РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Практико-ориентированные задачи в обучении программированию

Автор:
Мошникова Татьяна Николаевна,
учитель информатики
МОУ "Лицей № 40" г. Петрозаводска

Программирование – важный раздел в изучении информатики. Перед школьниками стоит задача освоить приемы программирования, изучая формальный язык. Очень часто в качестве первого языка программирования выбирают язык Паскаль.

Язык программирования Паскаль специально разработан для обучения школьников программированию. Паскаль в своем синтаксисе использует слова и сокращения на английском языке, что облегчает восприятие смысла разделов программы, назначения операторов, функций и процедур.
Безусловно, для формирования навыков программирования необходима система упражнений и задач. Очень важным является то, какие задачи будут предложены ученику, насколько ценным для него окажется результат решения задачи, а в итоге и изучение программирования.

Практико-ориентированные задачи включают в свое содержание жизненные ситуации, позволяют пройти путь математического моделирования, раскрыть многообразие применения математики и возможность широкого применения навыков программирования.

Приведем пример двух формулировок задач: А и Б.

А) С клавиатуры вводятся два целых числа: V – скорость движения в км/ч, S – расстояние в км. Составить программу для расчета времени движения.

Б) Представьте, что вам предстоит пройти путь от своего дома до кинотеатра.
По данным, полученным из сети Интернет, при ходьбе средним темпом выполняется от 70 до 90 шагов, при этом средняя скорость пешехода составляет 4–6 км/ч.
Составьте программу для расчета времени, необходимого вам, чтобы пройти путь от своего дома до кинотеатра.

В случае А перед учеником встает учебная задача, сводимая к использованию формулы расчета времени движения.

В случае Б ученик погружается в ситуацию восприятия задачи через личное отношение. Ученику предлагается представить путь от своего дома до кинотеатра. Расстояние до кинотеатра ученик может оценить, например, построив маршрут с помощью карты. Ученику предлагается информация о скорости движения пешехода, с которым ученик себя ассоциирует, ведь он является пешеходом каждый день, приходя в школу и уходя из школы. Таким образом, результат решения задачи и программа для ее решения становятся для ученика более ценными, воспринимаемыми лично.

Использование практико-ориентированных задач в изучении программирования, очевидно, способствуют реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, направленного, прежде всего, на решение жизненных задач и проблем школьника.

Приведем несколько формулировок практико-ориентированных задач, которые можно использовать на уроках по теме «Программирование. Линейные программы».

  • Вас пригласили на день рождения. Для более интересного оформления подарка вы решили использовать коробку и упаковочную бумагу. Напишите программу для расчета длины и ширины листа упаковочной бумаги, необходимого для упаковки коробки с подарком?
  • Каждый день у вас есть определенная сумма денег на питание в школьной столовой. Напишите программу для расчета количества денег, которые у вас остались сегодня после посещения столовой?
  • Вы решили приобрести беспроводные наушники. Оказалось, что в одном из двух интернет-магазинов, цена выбранных вами наушников была меньше в 1,2 раза. Напишите программу для расчета цены наушников, которые вы приобретете.
  • Сколько времени вы проводите в школе в тот день, когда у вас больше всего уроков? Напишите программу расчета количества полных часов и минут.
  • Как известно, некоторые магазины в целях поощрения покупателей реализуют бонусные программы. Например, за покупку магазин возвращает покупателю процент от стоимости в виде бонусов (1 бонус равен 1 рублю). Напишите программу расчета начисленных вам бонусов за покупку в одном из таких магазинов.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены