РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проектная деятенльность на уроках

Проектная деятельность на уроках технологии
КазахстанГ. Астана
Ткачук Н.Ю., учитель технологии ШЛ№ 27
achatan@lenta.ru

В основе государственных образовательных стандартов лежит системно-деятельный подход, который призван обеспечить: формирование готовности школьников к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; проектирование и конструирование социальной среды для развития обучающегося с системе образования.

Одним из методов обучения предмета «Технология», является проектная деятельность. Методика универсальна для достижения многих целей, даже не связанных с материальными объектами ( цель-план действий-результат –рефлексия-новая цель). К тому же проектная деятельность позволяет реализовать на практике построение индивидуальной траектории обучения.

Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников являются общепедагогические дидактические принципы: связь теории с практикой; научность, сознательность и активность усвоения знаний; доступность, систематичность и преемственность обучения; наглядность и прочность усвоения знаний.

Образовательная функция подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.

Воспитательная функция состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности.

Развивающая функция состоит в осознании школьниками возможностей применять абстрактные технологические знания и умения для анализа и решения практических задач.

Учащиеся, работая над проектом, постигают реальные процессы, переживают конкретные ситуации, приобщаются к проникновению вглубь явлений, конструированию и моделированию новых процессов, объектов.



Выделяются этапы выполнения творческого проекта
Выполняемая деятельность Этапы выполнения учебного проекта
1.Выдвижение проблемы (выбор темы проекта, актуальность и необходимость проекта), её обсуждение и анализ
2.Требования, ограничения, условия, необходимые для выполнения проекта.Конкретизация задачи
3.Сбор информации, подбор специальной литературы по теме проекта
4.Поиск оптимального решения задачи (рассмотрение различных идей и вариантов) Поисковый
5.Выбор лучшего варианта на основе имеющейся материально-технической базы, экономических расчетов, экологической оценки и др. Конструкторский
6.Составление плана практической реализации проекта (технология изготовления изделия), подбор необходимых материалов, инструментов, оборудования
7.Изготовление изделия с текущим контролем качества (по необходимости внесение в конструкцию и технологию)
Технологический
8.Оценка качества выполнения проекта
9.Анализ результатов выполненного проекта (достоинства и недостатки проекта)
10.Оформление проекта (подготовка документации: чертежи, рисунки, технологические карты; расчет себестоимости изделия, экологическая экспертиза)
11.Защита проекта (доклад и демонстрация, ответы на вопросы) Заключительный


При работе над проектом у учащихся возникает потребность использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин. Специфика нашего предмета такова, что ученицы должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика. Мы касаемся этих предметов при изучении различных блоков. Так, при конструировании и моделировании очень важно уметь представить эскиз модели, выполнить её чертёж. А при построении чертежа изделия не обойтись без знаний по математике и черчению. Изучая раздел «Материаловедение» вплотную приближаемся к химии, «Машиноведение» - к физике. При подсчёте предварительной и полной себестоимости изделия мы касаемся экономических знаний; делая экологическое обоснование, соприкасаемся с экологией; разрабатывая рекламу, проводим маркетинговые исследования. Таким образом, межпредметные связи играют важную роль в образовательной области «Технология» и, в частности, при выполнении творческого проекта.
Необходимое звено - цепочка взаимодействия между учителем и учеником на всех этапах выполнения проекта

доля ученика в совместной работе

доля учителя в совместной работе

1.Постановка цели (включает выявление проблемы, противоречия, формулировка задач)
2.Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов
3.Самообразование и актуализация знаний
4.Продумывание хода деятельности
5.Исследование (решение отдельных задач, компоновка и т.д.)
6.Обобщение результатов и выводы
7.Анализ успехов и ошибок, коррекция

Успешность выполнения учебного проекта окончательно выясняется на его защите. Ученица делает сообщение о ходе выполнения проекта, представляет наглядный материал (изделие, документацию по его выполнению и др.) Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение одноклассниц, учителя. Подводя итог обсуждению, ученице ставится оценка.

Современное преподавание предмета, с целью повышения качества и результативности обучения учащихся по технологии, требует от учителя применение новых педагогических технологий. Проектная работа включает в себя не только традиционные формы преподавания, но и использует компьютерные технологии, которые дают возможность сделать уроки более интересными, содержательными и современными.

Предлагаю посмотреть несколько проектов учеников

ВЫВОД

Проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало прямо связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.
Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены