РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Пересматриваем школьные орфографические правила. Так ли хороши ЧА-ЩА и ЖИ-ШИ?

Геннадий Гаспарян
Учитель русского языка
(Лондон, Великобритания)

Из года в год, из урока в урок учителя русского языка декламируют заклинание «Пиши ЖИ-ШИ через И, ЧА-ЩА через А, ЧУ-ЩУ через У!», и дети доверчиво повторяют его. Понимаю, что замахиваюсь на святое, но правило в таком виде несовершенно, а простота его обманчива.

ЖИ-ШИ

Далеко не всегда произносимое и слышимое как [жы] или [шы] пишется через И. Правило справедливо только для ударных слогов, и ответственные учителя делают дополнение: «В ударном слоге буква И пишется после Ж, Ш без проверки... В безударном слоге букву после Ж, Ш надо проверять...» [1]; «ЖИ-ШИ пиши с буквой И под ударением ... Если безударный гласный находится в корне слова, нужно найти проверочное слово с ударным гласным ...» [2].

Заметим, что требование проверять безударные слоги ЖИ и ШИ лишает правило его привлекательной простоты. Алгоритм становится двухшаговым, а сам по себе поиск проверочных слов нелегок для малышей с их небогатым словарем и неразвитыми орфографическими навыками.

Поскольку применение правила ограничено только ударными/проверяемыми слогами, постольку оно не позволяет различать безударные ЖИ от ЖЕ (живот – желтеть), ШИ от ШЕ (широкий – шевелить), а иногда даже ЖИ от ЖА (жилет - жалеть). Буквальное следование обязывающей формуле, которой обычно оперируют в школе («Пиши ЖИ-ШИ через И!»), дезориентирует ученика и может спровоцировать ошибочное написание И на месте Е в безударной позиции (напр., ширшавый или больши).

Все мы понимаем, что истинный смысл правила - это всеобщий запрет на использование буквы Ы после твердых шипящих, исключение написаний ЖЫ и ШЫ. И почему бы не сказать об этом прямо и однозначно, а не окольным путем и с недомолвками?

ЧА-ЩА

Безударная А после мягких согласных (в их числе Ч и Щ) в произношении претерпевает не только количественные (сила и длительность звука), но и качественные (изменение звучания) превращения: она произносится как ослабленный звук [ие] (то есть [и] с призвуком [э])  или сильно ослабленный звук [ь], похожий на [и]  [3-5]. Безударных слогов, звучащих как [ча] и [ща], в русской речи нет.

Отсюда понятно, что правило «ЧА-ЩА пиши через А» возможно использовать только для ударных (или проверяемых ударением) слогов. Следует, правда, сказать, что в большой части корней, содержащих ЧА и ЩА, ударение падает именно на эти слоги.

Если же последние безударны, то правило «ЧА-ЩА пиши через А» попросту не имеет смысла, так как эти сочетания отсутствуют в звуковом составе слов. Сказанное справедливо для всех морфем: корней (обычай, случай, щадить, площадь, щавель), суффиксов (плащаница, мучать, молча) и окончаний (задача, тысяча, горячая).

Рассмотренные ограничения никак не отражены в традиционном школьном правиле про ЧА-ЩА.

ЧУ-ЩУ

Сказанное не распространяется на третий компонент школьного правила - сочетания ЧУ и ЩУ, так как звук [у] качественно не меняется при всех уровнях его ослабления.

ЧТО МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ?

В каноническом руководстве - академическом справочнике по русской орфографии и пунктуации [6] - о написании гласных после шипящих читаем следующее:

«§ 13. После ж, ш, ч, щ, ц пишутся буквы а, у (и не пишутся я, ю) ...

§ 14. После ж, ш, ч, щ пишется буква и (и не пишется ы) ...»

Школьное правило безальтернативно фиксирует написание определенных сочетаний «шипящая + гласная». В отличие от него, приведенное правило из [6] вариативно, в нем только оговорены два условия: 1) после шипящих НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ буквы Я, Ю и Ы, даже если они отражают звучание гласных в устной речи или орфографически приемлемы; 2) на письме их следует ЗАМЕНЯТЬ соответственно на А, У и  И.

Данное правило (назовем его базовым) лаконично изложено Д.Э. Розенталем применительно к корням слов [7]: «После шипящих (Ж, Ч, Ш, Щ) в корне пишутся буквы А, У, И (но не Я, Ю, Ы!) ...». Следует дополнить, что оно в равной мере справедливо для ударных суффиксов и окончаний (дружи́на, крича́ть, сгоряча́, малыши́).

Базовое правило в различных редакциях многократно воспроизводилось на грамматических сайтах (напр., [8]). Приведу его вариант, написанный мной специально для начальной школы [9]:

«После шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ) не пишутся буквы Ы, Э, Ю, Я ... Правило легко запомнить, так как эти буквы - последние гласные буквы русского алфавита ...

После шипящих:

  • пишется И вместо Ы;
  • пишется Е вместо Э;
  • пишется У вместо Ю;
  • пишется А вместо Я».

Здесь в число «запретных» букв введена Э во избежание ошибок в словах, в которых буква Е ударного слога произносится как [э] после твердых согласных Ж и Ш (жесть, шесть). Добавлена также мнемоническая подсказка (запрещенные буквы - последние четыре гласные  алфавита), которая, думаю, будет нелишней для младшеклассников.

Сравним на примерах эффективность традиционного школьного правила и базового правила/его вариантов.

На конце слов с крыши и на крыше одинаково слышится [шы]. Согласно требованию «ЖИ-ШИ пиши через И!», и в том и другом слове надо писать ШИ. На самом же деле необходимо сначала выяснить орфографически возможные падежные окончания (И/Ы в первом слове и Е/[э] во втором), а затем выбрать буквы, написание которых после шипящих не запрещается: это И и Е. 

Второй пример. В словах рабочая или горящая выяснить на слух написание окончания –ая не представляется возможным: безударные слоги ЧА и ЩА не опознаются за отсутствием звука [а]. Соответственно, нет резона обращаться к правилу «ЧА-ЩА пиши через А». Орфографические правила предлагают варианты –ая и –яя, из которых следует выбрать первый, так как буква Я после шипящих не разрешена.

Обобщим сказанное. Базовое правило и его варианты:

  • прямо называют недопустимые написания в сочетаниях «шипящая + гласная», оставляя за пишущим выбор гласной буквы, при надобности с привлечением орфографических правил;
  • универсальны в отличие от традиционного школьного правила, действие которого распространяется только на ударные/проверяемые слоги;
  • корректны, так как исключают неверные толкования и не дезориентируют ученика при переносе на письмо сочетаний «шипящая + гласная».

На основании изложенного хотел бы посоветовать учителям пользоваться базовым правилом или его вариантом, приспособленным для начальной школы [9], взамен привычных, но несовершенных лозунгов про ЖИ-ШИ и ЧА-ЩА.

Буду благодарен коллегам за отзывы и критические замечания.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса. Ч.1. Дрофа. М. 2007. С. 35.
  2. https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/75- usskii_yazyk_v_nachalnoi_shkole/stages/ 4494-pravopisanie_bukvosochetanii_zhi_shi.html
  3. http://rozental.gramatik.ru/lii-osnovnye-pravila-russkogo-literaturnogo-proiznosheniya/ss-235-proiznoshenie-glasnyh-zvukov
  4. https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/fonetika-grafika-orfoepiia-10531/orfoepiia-10534/re-d7bff1ed-f819-4c7a-ad5f-d7eee892f7e4
  5. https://is.muni.cz/el/1421/podzim2017/RJA112/fonetika__6_opravena.pdf
  6. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник. М. Эксмо. 2006.
  7. Д.Э. Розенталь. Русский язык на отлично. Орфография и пунктуация. М. Изд-ва «Оникс» и «Мир и Образование». 2009. С. 7.
  8. https://mogu-pisat.ru/spravochnik/nachalo/?clear_cache=Y
  9. Гаспарян Г. Русская орфография для русско-английских билингвов. Учебное и справочное пособие. Электронная книга. 2-е дополненное издание. 2019. https://www.teacherspayteachers.com/Product/--5018176
Читайте также:

Геннадий Гайкович Гаспарян 18.01.2021 1598 0 Фото: pixabay.com / Olga1205
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.