игры. Личность в игре находится одновременно в двух планах: реальном и условном. И именно на эту черту должен обратить внимание преподаватель. В процессе игры он может по новому открыть подростка для себя, т.к. в игре оба плана заметно переплетаются и ни один не исчезает. Использование игр в обучении биологии решает множество задач одновременно:
Игра на уроке – комплексный носитель информации. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации. Так, с одной стороны игра пронизывает весь курс, органически проявляясь почти на каждом уроке, с другой – занимает примерно пятую часть, не вытесняя ценной практической деятельности. Выучить необходимый материал учащегося можно либо заставив, либо заинтересовав его. Игра же предполагает участие всех учащихся в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит стопроцентная активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Соперничество в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени – все эти игровые элементы способствуют активизации учебной деятельности учащихся, формируют интерес к предмету. Функции игры:
В процессе игровой деятельности происходит формирование всех четырёх компонентов содержания образования: ЗУН, опыта творческой деятельности и опыта эмоционального отношения к миру и к себе. Значение игровой деятельности в формировании знаний и умений:
Лучшее признание успеха игры – желание ее повторить. Основная цель игры - повысить учебную и познавательную мотивацию учащихся, и тем самым повысить эффективность обучения. Формирование качества активного участника игрового процесса, обучение находить и принимать решения; развивать способности адаптироваться в изменяющихся условиях. Воспитание самостоятельности, воли. Формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок. Воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникабельности. Для учащихся урок-игра - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые являются средством побуждения и стимулирования учащихся. Использовать игровые уроки возможно при закреплении пройденного материала, при переходе к изучению новой темы с целью создания проблемной ситуации, в процессе обобщения изученного материала, при проверке знаний. Все дидактические игры, используемые мной на уроке можно разделить на четыре основные группы: 1. Игры-упражнения - они занимают 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Например 5 класс, тема «Введение», используется игра «Распредели по своим местам» (домики с надписью «организмы» и «неживая природа», перечень наименований, которые, необходимо распределить: дом, вода, кукуруза, камень, бабочка, роза, воздух, медведь.) 10 класс, тема «Обобщающий урок «Молекулярный уровень»», используется игра «Назови лишнее»:
10 класс, тема «Обобщающий урок «Молекулярный уровень»», используется игра «Ты мне, я тебе»: Учитель: «Белок – полимер, а его мономер…учащийся – аминокислота»; Учитель: «Моносахарид – мономер, а его полимер…учащийся – полисахариды». 9 класс, тема «Значение и строение органов дыхания», используется игра «Назови соседей»: …трахея… (до трахеи гортань, после неё бронхи и так далее по строению). 5 класс, тема «Строение организмов», игра «Соотнеси»:
Учащимся предлагается соединить линиями понятия, связанные логически. Игра «Назови по описанию», учащимся предлагается описание какого-либо организма, а он должен угадать о ком идёт речь или учащиеся сами придумывают описание растения или животного для класса, а другие учащиеся должны угадать о ком идёт речь. Игры-путешествия - они служат для углубления, осмысления, закрепления материала. Сюжетно-ролевые игры - они служат для инсценировки воображаемых ситуаций учащимися, где учащиеся играют определённые роли. Например, построение некоторых внеклассных мероприятий подобным образом. Игры-соревнования - существенной особенностью таких игр являются наличие соревновательной борьбы между командами и сотрудничества внутри команд. Например, 6 класс, тема «Видоизменение корней», класс делится на команды, используется игра «Брейн - ринг»:
Игра – простой и легкий способ формирования взаимопомощи и дружбы между подростками, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе. Игры-миниатюры. «Узнай родственника» Пускаем лист бумаги по ряду и просим записать продуценты, консументы и редуценты, какой ряд больше напишет. «Третий лишний» Найти элемент, не подходящий ко всем другим. Например: волк, лисица, заяц; заповедник, парк, заказник. Составь трехзначное число Можно рекомендовать при закреплении какой-либо темы. Суть состоит в том, что учащийся должен выбрать из каждой колонки по первой соответственно. Шифры ответов записываются последовательно трехзначным числом.
«Биоринг» Рекомендуется после изучения темы или в конце семестра. Вызываем ученика на ринг, а остальные задают ему вопросы по теме, если не отвечает, то отвечает тот, кто задавал. Оценка выставляется по желанию. «Кроссворд» Можно использовать на каждом уроке в качестве домашнего задания. Игра "САМЫЙ…САМЫЙ…"
Игра "ПЕРЕВЕДИТЕ ТЕРМИНЫ"
Итак, на основании вышеизложенного можно выделить следующие особенности игровой технологии:
Список литературы
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями Опубликованы проекты демонстрационных вариантов ОГЭ на 2025 год Глава Рособрнадзора предложил реформу школьных экзаменов после 9 класса В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Статей за текущий месяц нет.
|
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены