РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Игровые технологии на уроке биологии

«Игра - это групповое упражнение по выработке
последовательности решений в искусственно
созданных условиях, иллюстрирующих
реальную производственную обстановку »
В.И. Рубальский

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению биологии. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции учащегося. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения ее в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального ее изучения.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного учащегося информацией. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра — это естественная для учащегося и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим подростков не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как им удобно и естественно его взять.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдать следующие условия:

  1. соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
  2. доступность для учащихся данного возраста;
  3. умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

  • ролевые игры на уроке;
  • игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
  • игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;
  • различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Игра – одна из древнейших средств воспитания и обучения. Игры в сочетании с другими методическими приёмами и формами повышают эффективность преподавания биологии. Они могут быть проведены на уроках, семинарах, факультативах, в кружках, их можно предложить в качестве домашнего задания.

Игры разнообразны по содержанию, целям проведения, организации.

Игры обучающего характера с творческим подходом: к ним относятся настольные и подвижные на местности.

К настольным относятся ребусы, кроссворды, чайнворды, лото, домино и т. д. Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. В них присутствует элемент соперничества (кто быстрее, кто больше знает, кто правильнее ответит). В результате учащиеся учатся быстро и логично рассуждать.
В этих играх закрепляются умения применять полученные ранее знания, умения пользоваться справочной, научно-популярной литературой. А главное – в процессе игры учащиеся получают знания, испытывая удовольствие.

Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияют на развитие личности учащегося в целом. Поэтому настольные игры – одно из средств развития способностей учащихся, расширение их кругозора. Такие игры проводят как индивидуально, так и входе групповой и коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Они необходимый элемент подготовки к творческим играм.

Игра - вид деятельности, в условиях ситуации направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и усовершенствуется самоуправление поведением.

В большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их разрешения. Требуется совершенно иной подход к организации обучения, изменяющий в целом систему взаимоотношений и взаимодействий.

Для ребенка игра – прежде всего увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает преподавателей. В игре все равны. Она посильна даже слабым учащимся. Более того, слабый учащийся может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.

Характерная черта игры в том, что она одновременно ставит человека в несколько позиций. Эта особенность позиции вытекает из двуплановости игры. Личность в игре находится одновременно в двух планах: реальном и условном. И именно на эту черту должен обратить внимание преподаватель. В процессе игры он может по новому открыть подростка для себя, т.к. в игре оба плана заметно переплетаются и ни один не исчезает.

Использование игр в обучении биологии решает множество задач одновременно:

  • игры способствуют становлению творческой личности учащегося;
  • формирование умения выделять проблемы;
  • принимать решения;
  • развивают познавательный интерес к предмету;
  • оказывают сильное воздействие на учащихся;
  • формируют черты характера;
  • стимулируют к поиску решений, формированию собственных позиций.

Игра на уроке – комплексный носитель информации.

В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации. Так, с одной стороны игра пронизывает весь курс, органически проявляясь почти на каждом уроке, с другой – занимает примерно пятую часть, не вытесняя ценной практической деятельности. Выучить необходимый материал учащегося можно либо заставив, либо заинтересовав его. Игра же предполагает участие всех учащихся в той мере, на какую они способны.

Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит стопроцентная активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Соперничество в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени – все эти игровые элементы способствуют активизации учебной деятельности учащихся, формируют интерес к предмету.

Функции игры:

  1. Обучающая- развитие общих биологических умений и навыков (память, внимание, восприятие);
  2. Развлекательная- создание благоприятной атмосферы на занятиях, превратить урок в увлекательное приключение;
  3. Коммуникативная- объединяет учащихся и преподавателя, устанавливает эмоциональные контакты, формирование навыков общения;
  4. Релаксирующая- формирование навыков подготовки своего психо- физического состояния, для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения;
  5. Функция самовыражения- стремление учащегося;

В процессе игровой деятельности происходит формирование всех четырёх компонентов содержания образования: ЗУН, опыта творческой деятельности и опыта эмоционального отношения к миру и к себе.

Значение игровой деятельности в формировании знаний и умений:

  1. в процессе игры выявляются уровень знаний и умений применять их в новой, сложной ситуации;
  2. активизации обучения, наличие элемента состязательности, эмоциональности деятельности приводят к повышению качества учебного процесса (в ходе игры усваивается 90 % учебного материала против 20-30% на обычном уроке);
  3. проблемное содержание в игре активизирует мыслительную деятельность учащихся;
  4. учащиеся ощущают практическую значимость знаний основ биологической науки;
  5. формальные знания превращаются в действенные;

Лучшее признание успеха игры – желание ее повторить.

Основная цель игры - повысить учебную и познавательную мотивацию учащихся, и тем самым повысить эффективность обучения. Формирование качества активного участника игрового процесса, обучение находить и принимать решения; развивать способности адаптироваться в изменяющихся условиях. Воспитание самостоятельности, воли. Формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок. Воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникабельности.

Для учащихся урок-игра - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые являются средством побуждения и стимулирования учащихся. Использовать игровые уроки возможно при закреплении пройденного материала, при переходе к изучению новой темы с целью создания проблемной ситуации, в процессе обобщения изученного материала, при проверке знаний.

Все дидактические игры, используемые мной на уроке можно разделить на четыре основные группы:

1. Игры-упражнения - они занимают 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях.

Например

5 класс, тема «Введение», используется игра «Распредели по своим местам» (домики с надписью «организмы» и «неживая природа», перечень наименований, которые, необходимо распределить: дом, вода, кукуруза, камень, бабочка, роза, воздух, медведь.)

10 класс, тема «Обобщающий урок «Молекулярный уровень»», используется игра «Назови лишнее»:

  1. ДНК, белки, крахмал, глюкоза;
  2. РНК, аденин, дезоксирибоза, остаток фосфорной кислоты;
  3. мальтоза, глюкоза, сахароза, лактоза.

10 класс, тема «Обобщающий урок «Молекулярный уровень»», используется игра «Ты мне, я тебе»:

Учитель: «Белок – полимер, а его мономер…учащийся – аминокислота»;

Учитель: «Моносахарид – мономер, а его полимер…учащийся – полисахариды».

9 класс, тема «Значение и строение органов дыхания», используется игра «Назови соседей»:

…трахея… (до трахеи гортань, после неё бронхи и так далее по строению).

5 класс, тема «Строение организмов», игра «Соотнеси»:

  • Орган покровная
  • Ткань лист
  • Клетка амёба
  • Организм клетка лука

Учащимся предлагается соединить линиями понятия, связанные логически.

Игра «Назови по описанию», учащимся предлагается описание какого-либо организма, а он должен угадать о ком идёт речь или учащиеся сами придумывают описание растения или животного для класса, а другие учащиеся должны угадать о ком идёт речь.

Игры-путешествия - они служат для углубления, осмысления, закрепления материала.

Сюжетно-ролевые игры - они служат для инсценировки воображаемых ситуаций учащимися, где учащиеся играют определённые роли.

Например, построение некоторых внеклассных мероприятий подобным образом.

Игры-соревнования - существенной особенностью таких игр являются наличие соревновательной борьбы между командами и сотрудничества внутри команд.

Например, 6 класс, тема «Видоизменение корней», класс делится на команды, используется игра «Брейн - ринг»:

  • Как называются утолщённые боковые или придаточные корни у георгина и чистяка, выполняющие запасающую функцию?
  • Как называются наземные корни, которыми растение прикрепляется к опоре?
  • Как называются утолщённые корни моркови и свеклы, в которых откладываются питательные вещества?
  • Как называются корни, обеспечивающие воздухом болотные растения?
  • Как называются корни, способные поглощать воду из воздуха?
  • Как называются корни, способствующие опоре растению?

Игра – простой и легкий способ формирования взаимопомощи и дружбы между подростками, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.

Игры-миниатюры.

«Узнай родственника»

Пускаем лист бумаги по ряду и просим записать продуценты, консументы и редуценты, какой ряд больше напишет.

«Третий лишний»

Найти элемент, не подходящий ко всем другим. Например: волк, лисица, заяц; заповедник, парк, заказник.

Составь трехзначное число

Можно рекомендовать при закреплении какой-либо темы. Суть состоит в том, что учащийся должен выбрать из каждой колонки по первой соответственно. Шифры ответов записываются последовательно трехзначным числом.

  1. симбиоз.
  2. комменсализм
  3. паразитизм
  4. дятел и жук-короед
  5. раффлезия и лиана
  6. корова и слепень
  7. гречиха и медоносная пчела
  8. лишайник
  9. акула и рыба прилипала

«Биоринг»

Рекомендуется после изучения темы или в конце семестра. Вызываем ученика на ринг, а остальные задают ему вопросы по теме, если не отвечает, то отвечает тот, кто задавал. Оценка выставляется по желанию.

«Кроссворд»

Можно использовать на каждом уроке в качестве домашнего задания.

Игра "САМЫЙ…САМЫЙ…"

  • Самое упрямое домашнее животное. (Осел)
  • Самое распространенное в России дерево. (Лиственница)
  • Самая большая змея. (Удав анаконда - 11 м, 200 кг)
  • Самая большая сухопутная ящерица. (Варан)
  • Неморская птица с самым большим размахом крыльев. (Кондор, 2,8 - 3 м)
  • Самая крупная обезьяна. (Горилла)
  • Самая крупная ягода . (Тыква)
  • Кто является самым верным другом человека среди животных? (Собака)
  • Назовите самый первый способ передвижения, который осваивает человек. (Ползание)
  • Назовите самую большую рыбу. (Гигантская или китовая акула)
  • Самое скоростное сухопутное животное. (Гепард, 110 км/ч)
  • Самый хитрый зверь в русских народных сказках. (Лиса)
  • Животное с самыми большими ушами. (Слон)
  • Назовите самое простейшее животное, состоящее из одной клетки. (Амеба)
  • Назовите самый популярный в Голландии цветок. (Тюльпан)
  • Самое крупное из сегодня обитающих на Земле пресмыкающихся. (Крокодил)
  • Самое крупное млекопитающее животное. (Синий кит)
  • Птица - обладатель самого большого в мире клюва. (Пеликан)
  • Самая высокая трава. (Бамбук, 30 - 40 м)
  • Самая ядовитая змея. (Кобра)

Игра "ПЕРЕВЕДИТЕ ТЕРМИНЫ"

  • На греческий - “учение о жилище” (экология)
  • На латинский - “восстановление” (регенерация)
  • На латинский - “окраска” (пигмент)
  • На латинский - “помесь” (гибрид)
  • На латинский - “народ, население” (популяция)
  • На греческий - “совместная жизнь” (симбиоз)
  • На греческий - “учение о животных” (зоология)
  • На греческий - “сам питаюсь” (автотроф)
  • На греческий - “слово (учение) о жизни” (биология)
  • На латинский - “уничтожение, народ” (депопуляция)

Итак, на основании вышеизложенного можно выделить следующие особенности игровой технологии:

  • Активность - основной принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление интеллектуальных и душевных сил человека, начиная с подготовки к игре, в самом её процессе, а также в ходе обсуждения полученных результатов.
  • Открытость и доступность заключается в том, что любая игра должна быть проста и понятна.
  • Групповой характер игровой деятельности: между участниками существует зависимость в освоении нового материала, эта цель может быть достигнута только совместными усилиями.
  • Занимательность и эмоциональность
  • Целеустремлённость участника, совпадение его личных целей с целями группы.
  • Состязательность и соревнование побуждают к активной самостоятельной деятельности и мобилизуют весь потенциал физических, интеллектуальных и душевных сил школьника.
  • Проблемность: ход игры может включать в себя процессы планирования, организации и разрешения проблемных ситуаций.
  • Реализация профессиональной направленности школьников через моделирование профессиональной деятельности различных специалистов.
  • Индивидуальность: в процессе игры развиваются личностные качества школьников.
  • Символический характер игры позволяет участникам раскрепоститься, раскрыть свои способности.

Список литературы

  1. Атаманова Р.И., Толстой Л.Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения. М: Знание, 1986.
  2. Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры — к профессиональному творчеству: Учеб..-метод. пособие.— Мн.: Университетское, 1989
  3. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. — М.: Знание, 1989
  4. Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика.— Новосибирск: Наука, 1987
  5. Занъко С.Ф. и др. Игра и ученье. - М., 1992.
  6. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры: (Опыт обучения хозяйственных руководителей). — М.: Экономика, 1989
  7. Конюшко В.С., Павлюченко С.Е. Методика обучения биологии. – Минск: Книжный дом, 2004
  8. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996
  9. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.— М.: Профиздат, 1991.
  10. Самоукина Н.В. Организационно-обучаюшие игры в образовании. - М.: Народное образование, 1996.
  11. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии М 1997
  12. Спивакоаский А.С. Игра - это серьезно. - М., 1981.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.